Перейти к основному содержанию

Пламя памяти

19 сентября, 20:24

Пламя свечи — ярче тысячи мощных прожекторов. Потому что — живое, потому что — память, потому что — воззвание. К сердцам, к совести, к Всевышнему. В этом еще раз смогли убедиться участники и наблюдатели акции памяти погибшего пять лет назад журналиста Георгия Гонгадзе, которая прошла в пятницу вечером в Киеве. Это шествие по улицам столицы — одно из очень немногих (если такие прецеденты вообще были в истории независимой Украины), которое обошлось без партийной атрибутики. Таким было требование инициативной группы по проведению акции (политических спекуляций вокруг дела, связанного с убийством Гонгадзе, за эти пять лет и так было предостаточно). Однако приветствовалась другая символика — времен акции «Украина без Кучмы». Видимо, как напоминание о том, что исполнители, а, главное, заказчики преступления до сих пор не понесли наказания. И что моральная ответственность за это будет лежать на каждом правящем режиме, который окажется не в состоянии поставить справедливую точку в этом, очень репутационном для страны деле. Это хорошо демонстрировали плакаты с силуэтом Г.Гонгадзе, которые держали участники акции, на которых поверх зачеркнутого «Кучма, где Гонгадзе?», было написано: «Ющенко, где заказчики Гонгадзе?»

Участники акции выстроились живой цепью от памятного знака погибшим журналистам возле Союза журналистов на Крещатике до Майдана Независимости. В 20.00 они зажгли свечи в честь Г. Гонгадзе и почтили его память минутой молчания. Потом около 300 участников акции прошли на площадь перед Секретариатом Президента. На его крыльце люди зажженными свечками написали слова «Гия», а также наклеили над табличкой «Президент Украины» плакат с надписью «Улица Георгия Гонгадзе» (на фото). Участники акции также скандировали «Литвина — на допрос, Кучму — на нары!» На Банковой митинг встретил новый «хозяин» Секретариата Олег Рыбачук, который сказал, что поддерживает переименование в улицу Гонгадзе одной из улиц в центре города. После акции под Секретариатом колонна во главе с Рыбачуком отправилась по улицам Киева к Генпрокуратуре требовать расследования дела Гонгадзе.

В то же время, сам спикер Владимир Литвин, чье имя все чаще связывают с организацией преступления против журналиста Гонгадзе, вчера на заседании согласительного совета обратился с призывом к народным депутатам наконец заслушать отчет специальной следственной комиссии парламента о ходе расследования гибели журналиста. По словам спикера, он призывает депутатов принять такое решение, чтобы избежать в дальнейшем каких-либо взаимных обвинений. Если инициатива Литвина будет поддержана, Верховная Рада, а с ними и вся страна, смогут заслушать отчет главы следственной комиссии Григория Омельченко сегодня, передают «Украинские новости».

Шествии со свечами памяти журналиста Георгия Гонгадзе прошло также во Львове. В акции приняло участие около 150 человек. А Европейский Союз в очередной раз высказал обеспокоенность тем, что следствие по делу об убийстве Гонгадзе все еще не завершено.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир БОЙКО, журналист:

— С точки зрения сугубо профессиональной, уголовное дело, возбужденное в сентябре 2000 года по факту исчезновения Георгия Гонгадзе, отнюдь не относится к категории «безнадежных». Уверен, что любой опытный следователь путем проведения стандартных следственных действий — допросов, обысков, изъятий, экспертиз и т. п. — в сжатые сроки установил бы круг всех участников преступления и давно передал бы дело в суд. Но это было бы возможно только при условии, если бы в Украине власть придерживалась хотя бы видимости законности, а следователи действительно были бы самостоятельными процессуальными фигурами, как это предусмотрено Криминально-процессуальным кодексом, а не зависели бы от указаний из президентского кабинета.

Но поскольку судьбы так называемых резонансных дел в независимой Украине всегда решались не следователями, а хозяином главного кабинета в доме на улице Банковой, никаких иллюзий относительно привлечения к ответственности организаторов, пособников и исполнителей убийства журналиста я не питаю.

Более того, есть все основания считать, что нынешняя власть заинтересована в раскрытии убийства Георгия Гонгадзе не больше, чем власть предыдущая. И если причины, которые мешали найти организаторов убийства журналиста во время правления Леонида Кучмы, можно было объяснять его возможной причастностью к исчезновению Георгия, то сегодня властной верхушкой движут другие соображения. Дело Гонгадзе — это своеобразный универсальный магазин, где украинские политики всегда могут выбрать «товар» на потребу дня для того, чтобы «мочить» оппонентов. Поскольку сугубо уголовное дело Гонгадзе неотрывно связано с так называемым кассетным скандалом, разгоревшимся в результате обнародования записей разговоров, сделанных в кабинете Леонида Кучмы.

Нынешний политбомонд с отставкой Кучмы практически не изменился, а властные кресла занимают те же люди, которые когда-то ходили к «гаранту» поливать грязью конкурентов и интриговать в пользу своих бизнес-интересов. Именно их голоса хранит фонотека самого известного украинского майора. Причем до сих пор неизвестно, сколько еще компромата на посетителей президентского кабинета могут выплеснуть те, кто имеет доступ ко всему массиву записей. А такая ситуация создает идеальную возможность для черного пиара и обвинений (обоснованных или вымышленных) политических противников в причастности к преступлениям минувшего режима. Будет раскрыто дело Гонгадзе — и многим политикам придется искать другие методы борьбы с оппонентами.

Кроме того, есть основания считать, что люди, так иначе причастные к убийству Гонгадзе, получили во время оранжевой революции гарантии от нынешнего Президента на условиях добровольной передачи власти. Это достаточно распространенная практика во всем мире (вспомните хотя бы иммунитет от криминального преследования, предоставленный Эдуарду Шеварднадзе). Но родным и друзьям Георгия от этого не легче. Не говоря уже о том, какие политические последствия для нового Президента будет иметь проволочка с полным и всесторонним расследованием убийства Гонгадзе.

Смерть каждого человека — это всегда трагедия. Но давайте смотреть правде в глаза: в Украине ежегодно исчезают или погибают от рук убийц тысячи людей, которые имели точно такое же право на жизнь, как Георгий. Однако внимание общества приковано именно к делу Гонгадзе. Так случилось потому, что дело это является своеобразной лакмусовой бумажкой, которая наглядно демонстрирует, в каком состоянии находится уважение к закону в нашем государстве. Когда тысячи людей выходили на площади Киева с требованием наказать убийц неизвестного им журналиста, они требовали не только восстановления справедливости в конкретном случае. Они в первую очередь понимали, что найти убийц журналиста, учитывая возможную причастность к его исчезновению первых лиц государства, возможно только при условии проведения коренной реформы правоохранительных органов и реального отделения судебной ветви власти от исполнительной. Проведена ли такая реформа? Нет. Перестали ли первые лица государства вмешиваться в течение досудебного следствия? Нет. Уважаются ли в Украине при новом Президенте права и свободы человека? Нет. Стали ли органы прокуратуры независимыми от прихотей Президента и его окружения? — Тоже нет. И для того, чтобы сделать такие выводы, не нужно анализировать судебную практику или изучать жалобы пострадавших от уголовных преступлений. Достаточно ознакомиться с тем, как сегодня продолжает «расследоваться» дело Гонгадзе. А «расследуется» оно по большей части на пресс- конференциях главы государства и генерального прокурора...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать