Перейти к основному содержанию

ОУН и УПА. Еще одна попытка признания

12 февраля, 19:01
ВЕТЕРАНЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Президент Украины Виктор Ющенко в порядке законодательной инициативы отправил на рассмотрение Верховной Рады проект Закона Украины «О правовом статусе участников борьбы за независимость Украины 20 — 90-х годов XX века» с просьбой рассмотреть его как внеочередной и неотложный.

Таким образом положено начало новому этапу в эпопее под названием «государственное признание борьбы ОУН и УПА». Особенностью этого этапа является то, что проект соответствующего закона внес в высший законодательный орган глава государства, которого поддерживает официальное парламентское большинство и сформированный им Кабинет Министров. Очевидно, что при таких условиях шансы принятия законопроекта существенно возрастают, а, следовательно, можно ожидать, что 2008 год станет годом восстановления исторической и социальной справедливости в отношении одного из наиболее массовых и самых организованных периодов национально-освободительного движения Украины.

О шансах — впоследствии. Сначала о законопроекте. Он — небольшой, состоит только из 6 статей, которыми определяется, что участниками борьбы за независимость Украины являются лица, которые принимали участие в политической, партизанской, подпольной или вооруженной борьбе за свободу и независимость Украины в 20— 90 х годах ХХ века в составеУкраинской военной организации (УВО), Карпатский Сечи, Организации украинских националистов (ОУН), Украинской повстанческой армии (УПА), Украинской главной освободительной рады (УГОР), а также лица, которые оказывали помощь и содействие деятельности отмеченных организаций.

Как видим, в перечне организаций, в составе которых действовали «участники борьбы за независимость Украины», зафиксированы практически все действующие в то время политические и военные структуры, кроме Украинской Национальной Рады, которая функционировала в оккупированном фашистами Киеве, и дивизии «Галичина». Это, конечно, недостаток законопроекта, в целом отражающий реальную расстановку украинских сил, которые вели политическую и вооруженную борьбу за освобождение Украины от оккупантов.

Правда, в законопроекте есть существенное уточнение. В частности, отмечается, что участниками борьбы за независимость Украины также могут быть признаны лица, «которые проводили в составе других организаций или индивидуально деятельность, направленную на завоевание Украиной независимости». Перечень таких организаций и видов индивидуальной деятельности утверждается правительством. Хочется верить, что в этот перечень впоследствии попадут бывшие члены националистического и повстанческого подполья, которые не входили в упомянутые формирования, но активно действовали на оккупированной Советским Союзом территории Украины.

Кроме того, законопроект определяет, что участники борьбы за независимость Украины пользуются правами и свободами, предусмотренными Конституцией Украины, законами и другими нормативными актами, а государство гарантирует им социальную защиту. В то же время, органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут предоставлять ветеранам материальную и другую помощь.

Если законопроект поддержит большинство депутатов, то украинские комбатанты получат соответствующие удостоверения, и каждому из них будет гарантироваться защита прав, свобод и законных интересов в порядке, установленном действующим законодательством.

В законопроекте также отмечается, что закон «имеет очень важное общественно-политическое и морально-политическое значение, будет содействовать восстановлению исторической справедливости, повышению авторитета Украины на международной арене, заложит фундамент реального примирения и консолидации общества».

Теперь о шансах. Несмотря на то, что инициатива принятия законопроекта принадлежит Президенту Ющенко, а в парламенте зарегистрировано пропрезидентское и проправительственное большинство, нет стопроцентных гарантий успешного голосования по отмеченному проекту Закона. Так, народный депутат от БЮТ Андрей Шкиль не отрицает возможности, что представители бизнес-элиты в обоих блоках большинства могут проигнорировать это голосование. «Но не думаю, что такое случится, потому что принятие этого закона — дань всем тем, кто погиб, и тем, кто воевал и выжил», — отметил бютовец.

Больший оптимизм излучает член фракции НУ-НС Тарас Стецькив: «По предложениям и законопроектам, которые вносит Президент, наша фракция будет голосовать единогласно и однозначно «за», — заявил он. «Это будет единогласное голосование двух фракций, как это было, например, за кандидатуру премьер-министра», — заверяет нардеп.

Кажется, никто не сомневается, что ни одного голоса за государственное признание ОУН и УПА не отдадут депутаты фракций Партии регионов и коммунистов. Более того, известный коммунистический ястреб Александр Голуб предупредил, что коммунисты готовы блокировать трибуну в случае, если во время голосования по этому законопроекту будет нарушаться регламент Верховной Рады. «Наша фракция будет выступать категорически против. Потому что принятие такого закона — это надругательство над жертвами фашизма, это вызов антигитлеровской коалиции», — резюмировал Голуб.

Как всегда, туманной является позиция блока Литвина, хотя этот «туман» в последнее время имеет все более антипрезидентскую окраску. Неопределенность позиции фракции этого блока в вопросе признания ОУН и УПА отметил народный депутат Сергей Гриневецкий. По его словам, в Украине существуют другие вопросы, которые нуждаются в первоочередном решении, а поэтому законопроект Ющенко неактуален. Следовательно, очень мала вероятность, что блок Литвина положительно будет голосовать за государственное признание украинского национально- освободительного движения.

Нельзя исключать того, что на процесс голосования за признание ОУН и УПА будет влиять так называемый российский фактор. Ведь официальная Москва неоднократно категорически выступала против «легализации» ОУН и УПА и будет трактовать националистическое движение в духе коммунистической пропаганды, т.е. как «бандформирования». Не секрет, что во всех фракциях парламента немало пророссийски настроенных депутатов, которые не будут желать «обострять отношения» с Россией, а поэтому не поддержат соответствующий законопроект.

В любом случае рассмотрение и голосование в Верховной Раде за внесенный Президентом Ющенко проект Закона Украины «О правовом статусе участников борьбы за независимость Украины 20 — 90 х годов XXвека» станет знаковым событием для всех фракций парламента, и прежде всего его большинства. Это будет тест не только на его жизнеспособность, но и его состоятельность как проукраинского большинства, которое способно принимать судьбоносные для нации законы.

КОММЕНТАРИИ

Максим АВКСЕНТЬЕВ , Донецкий институт социальных исследований и политического анализа:

— Социология свидетельствует, что общественное мнение медленно, но уверенно движется к более лояльному, взвешенному отношению к проблеме признания ОУН—УПА воюющей стороной. Я имею в виду данные, представленные недавно Фондом «Демократические инициативы» и фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис». Появился спрос на информацию и мнения. Это могло бы быть аргументом для более конструктивной дискуссии о необходимости закона — но нужна ли она политикам, эта дискуссия? Сомнительно. Маловероятно, что закон примут в таком виде. Так же, как и законопроекты нынешней оппозиции о «втором государственном». И дело не только в том, что нынешняя оппозиция — наиболее мощная за всю историю и располагает рычагами для блокирования несимпатичных ей законопроектов. Перспективы подобных инициатив сейчас туманны потому, что в них важен не результат, а участие. Для обоих сторон. К сожалению, реально заинтересованные в принятии/непринятии сего закона остаются за рамками дискуссии. Им очевидно есть что сказать, но, увы, их не слышно. Желающим разобраться в проблеме слышны не факты и не мнения, а слоганы. А решения, принятые на основании слоганов, не бывают эффективны.

Николай ВАСЬКИВ, профессор кафедры теории и истории журналистики Каменец-Подольского национального университета:

— Принятие такого законопроекта уже давно актуально. Правда, можно возразить, что сейчас как раз не самый удачный момент для его рассмотрения Верховной Радой, в которой демократическое большинство очень шаткое, а противостояние приобрело довольно острые формы. Поэтому почти гарантировано, что оппозиция использует рассмотрение этого законопроекта для очередного блокирования работы ВР. И делать это будут не только традиционно враждебные к «незалежникам» коммунисты, но и регионалы (если действия Киселева, Колисниченко «иже с ними» прогнозируемо агрессивные, то Чорноволу с Герман, которые вынуждены будут подыгрывать и нашим, и вашим, в этой ситуации не позавидуешь).

Откладывать принятие такого закона на дальнейший, «более удобный» момент, однако, не представляется возможным, потому что поиск этого момента может затянуться до времени, когда никого из борцов за украинскую независимость не останется в живых. И в этом случае не должно успокаивать то, что воины УПА, других формирований требуют их признания на государственном уровне не столько из материальных соображений, сколько из морально- этических. В этом они не хотели бы ждать очередной отсрочки до «более удобного» момента.

Опасность постоянного переноса рассмотрения такого закона заключается еще в одном: его противники, чувствуя, что власть каждый раз перед ними пасует в этом вопросе и потому заявляет, что его принятие несвоевременно, что это внесет раскол в общество, с каждым разом все более взбешенно выкрикивают мифы еще советских времен о «зверином оскале национализма». Поэтому затягивание с законом о признании борцов за независимость Украины может привести к отложению его вообще на неопределенное время. А раскол в обществе как раз и останется из-за отсутствия подобного закона. Мол, если его не принимают, значит, не все там в порядке.

Принятие закона будет проходить очень остро, наверное, с драками и оскорблениями с обеих сторон. Кажется, что с небольшим перевесом, но его все же примут. После принятия закона страсти быстро улягутся. Эту страницу, наконец, воспримут перевернутой бесповоротно. Беспристрастное освещение истории Украины ХХ века породит взаимную толерантность между востоком и западом, севером и югом Украины.

Следующим шагом, который объединит все регионы Украины, должен стать законопроект, который бы предусматривал привлечение к ответственности, в том числе, и уголовной, тех, кто в годы войны, до и после нее фабриковал дела против «предателей Родины», устраивал «заградотряды», участвовал в деятельности псевдоотрядов УПА с целью дискредитации этой армии и т.п., и начать стоит с лишения их статуса персональных пенсионеров, почетных членов и т.д.

Владислав РОМАНОВ, кандидат исторических наук, г. Днепропетровск:

— Думаю, что принятие закона, проект которого внес Президент, вполне целесообразно. И хотя предложения главы государства значительно шире и касаются, например, участников диссидентского движения, однако, борьба разгорится, наверняка, вокруг признания заслуг воинов ОУН—УПА. Насколько я знаю, в соседней Польше одинаковый статус имеют бойцы как Армии Людовой, так и Армии Крайовой. Но у нас вопрос о роли ОУН—УПА остается камнем преткновения. Прежде всего, по политическим причинам. На мой взгляд, если есть искреннее желание разобраться с этой проблемой, то подход должен быть индивидуальным. В том случае, если бойцы ОУН—УПА не запятнали себя военными преступлениями и были реабилитированы, то не должно быть никаких препятствий для их признания борцами за независимость Украины. Это очевидно. Другое дело, что сейчас довольно трудно разобраться, кто был участником борьбы, а кто нет — ведь военкоматы этих людей не призывали, да и документы далеко не все сохранились. Тут, наверное, необходима масштабная работа специалистов — историков, архивистов, сотрудников правоохранительных органов. Однако, самое главное, что шансов на прохождение президентского законопроекта, как мне кажется, совсем немного. Конечно, у правящей коалиции в Верховной Раде есть большинство, однако, такое хрупкое, что с принятием этого закона наверняка возникнут проблемы. Опять будут ожесточенные дебаты, раскалывающие украинское общество, возможно и блокирование трибуны. Одно можно с уверенностью сказать: судьба законопроекта будет непростой.

Николай КОРДОН, заведующий кафедрой истории Украины Житомирского государственного университета имени Ивана Франко:

— Борьба ОУН—УПА на территории Украины за наше независимое государство заслуживает позитивной оценки, и к этим людям государство должно повернуться лицом. Здесь не должно быть идеологических и политических наслоений, а следует подходить к проблеме с научной, исторической точки зрения. Организация украинских националистов была основана в 1929 году и пришла на смену Украинской военной организации, которая, в свою очередь, была основана в 1920 году. У них были два ярких лидера — Евгений Коновалец и Андрей Мельник, но в конце 20-х в начале 30-х годов прошлого века на арену борьбы вышла молодая генерация украинских деятелей — это Степан Бандера, Роман Шухевич, Ярослав Стецько. И если брать 30-е годы, то это касается западно-украинского региона, который тогда был в составе польского государства. Относительно всей Украины мы можем говорить о периоде, начиная с 1939 года, когда Западная Украина вошла в состав Советского Союза. Считаю, что такой закон необходим, и здесь, наверное, нужно конкретно подходить к тем или иным деятелям ОУН—УПА, и возможно, реабилитация должна проходить индивидуально. Шансы на принятие этого закона сегодня, безусловно, есть, потому что в Верховной Раде сформировано демократическое большинство, и он им может быть проголосован. Мы идем к правовому государству, и нам нужны ориентиры, законодательная база. Сейчас местные советы принимают определенные решения на своем уровне, а это должно быть на всеукраинском — принимать законы об участниках национально-освободительной борьбы.

Леонид ЗАШКИЛЬНЯК, профессор Львовского национального университета им. Ивана Франко, заместитель директора Института украиноведения НАН им. Крипьякевича:

— На мой взгляд, должен быть принят новый закон, который поставит в равноправное положение воинов УПА как одну из воюющих сторон, причем закон обобщающий — вообще относительно участников боевых действий Второй мировой войны. Я не юрист, это они в данном случае должны выписать все нюансы, льготы и другие вещи, связанные с юридическими определениями и терминами. Я же говорю в глобальном смысле — Украине такой закон нужен. Политика — искусство компромисса, и должны быть сделаны политические шаги, направленные именно на достижение компромисса, который сделал бы возможным принятие такого закона. К сожалению, за годы независимости сделано немного для того, чтобы развенчать старые стереотипы, навязанные нашему народу прошлой пропагандой и агитацией, образованием и даже наукой, стереотипы, призванные выполнять одну главную «миссию» — воспитывать человека коммунистического общества, для которого мир является только двуцветным. Все, что не выгодно было коммунистической идеологии, объявлялось вражеским и для людей, и для цивилизации. Одна правда признавалась единственно верной и непоколебимой. К сожалению, это до сих пор крепко сидит в сознании жителей части Украины. Более того, этого и сейчас усиливается отдельными политическими кругами и в Украине, и из-за ее границ также. Как это не удивительно, в условиях свободы слова трудно преодолевать эти стереотипы. Ведь все время апеллируют и подкармливают эти стереотипы и политики, и средства массовой информации. Адреса этих ячеек известны, и их можно легко отличить по маркерным лозунгам. «Славянский мир», «славянское единство», «евразийская цивилизация, «Запад разлагает нас», «за Востоком — будущее», «особенный путь Украины». Я назвал всего несколько «маркеров», но они уже дают представление о картине бытия. Поэтому я бы сказал, что принятие такого закона встретит сопротивление каких-то политических сил, но вовсе не всей Верховной Рады. Я уверен, что даже при нынешнем ее составе принять такой закон в течение одного-двух лет реально. Перевес все равно будет на стороне трезвомыслящей молодой аудитории. Время работает на слом стереотипов. Я бы сказал, что можно принять этот закон и сегодня, если, конечно, его деполитизировать и поставить в плоскость человеческой этики, культуры, в плоскость отношения к человеку как к цивилизационной ценности. И даже потребности в референдуме я здесь не вижу. В таких тонких вопросах, связанных с совестью, духовностью этого не требуется. Референдумы — прерогатива политических акций, которые могут решить политические вопросы общеукраинского значения, а не вопросы, принадлежащие к тонким сферам человеческого сознания и бытия. Это мое мнение. Конечно, надеюсь, что оно совпадает с мнением практически всей Галичины. Практически 99% молодежи у нас осознает потребность и даже перезрелость этого вопроса. Даже известные историки на востоке, юге, я уже не говорю о центре Украины, тоже понимают необходимость решения вопроса об истории украинского национально-освободительного движения. Они — в русле переоценки стереотипов, старых инерционных понятий. Историки, кстати, из-за назначения своей профессии идут впереди, быстрее других. Для них появилась возможность понятного объекта исторических исследований — Украины. К сожалению, они много недоработали. Но они уже представляют объект, который называется Украиной и является самостоятельным государством с самоценным народом. Конечно, здесь могут считаться конъюнктурными некоторые вопросы, потому что историки этот свой объект в известной степени идеализируют и мифологизируют, как, кстати, делается во всем мире. На некоторой мифологизации держатся все национальные истории. И историки в хорошем смысле призваны создавать мифологию Украины, с которой постепенно будут отпадать конъюнктурные и сенсационные моменты. И останется образ, который с каждым этапом развития исследований будет все более достоверным и гуманистическим.

Подготовили: Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Ирина ЕГОРОВА, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Вадим РЫЖКОВ, Анна ХРИПУНКОВА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать