Перейти к основному содержанию

Парамилитаристские формирования: новая угроза номер один

02 июня, 17:25
ФОТО РЕЙТЕР

В ходе необъявленной войны нового типа Украина, возможно, первой из воюющих стран в новом веке столкнулась с совершенно новой угрозой — масштабной деятельностью парамилитаристских группировок в восточных регионах государства. Их появление и развитие похоже на современный вирус чумы — страна уже более месяца живет в состоянии опасности перемещения этой угрозы в более благополучные и стабильные регионы.

Речь идет о сращенных группах вооруженных боевиков в современные, отменно оснащенные формирования, состоящие из кадровых разведчиков-диверсантов РФ (не более 3—5% от всего состава), прибывших из-за границы вооруженных наемников (до 20% состава) и «людей с украинскими паспортами» (порядка трех четвертей участников).

Все участники формирований имеют разную мотивацию. Отличительной особенностью войны этого типа является участие минимального числа людей, имеющих идеологию и руководствующихся определенной стратегией и тактикой. Это — прямые посланники государства-агрессора (России в данном случае), выполняющие функции организаторов и координаторов. Они выполняют диверсионные задачи, по большей части искренне и преданно служа хозяину Кремля. Скорее всего, эти люди опираются именно на мощную идеологическую платформу — создание империи под руководством личности, которую считают сильной. Создавая силу государства (иллюзорность которой они, естественно, не осознают), они таким образом ощущают себя представителями сверхдержавы. То есть кажутся себе людьми, иерархически стоящими выше остальных. В этом неистребимая основа их мотивации, которая естественным образом усиливается делегированными полномочиями «распространять» зону власти Путина, при этом «легитимно», то есть прикрываясь его «разрешением», безнаказанно тиранить людей, применять пытки и даже лишать людей жизни. Они упиваются беспредельной властью и живут возможностью ее получения. Деньги, звания и награды для них имеют значение, но находятся на втором плане деятельности. С этой категорией людей нет смысла разговаривать — их можно только уничтожать.

Бессмысленны убеждения и второй категории участников — наемников из иностранных, преимущественно, российских территорий. Это люди, зарабатывающие на войне. Они психологически питаются войной, упиваясь мгновением реализовать то, что в нормальной жизни немыслимо. Крайняя степень милитаризации, пожизненная асоциальность и нежелание заниматься самореализацией в мирной жизни. Они похожи на древних кочевников, осуществляющих набеги. Как и первая категория боевиков, они знают только язык силы.

Наконец, третья категория боевиков — украинцы. В подавляющем большинстве жители восточных регионов. Значительная часть из них связана с криминальным миром либо является его неотъемлемой частью. Взяться за оружие их вынудил не только терпкий привкус войны. Хотя для большинства из них реализация в нормальной, мирной жизни невозможна — в силу привычки жить на грани или вне закона. Для некоторых желание подкреплено долгой практикой получения легких денег — в обмен за незаконную деятельность. Вот почему в их рядах оказалась часть милиционеров и представителей спецподразделений МВД — они практически были «на ставке» у представителей криминалитета и большого бизнеса. Но именно эта часть боевиков не особенно стремится к какой-либо победе — у них нет определенной идеологии, им по большому счету все равно, в каком государстве жить. Сердцевина их мотивации — легкий заработок. Более того, многие из них привыкли жить, например, контрабандой, и для возвращения к мирной жизни им необходима какая-то реалистичная замена.

Вообще, следует признать, что Донецкая и Луганская области в смысле индивидуальной реализации представляют собой сложные регионы, и новой власти следует подумать об адекватных социальных программах. В ином случае внутренний конфликт при поддержке Кремля может затянуться надолго.

Само по себе появление и неконтролируемое перемещение вооруженных формирований, не принадлежащих к конкретному государству, новое и крайне опасное для Европы. Это явление составляет основу войны нового типа, названной экспертами «гибридной» и «постиндустриальной». Следует признать, что Кремлю удалось осуществить экспорт этого вида войны (или терроризма государственного масштаба) на территорию Украины, а фактически — в Центральную и Восточную Европу. Чрезвычайный вызов в связи с размахом и углублением этого явления связан с целым рядом прогрессирующих форм воздействия на население и власть отдельного государства. Во-первых, условность границ и относительная легкость перетекания явления (перемещения вооруженных групп) в благополучные регионы. Во-вторых, возможность активно воздействовать на мирное население с целью создания паники, неверия в государство, а также прямого использования в качестве живого щита. К крайним видам опасности может относиться и возможность применения оружия массового поражения. В-третьих, возможность «саморазвития» явления — оно питается анонимно совершаемыми преступлениями, масштабным мародерством, отсутствием возможности адекватно противостоять со стороны мирного населения. То есть потенциально способно вызвать гуманитарную катастрофу с потоками беженцев. А также — хаотичное вооружение всех и такое же бесконтрольное повсеместное применение оружия. Наконец, в-четвертых, способность групп боевиков «растворяться» среди мирного гражданского населения. Скажем прямо: это явление распространяется подобно чуме — XXI века, поражая психику всех участников событий, и исполнителей преступлений, и их жертв.

Потому помимо планового бескомпромиссного истребления первых двух групп возможен лишь один альтернативный путь избавления Украины от террористической чумы — создание коридора для их ухода. Однако, если принять во внимание, что Украине не под силу очень оперативно «закрыть» границу, опасность может присутствовать долгое время — до нескольких лет. Для уверенного противодействия явлению необходимы сильная разведка (включая технические средства и агентуру), сильные структуры безопасности на местах и активно действующее в качестве информаторов население. К сожалению, Украина не обладает ни одним из перечисленных факторов. Вообще, второй по масштабам угрозой для Украины специалисты называют именно «открытую границу» с Россией. За короткое время появилось слишком много свидетельств несанкционированного проникновения в Украину боевиков с оружием и даже эпатажных явлений типа появления на территории страны джипа одиозного российского политика Жириновского. Масштаб проблемы украинские специалисты оценивают таковым, что для устранения угрозы требуется помощь западных государств. Украина не имеет адекватных технических средств разведки, не владеет разведывательными спутниками, не имеет беспилотной разведывательной авиации.

Кроме того, окончательно не исчезла и опасность масштабной военной агрессии со стороны России. Хотя момент Путиным бесповоротно утерян, и солидная группировка войск на востоке уже способна дать мощный военный ответ (то есть многочисленные жертвы со стороны РФ неминуемы), у многих наблюдателей нет уверенности, что хозяин Кремля руководствуется здоровой логикой.

Впрочем, успешно проведенные президентские выборы в Украине, а также их безоговорочная поддержка демократическим миром планеты в значительной степени развязали Киеву руки в проведении более активной антитеррористической операции на востоке страны.

Если с определенным риском начать проводить активную фазу АТО — некоторые руководители военного ведомства даже настаивают на необходимости проведения войсковой операции с применением тяжелых вооружений, то время военного противостояния может составить порядка трех недель. При условии твердости и слаженности Запада в отношении санкций. Но в этом случае стоит признать, что потери среди мирного населения существенно возрастут. С другой стороны, широкое использование тяжелых вооружений, в том числе и высокоточного авиационного вооружения, высокоточных средств поражения наземного базирования, открывает возможность активного воздействия на психику украинской части группировок боевиков, что может привести к их отказу от дальнейшей борьбы. В этом случае иностранные террористы либо будут уничтожены, либо будут вынуждены пробиваться через границу — домой, в Россию.

Апологеты продолжения АТО считают более правильными выверенные действия спецгрупп по ликвидации боевиков. Тогда население пострадает меньше и будет меньше рисков глобального вторжения российских войск. А распространение зон влияния власти должно осуществляться по мере продвижения вглубь регионов подразделений ВСУ, НГУ, МВД и СБУ — с налаживанием полноценной взаимосвязи с местным населением, осуществлением наборов в ряды милиции и т. д. Но, в любом случае, без социальных программ для региона его будет лихорадить не менее двух лет, считают специалисты в области ликвидации кризисов.

На самом деле, правда, как всегда, — где-то посредине. Ведь нередко силовики, координацию деятельности которых не всегда уверенно и четко проводит Киев, действуют ситуативно и спорадически, исходя из возможностей обстановки применить то или иное вооружение. С одним все участники соглашаются единодушно — президентские выборы в Украине в первом туре открыли «второе дыхание» и уверенность в том, что АТО завершится успешно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать