Перейти к основному содержанию

«Перемирие» тревоги нашей

Эксперт: «Надлежащие выводы по поводу ситуации на Донбассе не делают. Время используют неэффективно»
02 октября, 11:56
ЗА ПРОШЕДШИЕ СУТКИ ТЕРРОРИСТЫ СНОВА ОБСТРЕЛЯЛИ ДОНЕЦКИЙ АЭРОПОРТ. НО УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ ПРОДОЛЖАЮТ СОХРАНЯТЬ КОНТРОЛЬ НАД СТРАТЕГИЧЕСКИМ ОБЪЕКТОМ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СНБО АНДРЕЙ ЛЫСЕНКО ОТМЕТИЛ: «ДЕСАНТНИКИ И ПЕХОТИНЦЫ ИЗ ДВУХ БРИГАД, КОТОРЫЕ НЕСУТ СЛУЖБУ В ЭТОМ АЭРОПОРТУ, БЛЕСТЯЩЕ ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, УДЕРЖИВАЮТ ЭТО МЕСТО. ОНИ БОЛЬШИЕ ГЕРОИ, КОТОРЫХ УЖЕ ЗАСЫПАЛИ СОТНЯМИ ТОНН СНАРЯДОВ, РАКЕТАМИ, НА НИХ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ ДЕСЯТКИ АТАК РОССИЙСКОГО СПЕЦНАЗА И ТЕРРОРИСТОВ» / ФОТО РЕЙТЕР

Прошел почти месяц с момента, так называемого прекращения огня на Донбассе. По словам спикера СНБО Андрея Лысенко, за это время погибло уже свыше 30 человек. Координатор группы «Інформаційний спротив» Дмитрий Тимчук пишет, что ежедневно совершаются многочисленные обстрелы позиций украинских военных. По словам эксперта, наиболее сложной ситуация остается в районе населенных пунктов Дебальцево, Редкодуб, Никишино, Красногоровка, Счастье, не прекращаются обстрелы донецкого аэропорта. На территории Украины также до сих пор находятся российские войска, о чем отметила представительница Госдепа США Джен Псаки. «Мы призываем Россию вывести все ее войска и вооружение из территории Украины», — обратилась она к стране-агрессору. 

Между тем, украинское руководство продолжает сохранять внешнее спокойствие по поводу ситуации на Донбассе. 25 сентября в своем Твитере Президент Петр Порошенко отметил, что это был «первый день реального перемирия». На днях же Андрей Лысенко заявил, что он сомневается в потребности проведения 4-ой волны мобилизации. Но не все так просто. Упомянутый Дмитрий Тимчук сообщает, что в штаб «ЛНР» были доставлены партии шеврона «Харьковской народной республики». Кроме того, в районе г. Стаханов фиксируется перебрасывание подразделений 76-й десантно-штурмовой дивизии ВС РФ — поближе к упомянутой «линии столкновения».

Какие же планы могут иметь российско-террористические группировки? Существует ли реальная опасность дестабилизации других регионов Украины? Как долго может продолжаться «перемирие», результатами которого являются ежедневные жертвы среди украинцев?

КОММЕНТАРИИ

«ВРЯД ЛИ ТЕРРОРИСТЫ СОГЛАСЯТСЯ ОСТАВИТЬ КОНФЛИКТ В ТЕХ ПРЕДЕЛАХ, КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УСЛОВНО ОПРЕДЕЛЕНЫ»

Алексей МЕЛЬНИК, директор программ по вопросам внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова:

— Опасность распространения конфликта за рамки Донбасса существует. Время от времени она усиливается или ослабляется. Но эта опасность существует постоянно, и тенденции к эскалации достаточно высоки. Любые действия — или целеустремленные с российской стороны, или со стороны наших «ура-патриотов», вроде избиения Шуфрича, — только способствуют наихудшему сценарию, о котором мы говорим.

Существует много версий последующих действий террористических группировок Донбасса, в том числе относительно попыток увеличения подконтрольной им территории вплоть до Крыма, или до расширения «ДНР-ЛНР» до административных границ Донецкой и Луганской областей. Но самое главное то, что та сторона конфликта не собирается придерживаться «перемирия». Во-вторых, в настоящий момент есть много оснований считать, что у террористов нет не только единого центра контроля и координации, но нет хотя бы нескольких конкретных центров влияния, с которыми можно было бы вести переговоры и достигать каких-то договоренностей. В-третьих, вряд ли они согласятся оставить этот конфликт в пределах, которые в настоящее время условно определены. Перспектива для этого конфликта стать «замороженным» имеет существенные отличия с тем, что мы наблюдаем в других аналогичных местах, как, например, в Приднестровье.

Теперь создается впечатление, что надлежащие выводы из ситуации, которая сложилась на Донбассе, не делаются, а время, отведенное на «перемирие», используется неэффективно. Как наиболее яркий пример — министр обороны Гелетей, которого заслуженно критиковали все эксперты. И мы не видим каких-то кадровых переназначений.

Хотелось бы верить, что сейчас что-то происходит, но об этом не информируется широкая общественность. Это считалось бы нормальным, потому что война является войной. Но очень мало оснований радовать себя оптимизмом.

Относительно четвертой волны мобилизации, то мне трудно сказать, что стоит за этим решением. Но, очевидно, нужно понимать, что в этом плане есть достаточно серьезные ограничения: можно набрать еще несколько тысяч людей, но их нужно научить, одеть, накормить и обеспечить всем необходимым. И не за счет волонтеров, а за счет государства. Есть ли у государства такие ресурсы? Этот вопрос может лежать в основе непроведения 4-й волны мобилизации. Ведь я не думаю, что наши руководители настолько наивны, что не верят во временность этого перемирия.

«ОЧЕНЬ ОШИБОЧНОЕ МНЕНИЕ, ЧТО НАМ НЕ НУЖНА ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА МОБИЛИЗАЦИИ»

Александр КИХТЕНКО, генерал армии, бывший командующий Внутренними войсками Украины:

— «Особый статус» Донбасса — это очень проблемный вопрос. Как на сегодняшний день его эффективно решить — сказать сложно. Во-первых, перемирия как такого нет, ведь за время его действия погибло больше 30 человек, много раненых, уничтоженной техники. Фактически, перемирие существует в одностороннем порядке — со стороны украинских сил. Представители так называемой «ДНР-ЛНР» это перемирие не поддерживают, нет реального отведения войск РФ. То есть, «минские договоренности» не выполняются и есть угроза продолжения этого конфликта. Я думаю, есть попытка российско-террористических войск — установить границу «ДНР-ЛНР» по административным границам Донецкой и Луганской областей. Но произойдет это или нет — будет зависеть от украинской стороны.

Но можно констатировать тот факт, что руководство АТО и государства в целом не сделали серьезных выводов ни из неудачных операций, ни из обеспечения личного состава. Например, в Дебальцево направлено БТО «Волынь» на школьных автобусах, перекрашенных в зеленый цвет, в них совсем нет грузовиков для перевоза людей и грузов — обеспечение осталось на том же низком уровне. Местные органы власти пообещали отремонтировать 6 БРДМов, но это не задача ни городской власти, ни военных комиссариатов. Таким образом, украинские военные опять брошены в горячую точку без соответствующей техники и средств.

Мы должны быть готовы к новому витку конфликта — должны четко работать военные комиссариаты, создаваться оперативные и стратегические резервы, решаться все вопросы,  существующие в плане обеспечения наших войск. А если мы и дальше будем ожидать от России соблюдения какого-то перемирия, то победы у нас не будет. И это очень ошибочная мысль, что нам не нужна 4-я волна мобилизации. На сегодня страна осталась без серьезных мобилизационных резервов — как материально-технических, так и человеческих. И их восстановление — задача не одного месяца или даже года.

Руководство нашего государства не делает никаких выводов из собственных ошибок и проигрышей в восточном регионе. Если сохранять мир любой ценой, выходит, нужно признать оккупацию Украины соседним государством и капитулировать. Но этот мир любой ценой сегодня не устраивает ни меня, ни любого другого украинского патриота. Все заявления и нерешительные действия власти лишь подстрекают общество, и это может привести к ухудшению ситуации в целом в государстве. Люди, которые сегодня отдают свою жизнь и здоровье в зоне АТО должны чувствовать, что государство им не изменило, власть их поддерживает, потому что иначе можно ждать любой беды. Это закончится не только мусорными баками.


Александр СТУББ, премьер-министр Финляндии:

Мы на Западе забыли, что россияне не склонны принимать правила. Они хотят их навязывать сами. Мы захотели дать им западную модель, но это не сработало. Теперь Западу надо это признать и пересмотреть свое отношение к России. Избавиться от иллюзии о сотрудничестве с Россией надо было еще в 2008 году во время войны в Южной Осетии, когда российская армия вторглась на территорию Грузии

(Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1 октября 2014)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать