Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Отставка на фоне истории

Эксперт: 30 лет Назарбаева — это был урок политики национального прагматизма
19 марта, 19:01
ФОТО REUTERS

Нурсултан Назарбаев, который в течение почти 30 лет возглавляет Казахстан, объявил об отставке со своей должности. «Я принял непростое для себя решение — сложить свои полномочия в качестве президента, — сказал он и прибавил: — В этом году исполняется 30 лет, как я занимаю пост высшего руководителя нашей страны. Я был удостоен чести моим народом стать первым президентом независимого Казахстана». Согласно Конституции страны, в случае досрочного освобождения или отказа от должности президента республики его полномочия на срок, который остался, переходят к главе Сената парламента, на этом посту в настоящее время пребывает Касим-Жомарт Токаев. Напомним, что в 2010 году законодательством за Назарбаевым был закреплен титул «Лидера нации» («Елбаси»), и это дает ему право пожизненно возглавлять Совбез, передает Би-Би-Си. Назарбаев возглавлял Казахстан с 1990 года, в 2015 году его переизбрали на пятый срок. Очередные президентские выборы в Казахстане должны были состояться в 2020 году.

ФОТО REUTERS

«КАЗАХСТАН, ХОТЬ И ЯВЛЯЕТСЯ БЛИЗКИМ ПАРТНЕРОМ РОССИИ, НЕ ДЕЙСТВОВАЛ КАК ИХ МАРИОНЕТКА»

Илия КУСА, эксперт Украинского института будущего (facebook.com):

— Как мне кажется, его отставка имеет под собой две основные мотивации.

1. Он банально устал и ему все сложнее выполнять роль единоличного правителя государства. Назарбаев руководит Казахстаном с 1990 года, почти 30 лет. Ему самому уже 78 лет, а слухи о его состоянии здоровья упорно ходят в инфопространстве последние несколько лет.

2. Элиты Казахстана решили совершить превентивный удар и действовать на опережение. Нарастающее недовольство населения социальной политикой правительства, которое 22 февраля отправили в отставку, убедило многих потушить вероятный пожар ещё до его возникновения.

Я думаю, Казахстан решил пойти по пути Узбекистана после смерти Ислама Каримова в 2016 году, только без последней сцены, собственно, кончины бессменного руководителя и «отца нации».

Есть ли тут «рука Кремля» — не думаю. Казахстан, хоть и является близким партнёром России, не действовал как их марионетка, и Москве это уже давно признали, не рискуя дестабилизировать ситуацию в таком огромном и ценном для них государстве. К тому же, мощное влияние в Казахстане имеет Китай, против которого РФ также имеет довольно ограниченные возможности противодействия. В этом плане тут ситуация схожа с Беларусью.

Впрочем, разворота внешней политики Казахстана в сторону Запада, вероятнее всего, не будет, также, как и не было её в Армении и Беларуси. Связи с РФ останутся, а Китай усилит свои позиции в Центральной Азии.

«ЭТОТ УХОД С ПОСТА — СОВСЕМ НЕ УХОД»

Тарас БЕРЕЗОВЕЦ, политический эксперт (facebook.com):

— В отставке Назарбаева несколько интересных моментов. Во-первых, сам момент. Все внимание Запада и России сейчас сконцентрировано на выборах президента Украины. И потому внимание к уходу в отставку Назарбаева на порядок меньше. Соответственно, цель была сделать это в момент наименьшего ажиотажа, пока все внимание отвлечено на украинские выборы.

Во-вторых, ровно за месяц до «неожиданной» отставки Назарбаев подписал поправки в Конституционный закон о судебной системе и статусе судей, а также поправки по вопросам модернизации судебной системы. Кроме того, тогда же была запущена система нового коммерческого суда с привлечением британских юристов, которая призвана сделать суд независимым. И соответственно, обезопасить Назарбаева и членов его семьи от любого судебного преследования. В-третьих, ещё в 2013 году парламентом был принят закон «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации», который гарантировал неприкосновенность Назарбаева и членов его семьи, а также всего имущества. Поэтому этот уход с поста — совсем не уход. А точнее, уход на подготовленные позиции председателя Совета безопасности за год до выборов президента, которые должны были пройти в апреле 2020 года. Главный вопрос — зачем? Очевидно, нахождение на посту президента до конца жизни Назарбаева неизбежно привело бы к войне за преемника. Отход от поста при жизни даёт Назарбаеву шанс избрать и подготовить преемника к власти. Что очень важно с учетом любви Кремля к импровизированным «неожиданным» смертям среднеазиатских вождей, как уже случилось с Туркменбаши.

Игорь ГУЖВА, экономист:

— Я думаю, это вызов для страны. Многое, конечно, зависит от того, кто будет следующим: будет ли он поддерживать те достижения, которые есть, как будет использовать их и какой будет внутренняя и внешняя политика. Многое зависит от личности. Будет ли он последователем, реформатором или адептом...

Конечно, такие системные изменения очень быстро не произойдут. Потому что, скажем так, есть уже устойчивая траектория развития, и изменить ее очень быстро в другую сторону не удастся. Можем вспомнить опыт Грузии, когда провели реформу Михеила Саакашвили. Некоторые из них продолжают двигаться по инерции. А можем посмотреть, как в Украине начали проводить некоторые реформы, например, Национальной полиции, довели до определенного уровня, на полпути бросили, потом команда изменилась. То есть нет концепции, видений и  развития реформы. Так и в Казахстане быстрых перемен в ближайшее время я не ожидаю. Но последующая траектория зависит от нового лидера, по какому пути он пойдет. Будет ли он поддерживать внутреннего производителя, или поддерживать диверсифицированный подход по внешним отношениям, или продолжать интеграцию в рамках таможенного союза, или смотреть на экономическую парадигму мирового масштаба.

Для Украины можно брать на вооружение политику национального прагматизма. Это ключевое. О том, в  чем дефицит в украинской исполнительной власти  на сегодняшний день. Это проукраинский, пропромышленный подход, диверсифицированная внешняя политика. Мы во многом должны бы поучиться у Казахстана. Он политически и экономически входит в единый ЕврАзЭС, но вместе с тем имеет диверсифицированную энергетическую стратегию. Например, свою атомную энергетику развивает сотрудничеством с Россией, Украиной, Францией и т.д.

В Казахстане действует много разных ограничений, которые не позволяют вымыванию сырья. Создаются предпосылки, чтобы оно перерабатывалось на внутреннем рынке. Та же история в теме рынка государственных закупок. Нам есть чему поучиться у Казахстана.

Будучи членами ВТО, как и Украина, на законодательном уровне ограничиваемся поставками на определенные государственные заказы и закупки в другие страны мира. У нас есть этот продукт, почему мы должны покупать импортированные? Зачем нам экспортировать лом, если мы имеем определенные металлургические отрасли, а потом будем покупать где-то. Особенно, когда у Украины «Киевпастранс», трамваи, вертолеты, турбины и много других примеров, которым можно было бы поучиться нам у Казахстана.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать