По-быстрому?
Угольщики не согласныИтоги оказались не слишком радостными. Добыча угля в Украине, по данным Министерства топлива и энергетики, в январе- феврале сократилась на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе энергетического — на 9%. (Но «крайний» найден. Как отмечалось в докладе госсекретаря министерства Владимира Лушкина, виновен «Энергоатом» — простои энергоблоков пришлось компенсировать сжиганием 1,3 млн. тонн угля на ТЭС. При этом никто не вспомнил, что атомщики перевыполнили план производства электроэнергии и в прошлом году и за два месяца нынешнего). В минувшем году из 165 шахт, как сказал в докладе на коллегии министр Сергей Ермилов, только 20 имели прибыль (300 млн. грн.), а 145 угольных предприятий получили 1,7 млрд. грн. убытков.
Если срочно не осуществить антикризисных мер, то, по прогнозам, добыча угля в стране начнет падать едва ли не в геометрической прогрессии. Уже в 2005— 2006 годах она сократится на 30%. Как отметил Ермилов, фактически это переход в стадию необратимого развала. Рецепт министра — реформы. И против этого никто не возражает. Ни на коллегии, ни там, где непосредственно добывается уголь. А вот в том, что и как реформировать, среди «угольных генералов» единства не наблюдается. И министра очень удивляют настойчивые рекомендации «отдельных господ не торопиться с реформированием, еще раз все взвесить, изучить». «Что же тут еще изучать?» — недоумевал, докладывая на коллегии, министр. И ратовал за финансовое оздоровление, сбалансированность экономики, приведение организационных форм в соответствие с экономическим состоянием предприятий и рыночными принципами, за государственный протекционизм. Характерно утверждение Ермилова «Других путей мы не видим, также не получаем и других предложений» (www.mpe.energy.gov.ua).
Между тем неделей ранее, когда глава Минтопэнерго разъяснял парламентариям суть реформы угольной промышленности (должны быть созданы мощные угледобывающие компании в виде унитарных предприятий для восстановления единой технологической цепочки, обеспечения эффективного управления расходами и аккумулирования ресурсов), председатель тэковского парламентского комитета Андрей Клюев привлек внимание министра к нерешенности проблемы долгов угольных предприятий. По его словам, на начало года их дебиторская задолженность составляла 4,2 млрд. грн., тогда как кредиторская — 10,3 млрд. грн. «С такими долгами новые компании, естественно, жить и эффективно работать не смогут», — спрогнозировал донетчанин. Он также отметил, что следует провести инвентаризацию задолженности, определить, кто будет проводить реструктуризацию, потому что «само Минтопэнерго эту работу не потянет».
Но минтопу уверенности не занимать, что было бы даже хорошо, если бы речь не шла о судьбах сотен тысяч людей. Поэтому спешка в данном случае может принести не самые лучшие результаты. Тем не менее С.Ермилов сообщил, что приказом Минтопэнерго уже создано шесть государственных предприятий: «Львов-», «Волынь-», «Лисичанск-», «Орджоникидзе-», «Красноармейск-» и «Артемуголь» (утверждены их уставы, проведена инвентаризация имущества, переданы на баланс основные фонды). Один из крупнейших специалистов, бывший министр угольной промышленности Сергей Тулуб, сказал «Дню», что это — «шаг, но не вперед, а назад».
Реформаторский пыл Минтопэнерго вызывает недоумение и у руководства страны. Президент Леонид Кучма, в частности, сказал по этому поводу, что прежде чем начинать реформирование угольной отрасли, необходимо разобраться с ее финансированием. «Треп о реформах надо прекращать, и надо навести элементарный порядок. Куда дальше двигаться, если не решить вопрос по зарплате, по долгам?», — подчеркнул Президент. Он выступил против механического объединения угольных холдинговых компаний и подчеркнул, что решения, касающиеся угольной отрасли, должны приниматься на уровне Кабинета Министров. «Решения не должны останавливаться на уровне министерств», — сказал он, отметив, что принятие этих решений должны быть прерогативой правительства. «Поскольку это большой клубок проблем, тут и экономика большая и даже политика», — пояснил Президент.
Эти слова нашли подтверждение и в ходе последней коллегии Минтопэнерго, где, как сообщается на сайте министерства, «состоялось деловое, конструктивное обсуждение докладов». Так, ветеран угольной отрасли, бывший министр, а ныне директор ведущего угольного института Николай Сургай в своем выступлении стал на сторону профсоюзов и руководителей угольных предприятий, не поддержавших министерские реформы. «Любое дело надо готовить», — сказал он, объясняя причины шахтерского сопротивления. По его мнению, в нынешних реформах нет «ничего нового». То, что сегодня обсуждается, руководимая им экспертная группа, еще по поручению бывшего министра С.Тулуба, подготовила («не так, как сейчас, — подпольно, нас же, ученых, никто не спросил») и были изданы декреты правительства. «Что вы выдумываете, что вы тут чудите, ребята? — по-свойски спросил ветеран у членов коллегии. — Это же декрет, имеющий силу закона, он же не отменен». (Заметим, что декрет, в ранге премьера, подписывал нынешний Президент страны).
Народный депутат, руководитель шахтерского профсоюза Михаил Волынец, также высказавшийся в пользу изменений в угольной отрасли, в то же время заметил, что «суть реформ, объявленных сегодня министерством энергетики, нам не понятна». По его словам, и большинство сидящих в зале коллегии также не понимают, как эти реформы должны осуществляться. «Есть ли расчеты, какие будут использованы источники финансирования, какие сроки исполнения, кто за это отвечает? — спрашивал депутат, прослушав министерские доклады, и отмечал: — На эти вопросы сегодня нет ответа». Он также упрекнул руководителей министерства за то, что никто из них не сообщил на коллегии о 45 горняках шахты Крепинская (Луганская обл.), уже десять дней отказывающихся подняться на поверхность в ожидании, когда им будет выплачена зарплата, а также о голодающих горняках ряда шахт. Волынец вслух назвал структуры, монопольно распоряжающиеся финансовыми потоками Донбасса, и на которых, по-видимому, ориентируются нынешние реформы угледобывающей сферы. Он призвал их выйти из тени, легализовать свои капиталы, пояснив, что от этого будет зависеть будущее предприятий и шахтерских городов. Депутат призвал Минтопэнерго не игнорировать в ходе работы над реформами другие ведомства (Минэкономики и Минфин), а также правительство, парламент, местные власти, профсоюзы. Если министерство не прислушается, то, как предсказывает Волынец, реформы застопорятся.
Глава «тэковского» комитета парламента А.Клюев подвел своеобразный итог этой дискуссии: «Мы должны четко понимать, что в результате этих реформ мы должны получить. В худшем случае, мы должны не навредить».
Выпуск газеты №:
№50, (2003)Section
Подробности