Парад политических монстров
Переговоры в Донецке как торжество Кремля
Авторы «Дня» неоднократно предупреждали об опасностях легитимизации Кучмы и оправдания его политики, которая во многом привела, в том числе и к нынешним событиям на востоке страны. И вот — результат. Кто бы из участников Майдана мог несколько месяцев назад представить, что Леонид Кучма и Виктор Медведчук и примкнувший к ним Нестор Шуфрич опять станут одними из ключевых фигур украинской политики, и от них в немалой степени будет зависеть судьба нашего государства? Кому бы пришло в голову, что лидеры так называемых «ДНР» и «ЛНР», объявленных Генпрокуратурой террористическими организациями, будут легитимизированы как полноправные — наряду с легитимной украинской властью и ОБСЕ — участники политического процесса? И кому бы пригрезилось, что ярых врагов независимой Украины вежливо будут приглашать принять участие в выборах — местных и парламентских — при условии, что они перестанут убивать украинских патриотов? И что они будут сидеть в Верховной Раде (а в этом можно не сомневаться — голосов для прохождения в парламент у них хватит — рядом с теми, кого убивали? Сидеть, прикрываясь депутатской неприкосновенностью и свободно продолжая свою антиукраинскую, антидемократическую и антиевропейскую деятельность?
Теперь же все это стало грубой реальностью и ближайшей перспективой Украины. Переговоры с террористами, проведенные в Донецке под освящением ОБСЕ и России, дали именно такие результаты и наметили именно такие перспективы. А еще результатом этих переговоров стало то, что Россия (которая спровоцировала и инициировала эту «гибридную войну») отныне станет контролировать Украину — придерживается ли последняя перемирия с террористами. Об этом сообщил известный «регионал» и неизвестно кем делегированный участник переговоров Нестор Шуфрич: «Была также достигнута договоренность о привлечении миссии ОБСЕ и России для мониторинга прекращения огня, а также консультаций по вопросам установления перемирия и продолжения переговоров». Иначе говоря, Кремль добился для себя статуса «миротворца» — как в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии — только пока еще без введения в Украину своего «миротворческого контингента».
И что интересно: переговоры проходили в кабинете, украшенном флагом террористической «ДНР», а Виктор Медведчук сидел рядом с Леонидом Кучмой и, судя по фотографиям, то ли «дирижировал» им, то ли говорил от его имени...
Впрочем, возможно, что это не была его самодеятельность, а полномочия быть главным переговорщиком он получил официально — ведь Президент Петр Порошенко 23 июня встретился с Медведчуком и другими участниками переговоров с сепаратистами в Донецке — экс-президентом Леонидом Кучмой, послом России Михаилом Зурабовым и представителем действующего председателя ОБСЕ Хайди Тальявини. В ходе встречи Порошенко, как сообщают СМИ, озвучил свое виденье компромисса. Насколько отвечают результаты переговоров в Донецке этому виденью — пока еще неизвестно, но что события на востоке Украины и дальше развиваются по абхазскому сценарию — это факт.
И доказательством этого является не только фактическое признание террористов-сепаратистов (не могло быть никаких переговоров под их флагом!) и перевод России в статус «миротворца», но и персональный состав участников бесед в Донецке. Леонид Кучма — это не просто «специалист по налаживанию отношений с Россией», а специалист по сдаче Кремлю украинских интересов. О Викторе Медведчуке и Несторе Шуфриче вообще говорить что-то лишнее. Разве что то, что все трое отмеченных персонажей имеют уникальную негативную харизму, а следовательно — минимальное доверие к себе со стороны украинского общества. Михаил Зурабов посол России, и этим все сказано. Политические лидеры террористов — тоже персонажи однозначные. А вот о представительнице ОБСЕ Тальявини следует говорить отдельно — именно ее участие в переговорах показывает, чем это все может закончиться.
Ведь именно Хайди Тальявини возглавляла комиссию Евросоюза по российско-грузинской войне 2008 года. Ту комиссию, которая накопила кучу нахальной и откровенной, и в то же время и в чем-то утонченной лжи, предназначенной для защиты интересов Кремля и фальсификации его роли в развязывании той войны. Эта фальшь нанесла колоссальный ущерб Грузии, создав в Европе искаженное представление о реальных событиях на Кавказе и о ролях участников этих событий.
Скажем, комиссия Тальявини отметила, что абхазская авиация не имела права бомбардировать территорию Грузии, потому что это нарушение международного права. Но эта комиссия деликатно «обошла» вопрос наличия у самопровозглашенной «республики Абхазия» военной авиации как таковой; так как в действительности под видом «абхазских» Грузию бомбардировали российские самолеты с аэродрома в Гудаути.
Другой пример: комиссия Тальявини отметила, что грузинская артиллерия в ночь с 7 на 8 августа 2008 года не имела права бомбить порт Цхинвали, потому что в городе находилось, кроме осетинских боевиков, еще и гражданское население. Но грузины после артподготовки той же ночью заняли Цхинвали — и дальше по городу и по расположенным в нем грузинским войскам двое суток били российские штурмовики и пушки. Именно этот огонь нанес городу и гражданскому населению самый большой ущерб. Но вопрос, имели ли право россияне двое суток уничтожать Цхинвали и убивать гражданское население, комиссию Тальявини не заинтересовало.
И, наконец, по мнению комиссии Тальявини, война началась в ночь на 8 августа атакой грузин. Точка! Но до этого целую неделю осетинские боевики обстреливали грузинские села и захватили одно из них, до этого почти все гражданское население было эвакуировано из Цхинвали, зато там в большом количестве появились «осетинские ополченцы» и «российские добровольцы», до этого через Рокский тоннель в Большом Кавказском хребте прошли сотни российских танков и бронетранспортеров, раздавив на своем пути грузинский анклав, расположенный на удобной для передвижения бронетехники дороге на Цхинвали, — но это, по мнению госпожи Тальявини и ее комиссии, не была война.
А вот когда грузины не стали ждать, пока эти танки и «ополченцы» двинутся на Тбилиси, а нанесли встречный удар, — вот тогда, оказывается, война и началась.
Иначе говоря, политические монстры существуют не только в России. И не только в Украине, но и в Европе. И весь состав участников переговоров в Донецке может быть охарактеризован как парад политических монстров, от которых, ввиду деталей их биографий, украинцам никакого добра не будет.
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»
Михаил СААКАШВИЛИ, экс-президент Грузии:
— Конфликт в Донецке и Лугангске похож как две капли воды на войну в Абхазии 1992—1993 годов.
Тогда Шеварднадзе подписал три соглашения по перемирию, и каждый раз Россия использовала это для перегруппировки сил и захвата новых территорий. Объявляя о перемирии сегодня, Путин, скорее всего, ставит перед собой три задачи: первоочередная — избежать секторальных санкций со стороны Запада, которые были бы неминуемы, если бы сейчас не было достигнуто соглашение. Вторая — Путину удалось создать новые субъекты в виде бандитов из ДНР, что позволит в будущем ссылаться на конфликт между Украиной и ДНР, а не Украиной и Россией; и третья — попытаться снизить бдительность украинского правительства, секретно усилить бандитов для нанесения решающего удара и выдворения украинских войск из Донецка и Луганска.
Уверен, что руководство Украины имеет достаточно опыта, чтобы проанализировать все возможные риски и не дать Путину осуществить план по дальнейшему расчленению и подрыву государства.
Виталий ГАЙДУКЕВИЧ, журналист:
— ...Может кто-нибудь объяснит, какую функцию на так называемых трёхсторонних консультациях в Донецке выполняют Шуфрич и Медведчук? Они прокладка, что бы ни говорили, что власть села за стол переговоров с террористами? Представляют ли они реальные интересы Путина, а Зурабов так — ширма? Господа, Вы вообще собираетесь объяснять стране действия власти? Вам не кажется, что нужно было выйти и объяснить кто, куда, почему летит... и вообще, кто есть ху за этим столом? Господа, сколько времени ещё нужно Банковой, чтобы осознать — если вы не будете объяснять свои действия народу, то не нужно обижаться, когда народ придёт добиваться объяснения сам.
Господа, я допускаю, что где-то там вы делаете полезные и правильные вещи, но если вы будете громко молчать относительно резонансных тем... то возникают вопросы — а что же вы делаете? Это естественно...
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель главы Администрации Президента Украины («Свобода слова», ICTV):
— Украинскую сторону на переговорах Трёхсторонней контактной группы в Донецке представлял только второй президент Леонид Кучма. Я считаю, что было интересно найдено решение, когда второй президент Украины Леонид Кучма включился в эту работу, и это единственный представитель, который был от Президента. Все другие представители (Медведчук, Шуфрич и тому подобное. — Ред.) — не украинские представители.
Лариса ИВШИНА, главный редактор «Дня»:
— Очень хорошо. Только они и Кучма — «близнецы-братья»... Всегда вместе. Не заметили? А вот Путин заметил... И назначил и террористов, и переговорщиков. А украинское экспертное сообщество должно сделать вид, что ничего не произошло неприличного... Объясните, политологи, (особенно завсегдатаи Ялтинской, бездомной теперь, инициативы) — как случилось, что человек, против которого восстал первый Майдан, теперь «доверенный» у человека, которого привел к власти Майдан второй?..
Выпуск газеты №:
№114, (2014)Section
Подробности