Перейти к основному содержанию

Патриарх Варфоломей: шанс остаться в истории

«Украинская церковь может стать автокефальной во время Собора на Крите, но для этого все православные должны быть сознательными и патриотическими», — эксперт
10 июня, 10:02
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В канун Вселенского Православного Собора, который должен состояться 19—27 июня на Крите, ситуация набирает детективного характера. Главным ее дестабилизатором выступает Русская церковь, которая хотя и не открыто, но с помощью всевозможных интриг, закулисной борьбы и обмана пытается вставить палки в колеса. «Москва, с одной стороны, фальшиво улыбается предстоятелям православных церквей, а с другой — вкладывает деньги в новые сайты и накачивает старые риторикой на уничтожение Собора, на дискредитацию вселенского патриарха», — пишет у себя в «Фейсбуке» Ярослава Мищенко.

Как известно, подготовка к Собору, инициированному Константинополем, длилась больше чем полвека. Однако на сегодняшний день РПЦ и несколько других православных церквей выразили несогласие относительно некоторых документов и привали изменить срок их рассмотрения на позже. А Болгарская Православная церковь вообще отказалась принимать участие в Соборе. Свои условия выдвинула и Антиохийская православная церковь. В ответ Русская церковь сразу заявила, что неучастие в Соборе хотя бы одной церкви составляет непреодолимое препятствие для его проведения.

«Одни капризничают — требуют не выносить на собор вопросы, которые могут породить дискуссию, другие воинственно возмущаются, что если дискуссии избегать — то зачем собираться, третьи возмущаются схемой рассадки участников собора, которая оскорбляет чувство верующих, — пишет Татьяна Деркач в материале «Собор несобранных» на сайте религиозно- информационной службы Украины. — Но проблема более глубока. Фактически, большая часть поместных церквей, которые на данный момент принадлежат к всеправославному диптиху, уходят корнем в общее советское прошлое: Россия, Грузия, Сербия, Албания, Чехия, Словакия, Польша, Болгария и Румыния. Каким бы древним не было их происхождение — оно не заретуширует на этих церквях очевидного отпечатка коммунистического прошлого — период церковной фрустрации и деградации. «Несоветские» поместные церкви (Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) исторически принадлежат к эллинскому (византийскому) миру, и это такой же анахронизм, как и СССР или «русский мир». Возможно ли предположение, что сегодняшняя церковная ситуация является отображением ситуации политической, где продолжается борьба за биполярный мир между двумя цивилизационными центрами? По-видимому, это так».

Между тем, в украинском парламенте зарегистрировали проект постановления «Об Обращении Верховной Рады Украины к Всесвятости Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенского Патриарха относительно предоставления автокефалии Православной церкви в Украине».

«На протяжении всего ХХ века в Украине длительная борьба за поместный автокефальный статус древней Киевской метрополии, которая в течение семи веков находилась в составе Вселенского патриархата, а в 1686 г. с грубым нарушением канонов была присоединена к патриархату Московскому, — идет речь в приложении к проекту постановления. — Историческая преемственность этой борьбы, которая ведется на протяжении такого значительного времени, а также динамический рост в нашей стране структур УПЦ Киевского патриархата ярко свидетельствуют, что Москва зря надеется на последующее удерживание Украины в орбите влияния РПЦ».

«Вот уже два года, как Украина страдает от вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации, которая признана «государством-агрессором» решением Верховной Рады от 27 января 2015 г., — также идет речь в тексте дополнения. — Вопреки всем международным нормам права, аннексирован Крым. Продолжается развязанная и искусственно поддерживаемая сегодня Россией война на Донбассе. В условиях, которые сложились, народ Украины уже не воспринимает идею церковного единения с Блаженнейшим Патриархом Московским Кириллом, который не только не выступил в защиту православных христиан Украины,  страдающих от российской агрессии, но и стал одним из главных идеологов «русского мира», а, следовательно, и одним из архитекторов нынешней «гибридной войны» России против Украины».


ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В канун Собора на Крите, народные депутаты (авторы постановления — Андрей Парубий, Сергей Высоцкий, Андрей Левус, Николай Княжицкий, Мария Матиос, Виктор Еленский) обращаются к Вселенскому Патриарху Варфоломею: «Признать недействительным акт 1686 г. как таковой, что был принят с нарушением священных канонов Православной Церкви; Активно участвовать в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного Собора, который бы решил все противоречивые вопросы и объединил Украинское православие; Ради блага Православной церкви в Украине и целостности украинского народа издать Томос об автокефалии Православной церкви в Украине, на основе которого она могла бы занять надлежащее место в семье поместных Православных церквей».

«ВО ВСЕЛЕНСКОМ ПРАВОСЛАВИИ ЕСТЬ СИЛЫ, КОТОРЫМ ЭТОТ СОБОР АБСОЛЮТНО НЕ НУЖЕН, — ЭТО РПЦ ВО ГЛАВЕ С ПАТРИАРХОМ КИРИЛЛОМ»

Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующая отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины:

— Год назад, когда тема Всеправославного собора начала реализовываться, у меня были большие сомнения, что он состоится. Очень хочу ошибиться, но эти мои опасения могут осуществиться. Во Вселенском православии есть силы, которым этот собор абсолютно не нужен. Это те силы, которые видят во Вселенском патриархе главного конкурента, — это Русская православная церковь во главе с патриархом Кириллом. К слову, во Вселенском патриархате существует не одна позиция, а есть масса разных внутренних течений, которые собираются между собой по принципу «против кого дружим?»

Например, Болгарская православная церковь, которая недавно отказалась от участия во Всеправославном соборе, всегда была сателлитом РПЦ, поскольку исторически едины, на кого они могли опереться в борьбе с Османской империей — это Российская империя. Но неужели нужно быть такими благодарными 200 лет? В настоящее время в обществе действуют совсем другие законы, рождается другая идентичность, потому нужно думать о том, как сохранить православную конфессию, ее уникальность. Но церковные иерархи и их народы из-за политических игрищ могут потерять православную веру. Сейчас не время выяснять, кто главнее, а время подумать о том, что перед православием стоят такие вызовы, которые, возможно, не стоят перед всеми другими. Даже количественно православных при самых оптимистичных подсчетах — не больше 350 миллионов. В то же время католики очень твердо стоят на ногах, а у протестантов вообще поднялась мощная волна. На этом параде интересов, идентичности, уверенностей православие дает сбой.

Одним словом, полнота православия — это миф, и я соглашаюсь с теми экспертами, которые говорят, что сегодня там руководит не христианская любовь и не осознание полноты и единства традиций, а исключительно политические и экономические интересы. И, вероятно, это щедро оплачивается теми, кто не хочет этой полноты.


ПОСЛЕДНИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БЕСТСЕЛЛЕР ИЗ БИБЛИОТЕКИ ГАЗЕТЫ «День» — «ПОВЕРНЕННЯ В ЦАРГОРОД» — РАССКАЗЫВАЕТ О ДАВНЕЙ СВЯЗИ УКРАИНЫ КАК ПРАВОПРЕЕМНИЦЫ КИЕВСКОЙ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИЕЙ. В КОНСТАНТИНОПОЛЕ — КОРНИ НАШЕГО ХРИСТИАНСТВА. КИЕВСКАЯ МЕТРОПОЛИЯ В ТЕЧЕНИЕ СЕМИ ВЕКОВ НАХОДИЛАСЬ В СОСТАВЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА, А В1686 г. С ГРУБЫМ НАРУШЕНИЕМ КАНОНОВ БЫЛА ПРИСОЕДИНЕНА К ПАТРИАРХАТУ МОСКОВСКОМУ. СЕГОДНЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ПОСЛЕ ВСЕХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КРЕМЛЯ В УКРАИНЕ, ПРИШЛО ВРЕМЯ ИСПРАВИТЬ ЭТУ ОШИБКУ, СДЕЛАВ УКРАИНСКУЮ ЦЕРКОВЬ ПОМЕСТНОЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Я думаю, что для организатора это настоящая честь собрать VIII Вселенский собор и стать современником этого события, поскольку благодаря этому он войдет в века. Но амбиции — оправданные или неоправданные — являются движущим мотивом, вместо будущего православия как отдельной христианской конфессии.

Но проблема не только во вселенском и российском патриархах, дело еще и в украинских православных лидерах. К сожалению, нынешний митрополит УПЦ МП Ануфрий очень слаб, чтобы решительно повернуть православный корабль в сторону самостоятельности и автокефалии. Его устраивает тот статус, который в настоящее время есть у церкви, — автономность в управлении, предоставленная еще Алексием ІІ. Иерархи боятся, что их осудят, и они потеряют свою каноничность — они заслеплены этой идеей и не понимают, что каноны — это человеческое творение, которое может изменяться. Но каждый выбирает тот фундамент, на котором он строит свой дом, и православие выбрало каноничность. Хотя мы видим, как современные ветры разрушают эти фундаменты. Поэтому я не жду предоставления Украинской православной церкви статуса поместной — разве если все православные сразу станут сознательными и патриотическими и используют этот исторический шанс.

Варфоломей тоже человек «себе на уме». Я понимаю, что РПЦ оскорбила его своими действиями, пытаясь «задвинуть» его на историческую обочину. Но очень плохо, если при определении судьбы украинского православия, вселенский патриарх будет руководствоваться эмоциями. В этом плане Варфоломей достаточно ответственный, но конфликт в треугольнике Вселенский патриарх—РПЦ—украинское православие  не единственный, и в настоящее время он проявил себя более выпукло.

Лично я также против вмешательства политиков в церковно-религиозные процессы. Но история показывает, что церковь не предприняла ни одного серьезного шага без вмешательства политического фактора. Наверное, христианство не может решить эти вопросы без светских лидеров. Просто это вмешательство может быть взвешенным и умным, а может быть грубым. Религиозная сфера — очень деликатна, и люди обижаются сильнее, если зацепить их потайные вероисповедные основы, чем материальный статус. В этом плане я не уверена, что Петр Порошенко готов адекватно вмешаться в религиозный процесс, чтобы это было на пользу Украине. Думаю, все наши президенты в течение 25 лет демонстрировали, что они неспособны решить этот вопрос.

Заниматься признанием статуса Украинской православной церкви должны не политики и не светская власть. Например, анафема между католическим Папой и православным патриархом была снята через взаимное признание, что является исключительно делом церкви. Но важно то, что украинское общество демонстрирует церкви свое недовольство ее политикой, в том числе через проект запрещения деятельности церкви, центр которой находится на территории, признанной государством-агрессором, хотя это далеко от реализации. Таких акций должно быть больше, чтобы церковные иерархи, сидя на Печерских холмах, не считали, что все идет так, как Бог указал. Их нужно держать в тонусе, чтобы они тоже делали какие-то движения. Но пока позиция церкви заключается только в оправдании в ответ на претензии общества. Церковники должны взять на себя ответственность за тех священников, которые хранят оружие, запретив им служить. УПЦ МП не имеет четкой позиции, а общество устало от полутонов, когда идет война.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать