Перейти к основному содержанию

По-другому мы не выиграем...

Валентин БАДРАК: «Украинское государственное управление должно изменить подход»
03 февраля, 10:17
ФОТО РЕЙТЕР

В воскресенье, 1 февраля, в Киеве у здания посольства Российской Федерации группа активистов установила памятные кресты с именами погибших во время обстрела Мариуполя 24 января.

Небольшая группа активистов, которая пришла под здание посольства РФ в Украине вонзила в газон напротив здания 30 деревянных крестов, на которых прикреплены таблички с именами погибших жителей Мариуполя. На каждой табличке написано: «Убитый российскими оккупантами». «Хочется, чтобы каждый российский чиновник, проезжая мимо посольства, видел имена погибших и чувствовал собственную причастность к их смертям», — сообщил организатор акции Евгений Чеботарев.

С самого начала нынешняя украинская власть позволила ввести страну в неправильную систему координат. Отсюда много негативных результатов.

Начав переговоры в «норманском» и «женевском» форматах, Киев внезапно почему-то согласился на переговоры в Минске. Да еще и делегировал в столицу Беларуси бывшего президента Леонида Кучмы. «Минские переговоры выглядели достаточно странными с самого начала, — комментирует «Дню» первый заместитель директора Института мировой политики Сергей Солодкий. — Критические замечания заслуживали их участники и принятые решения. Например, что на переговорах делает бывший президент Кучма с таким шлейфом очень очевидных подозрений относительно деятельности на прежней должности? Очень парадоксально воспринимался возможный диалог между президентом Евромайдана и президентом, который вызвал первый Майдан...».

На днях в Администрации Президента объяснили, что кандидатуру Леонида Кучмы в переговорах предложил Президент Петр Порошенко соответствующим распоряжением от 8 июля 2014 года. «Не исключено, что это связано с давлением со стороны РФ — Путин навязал Кучму вместе с несколькими другими деятелями кучмовской эры, — подчеркивает Сергей Солодкий. — Досадно, что Петр Порошенко недооценил рисков, которые могут быть связаны с этим назначением. Бывший президент может быть на «коротком поводке» у российских спецслужб, которые имеют доказательства о его неправомерных действиях. Назначив Кучму, Порошенко сам загнал себя в эту сложную ситуацию».

А ситуация действительно сложная. «Минский формат» стал ширмой для накопления, вооружения и налаживания военных сил на Донбассе Кремлем. И пока Москва срывает собственный имитируемый формат переговоров, ее войска и подконтрольные им боевики атакуют по нескольким направлениям. Наиболее сложная ситуация сегодня в районе Дебальцевого. Боевики не жалеют своих. Россияне делают ставку на количество и знают, что «человеческих ресурсов хватит». Путин убежден, что телами бандитов сможет прожать свои интересы на выгодных участках фронта. А вот там можно будет и договариваться.

Между тем, в Углегорске за выходные удалось решительным наступлением деблокировать наших военных и вывести их из окружения. Количество наших потерь и потерь врага постоянно изменяется. Официальный счет наших погибших на десятки, врагов — на сотни. Какая в настоящий момент ситуация на месте боевых действий «Дню» рассказывает глава Донецкой ОГА Александр Кихтенко: «Я охарактеризую ситуацию около Дебальцевого как очень напряженную. В городе Углегорск проходит острая фаза уличных боев. Говорить окончательно, кем он сейчас контролируется, — однозначно сложно, ведь обстановка изменяется ежечасно. Но то, что он не подконтролен полностью «ДНР» — это однозначно. Что касается Дебальцевского направления, то там также не прекращаются артиллерийские обстрелы со стороны «ЛНР». С 15:00 до 17:00 была достигнута договоренность о прекращении огня и мы продолжаем вывоз населения из зоны боевых действий».

«Относительно отключения Донецка от электроэнергии, то этот вопрос сейчас изучается, — говорит Александр Кихтенко. — К сожалению, на сегодня мы пока не нашли оптимального решения этой проблемы, но на неподконтрольной нам территории это можно было бы осуществить и для этого есть все возможности. Мы продолжаем работать в этом направлении. На сегодняшний день создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям, она работает и ее основная задача — обеспечить безопасность граждан, особенно в районах боевых действий, оказать им гуманитарную помощь, питание и вывезти в более безопасные города. В том числе, по желанию отправить в другие регионы Украины. Сегодня мы этим занимаемся. И как только будет прекращен огонь, аварийные бригады готовы выехать и запустить систему водо— и энергообеспечения. Единственная проблема — сегодня мы не можем выполнять работу под артиллерийским огнем».

Валентин БАДРАК, директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения:

— Главный замысел Кремля осуществляется с помощью организованных им террористическими организаций «ЛНР» и «ДНР». Суть его в том, чтобы оккупировать как можно больше территорий, как можно дольше поддерживать на них гуманитарную катастрофу и использовать боевые действия в качестве метода запугивания населения и украинской власти. За последние две недели появился новый фактор — сознательное уничтожение мирного населения террористами, чтобы деморализовать людей, изменить сознание руководства Украины и заставить его принять выгодное Кремлю решение, независимо от продвижения террористов на новые территории.

Россия поняла общую позицию команды Порошенко, которая заключается в том, чтобы перевести решение конфликта в политико-дипломатическое пространство. Именно это она использует в качестве козыря и наращивает военный потенциал на Востоке Украины. Вместе с этим происходит фактическая демонстрация западному миру, что РФ и далее будет рассматривать Украину как «зону особых интересов» и не позволит ему вмешиваться. Полеты российских бомбардировщиков вблизи границ НАТО, поиск союзников на Западе (которым сейчас стала Греция) — это тоже опасно, ведь Россия проводит масштабную спецоперацию против западного мира. Украина является лабораторией и полигоном в этой операции, и главная цель Путина — изменить военно-политическое руководство нашего государства и превратить его в вассальную территорию.

С самого начала Порошенко и его команда рассматривали военный аспект как второстепенный. В противном же случае Главнокомандующий решил бы несколько важнейших вопросов. Во-первых, начал бы перевод войска в формат профессионального, которое могло бы решать вопрос обороноспособности на стратегическом уровне, хоть это дороже и сложнее, чем обычная мобилизация. Решение о вознаграждении за уничтожение враждебной техники — это показатель паллиативного подхода к армии, ведь есть понимание потребности мотивирования военных, но нет понимания о переводе армии на контрактную основу. К тому же, государство до сих пор не приняло оборонный заказ, не выполнен пункт коалиционного соглашения о создании спецоргана относительно управления оборонной промышленностью. Фактически сейчас нет хозяина в оборонной промышленности, и этот вопрос решается эпизодическими усилиями. Это является показателем, что подходы руководства Украины к военному рычагу несовершенны и недоработаны. У нас нет надежд, что в 2015 году произойдет масштабное перевооружение и передача армии новых систем, которые предоставят ей возможность воевать ночью и в бесконтактном режиме. Имеется в виду масштабное использование высокоточных противотанковых средств, которые у нас производятся, но серийно не поставляются. Например, артиллерийские боеприпасы «Цветник», целая линейка противотанковых систем, которую производит ККБ «Луч» и др.

Все это приводит к тому, что структуры, которые поддерживаются Кремлем, более обеспечены, чем украинские силы обороны. Это также имеет негативное влияние в вопросе мотивации для украинских военных — получается, что враг использует большие возможности, чем украинское руководство. Поэтому, к сожалению, кроме патриотизма, мужества и морально-боевого духа, у нас мало чего противопоставить врагу.

Если говорить о западных санкциях против России, то время действительно работает на нас. Однако сейчас разрушен ряд городов и инфраструктура на Востоке Украины. Проблемы перемещения людей в другие регионы также оставляют нерешенной гуманитарную катастрофу. Это тот козырь, на который рассчитывает Путин, потому что он хочет вызывать у населения недоверие к власти, поскольку она якобы не может решить эти проблемы.

Действительно, можно согласиться со словами Сороса, что санкции являются действенным методом влияния на Россию. Но в Европе все больше распространяются расхождения во взглядах относительно усиления давления на Россию. Мы видим эскалацию войны на фоне молчания Евросоюза. Очень досадно, что даже польские инициативы относительно передачи Украине вооружения могут быть реализованы исключительно при условии согласия ЕС. Это делает сомнительной возможность военно-технической помощи Европы Украине.

То, что сейчас происходит в Конгрессе США и вокруг администрации Обамы, имеет позитивную для Украины тенденцию. Но эти процессы медленны и позволяют Путину и далее разворачивать войну. Кроме этого, РФ устроила масштабный информационный терроризм, и я вижу, как Украина в одиночестве отстаивает в борьбе свою независимость и свободу.

Поэтому сегодня, кроме самих украинцев, никто серьезно не может вмешаться в конфликт на Донбассе, даже в вопросе военно-технической помощи. Итак ближайший месяц будет очень весомым для Украины, и он продемонстрирует, насколько наше государство способно противостоять военной машине России, которая применяет против нашего государства новейшие системы вооружения и собственных военных. А украинское государственное руководство должно изменить подходы и сделать ставку на военные рычаги в этой войне. Иначе мы не выиграем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать