Плюс-минус миллиард
Государство думает, как выгодно продать «Укрнефть»
Понятно, что в этих условиях еще более острым представляется вопрос о том, что делать с «Укрнефтью» — монопольным в Украине добытчиком этого сырья и естественным агентом правительства и Госрезерва в деле ценовых интервенций, направленных на поддержание ценовой стабильности в стране.
17 января первый замглавы Фонда госимущества Михаил Чечетов проинформировал, что во втором полугодии ФГИУ рассчитывает продать 50% акций (госпакет является контрольным и состоит из 50% плюс одна акция. — Авт. ) этого ОАО и получить «как минимум один миллиард, возможно, два миллиарда гривен». Ничего себе маржа! При этом он отметил не только значительный интерес к этой сделке со стороны потенциальных инвесторов, но и продемонстрировал ставший уже привычным для Фонда дефицит решительности. М.Чечетов предположил, что решение о продаже этого пакета может быть направлено на согласование в парламент, чтобы «избежать политических вопросов». Не спешит с соответствующим решением и правительство. Премьер-министр Виктор Янукович также сказал, что Кабмин направит предложение о продаже контрольного пакета акций ОАО «Укрнефть» на рассмотрение Верховной Рады, если сочтет эту продажу целесообразной. В случае, если удастся продать так, как надеется ФГИ, «Укрнефть» почти покроет план поступлений в бюджет от приватизации на 2003 год (2,065 млрд. грн.) и существенно облегчит участь ФГИУ, которого нынче не критикует за неповоротливость в выполнении планов приватизации только самый ленивый. «Давайте продадим «Укрнефть» и не будем ничего больше продавать в следующем году», — словно подтверждая вышеприведенную характеристику, предложил глава Фонда Александр Бондарь. В обоснование своей позиции он сказал, что на этот пакет, по оценкам экспертов, есть как минимум шесть претендентов, располагающих соответствующими финансовыми возможностями.
Впрочем, продать оставшуюся половину «Укрнефти» далеко непросто, хотя конкуренция на этих торгах, по всей видимости, была бы очень сильная. Но, как сообщил «Дню» осведомленный источник, близкий к Минтопэнерго, сначала ФГИУ следовало бы подвести итог первой (утвержденной правительством) эмиссии, которая длится уже восьмой год, и продать еще остающийся в прямом распоряжении Фонда пакет в 0,03%. Он уже больше месяца безрезультатно торгуется на бирже (по 28 гривен за акцию, тогда как после того, как было объявлено о продаже 50%-го пакета, курс акций «Укрнефти» на рынке упал с 30 до 21 гривни за акцию). А пока маленький пакет не реализован, считает источник, нельзя двигаться дальше, хотя двигаться надо немедленно. После завершения эмиссии следует индексировать уставный фонд «Укрнефти», который на сегодня состоит из смешной цифры — 13 миллионов (капитализация этого ОАО — 1300 млн. грн.). Далее, в соответствии с законодательством, можно провести выпуск облигаций ОАО, которые сразу же раскупят, что позволит пробурить несколько десятков новых скважин. «Если этого не сделать, «Укрнефть», которая уже не первый год практически не пополняет свои мощности, не выживет, кто бы ни стал ее хозяином, — считает источник, — поскольку сейчас в течение года добывается в два раза больше нефти, чем приращивается ее разведанных запасов.»
Но вот нынешний непосредственный владелец 50%-го пакета акций «Укрнефти» — НАК «Нефтегаз Украины» (этот пакет по решению правительства включен в его уставный фонд) уже, похоже, решился расстаться с «Укрнефтью». Здесь считают, что на данный момент развитие «Укрнефти» заблокировано и поэтому не имеет никаких перспектив, хотя расставаться с таким предприятием «больно». Правда, для НАКа приготовлен утешительный приз: ФГИУ обещает впоследствии вернуть «Нефтегазу Украины» часть средств, полученных от продажи, чтобы, как сказал А.Бондарь, «не допустить изменения размера уставного фонда НАК» (т.е. можно предположить, что «Нефтегаз» получит ни много ни мало, а менее 13 миллионов гривен, что несравнимо ни с его, ни с «Укрнефти» масштабами).
Минтопэнерго пытается найти для «Укрнефти» беспродажный путь развития. Как заявил недавно министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, министерство отрабатывает предложение о создании на базе государственных пакетов акций нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний вертикально интегрированной компании по добыче и переработке украинской нефти (ВИНК). Новую компанию предлагается создать на базе госпакетов акций ОАО «Укрнефть», ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ), ОАО «Нафтохімік Прикарпаття» (Надвирнянский НПЗ) и ОАО «НПК «Галичина» (Дрогобычский НПЗ), сообщает Интерфакс- Украина. По мнению авторов идеи, это позволит повысить рентабельность госактивов за счет создания полного цикла — от добычи нефти и ее переработки до продажи нефтепродуктов; эффективнее влиять на ситуацию на внутреннем рынке, конкурировать с иностранными компаниями и наращивать добычу нефти. Для создания отечественной ВИНК Минтопэнерго хотело бы взять в управление указанные госпакеты акций. И этот процесс уже, по-видимому, пошел: 15 января правительство приняло решение об изменениях в уставе НАКа, согласно которым «Нефтегаз Украины» (вместе с «Укрнефтью») перешел под корпоративное управление Минтопэнерго.
Учитывается ли в этих проектах мнение самого заинтересованного лица, т.е. «Укрнефти»? Народный депутат, почетный председатель правления компании Олег Салмин сказал «Дню» по этому поводу: «Прежде всего нужно иметь цель, ради которой готовится продажа». Если речь идет о наполнении бюджета, то это будет схема, рассчитанная исключительно на то, чтобы дороже продать, говорит народный депутат. Если же будет поставлена задача найти собственника для построения вертикальной интеграции, тогда нужно объявить конкурс, обусловив победу в нем не только суммой, но и обязательством по созданию сети АЗС и нефтеперерабатывающего завода. И все же развиваться «Укрнефть» должна независимо и не ожидая продажи, уверен Салмин. Для этого он считает приемлемым проект создания ВИНК. Однако его будет очень непросто осуществить, поскольку «нужно будет искать кооперации со структурами, у которых есть развитая сеть заправочных станций (АЗС), брать в аренду или заключать договор о совместной деятельности по эксплуатации одной из четырех установок переработки нефти на Кременчугском НПЗ, где в последнее время доминирующими стали позиции неукраинских собственников. «На вертикальную интеграцию нужно по меньшей мере три года, — говорит Салмин, — а начинать нужно уже сегодня».
Выпуск газеты №:
№12, (2003)Section
Подробности