Перейти к основному содержанию

Пахнет еще одним скандалом в приватизации

19 января, 00:00

Цепочки скандалов, преследующие в последнее время Фонд госимущества и ОАО «АвтоЗАЗ», неожиданно пересеклись. По иску малоизвестного ООО «АвтоПром Инвест К о » Киевский хозяйственный суд заблокировал проведение конкурса по приватизации запорожского автозавода. ФГИ запрещено проводить любые действия по продаже госпакета акций «АвтоЗАЗа». Фонд уже объявил о намерении обжаловать это решение в апелляционном суде. Но пока что судьба многострадального предприятия остается туманной.

Фонд госимущества дважды в прошлом году пытался продать 81% акций «АвтоЗАЗа», сначала за 70, а потом за 54 миллиона гривен. И вот, когда казалось, что и объявленный в декабре второй конкурс не вызовет интереса у инвесторов, неожиданно заявку на покупку госпакета подала компания «Укравто», возглавляемая известным предпринимателем Тариелом Васадзе. В 1999-ом году он добился от правительства передачи в управление своему предприятию госпакета «АвтоЗАЗа». С тех пор было предпринято несколько попыток активизации маркетинговой политики автозавода, успешность которых оценить сложно. С одной стороны доля запорожцев на украинском авторынке выросла до 9%, с другой — Васадзе обещал добиться значительно больших успехов. Именно «Укравто» владеет унаследованной еще со времен СССР разветвленной по всей стране сетью пунктов продажи и сервисного обслуживания автомобилей, производимых в Запорожье. Заявка этой компании на приватизационный конкурс оказалась единственной, и потому, согласно процедуре, стартовая цена госпакета, 54 миллиона, должна была пройти повторную оценку. Все шло к тому, что «АвтоЗАЗ» наконец- то получит частного собственника. Но не тут-то было.

Запорожская фирма «АвтоПром Инвест К о » подала иск к Кабинету Министров (!), поскольку именно он издал распоряжение о продаже автозавода. Суть иска сводится к нарушению принципов конкуренции. В заявлении в суд указывается, что ни одна из украинских компаний не может выполнить условий допуска к конкурсу, поскольку они требуют от участников не менее чем трехлетнего опыта по производству легковых автомобилей в объеме не менее чем 100 тысяч штук. В иске указывается, что в Украине нет ни одного потенциального покупателя, имеющего такие объемы производства. Еще одним условием конкурса от его участников требуется осуществление на протяжении не менее чем трех лет торговли легковыми автомобилями, причем не менее чем в двадцати областях Украины. Реально сегодня столь разветвленную торговую сеть в нашей стране не имеет никто, кроме компании «Укравто». Любопытно, что внести это условие допуска к конкурсу Фонду госимущества предложила именно «Укравто», на правах управляющего госпакетом. Насколько эти условия законны, решит суд.

Начальник искового отдела Фонда госимущества (уже привлеченного к процессу в качестве третьей стороны) Марина Шарапа заявляет, что претензии «АвтоПром Инвест К о » необоснованы, и уверена, что выиграет суд: «Исковое заявление не содержит каких-либо конкретных указаний на то, что что- то в принципе нарушено. А очень астрактно: «нарушены принципы конкуренции». Каких-либо конкретных доказательств нет». По мнению юриста ФГИ, в этом случае Фонд в очередной раз стал жертвой надуманного иска с целью сорвать конкурс. «Для чего это делалось? Если проанализировать исковое заявление и определение суда, которое запрещает нам проводить конкурс, то как бы на первый взгляд напрашивается вывод: чтобы просто затормозить процедуру, а какие там дальнейшие мотивы — трудно рассуждать», — говорит Марина Шарапа.

Впрочем, в том чтобы АвтоЗАЗ не был продан в частные руки, по крайней мере, сейчас, могут быть заинтересованы лишь две стороны: те, кто боится кадровых или каких-то других перемен в СП «АвтоЗАЗ-ДЕУ» по итогам приватизации, а также возможно те, кто сейчас, хотя и с опозданием, все же решил принять участие в конкурсе, и теперь старается аннулировать единственную заявку со стороны компании «Укравто». Кто стоит за «АвтоПром Инвест Ко», и стоит ли кто-то вообще, у представителей самой запорожской фирмы нам спросить не удалось — ни в одной справочной службе ее координат мы не нашли. А вот запорожский губернатор Евгений Карташов сообщил, что о таком обществе с ограниченной ответственностью слышал. «Они собирают пять машин в год, и конечно не могут претендовать на покупку такого большого объекта. Кто за этим стоит, я не знаю. Но цель этого иска очевидна — сорвать конкурс. Это особенно возмутительно сейчас, когда такая большая компания, владеющая сетью реализации автомобилей по всей Украине, изъявила интерес к покупке «АвтоЗАЗа», — заявил губернатор. В Министерстве транспорта на условиях сохранения анонимности корреспонденту «Дня» посоветовали проверить, не была ли инициаторам иска киевская компания «Укрпроминвест» (контролирующая Луцкий автозавод). В «Укрпроминвесте» сообщили, что ничего не знают не только про «АвтоПром Инвест К о », но и про судебный иск, сорвавший конкурс.

Кто же остановил приватизацию крупнейшего автозавода страны, очевидно, станет известно 6 марта. На этот день Киевский хозяйственный суд назначил очередное слушание дела по «АвтоЗАЗу». Тогда же, возможно, прояснятся и причины, побудившие Фонд госимущества установить столь, мягко говоря, странные условия допуска к приватизации автозавода.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать