Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«По ситуации»

Возможные варианты парламентского большинства
13 апреля, 00:00

О сновной проблемой, занимающей сейчас украинский политикум, остается формирование парламентского большинства — его возможные участники, условия и принципы их участия в данной политической коалиции, формат такого большинства.

Политическая структура Верховной Рады, сложившаяся в результате выборов, резко сужает пространство для маневра и число комбинаций возможного парламентского большинства. Ограничивающим фактором служат условия создания такого большинства, его политическая формула. Очень многое будет зависеть от того, в какой форме продолжат свое существование блоки «За единую Украину!» и «Наша Украина», сохранят ли они свое единство и, соответственно, создадут ли единые фракции, либо на их основе возникнут политические объединения из нескольких автономных фракций. В обоих блоках есть сторонники и того, и другого варианта. Пока доминирует позиция о создании единых фракций. Но в процессе межфракционных переговоров и консультаций с Президентом ситуация может измениться.

Сейчас много говорится о том, что фракция блока «За единую Украину» может насчитывать до 180 депутатов. Скорее всего, это желаемая и максимально возможная численность потенциальной фракции блока. Более реалистическая цифра, которую необходимо учитывать при оценке вариантов парламентского большинства, — 150-165 членов фракции блока «За единую Украину!»

Сразу же после выборов были озвучены два базовых варианта парламентского большинства: пропрезидентское (на основе и при координирующей роли блока «За единую Украину») и оппозиционное Президенту.

Пропрезидентское большинство. Возможно несколько его вариантов:

1. Коалиция фракций «За единую Украину», «Наша Украина» и СДПУ(о). Эта идея была озвучена целым рядом политиков, в частности И.Плющом, а также представителями блока «За единую Украину» (Д.Табачник, С.Тигипко и др.) и некоторыми лидерами СДПУ(о) (Л.Кравчук). Однако В.Ющенко выступил резко против какого-либо союза с объединенными социал-демократами. Эту позицию поддерживают большинство партийцев, входящих в его блок. На сегодня данный вариант можно оценить, как маловероятный. Разве что Президент вмешается Но в этом случае почти неизбежно распадется фракция, а, возможно, и блок «Наша Украина».

2. Коалиция фракций «За единую Украину» и «Наша Украина». Депутатских мандатов у обеих фракций вполне достаточно для формирования стабильного большинства (от 250 до почти 300 депутатов). Однако среди идейных «нашеукраинцев», близких к антипрезидентской оппозиции, найдутся противники и этой коалиции. Главная проблема — политическая формула такого большинства. Часть представителей «Нашей Украины» (но далеко не все) заинтересована в лоббировании Виктора Ющенко на пост премьера. Однако среди членов блока власти вряд ли найдется много поклонников этой идеи, разве что на условиях ограничения В.Ющенко частоколом из своих вице-премьеров. Данный вариант более вероятен, чем первый, он может реализоваться при инициативе Президента и нахождении компромисса между двумя крупнейшими фракциями парламента. Однако и у этого варианта вероятность пока относительно невысокая.

3. Коалиция фракции «За единую Украину» и пропрезидентской части «Нашей Украины». Для формирования большинства будет достаточно, чтобы пропрезидентская часть «Нашей Украины» насчитывала не менее 60—70 депутатов. Такой вариант достаточно вероятен, опять-таки при соответствующих действиях со стороны Президента. Однако остается проблема поиска политического компромисса при создании такого большинства.

4. Раскол «Нашей Украины», выход из нее пропрезидентской фракции (во главе с П.Порошенко и Р.Бессмертным) и депутатской группы бизнесменов, их блокирование с фракцией «За единую Украину» и, возможно, даже с СДПУ(О). Этот вариант теоретически возможен, но пока относительно маловероятен. Отколовшаяся часть должна составлять большинство «нашеукраинцев». Без перехода под знамена пропрезидентского большинства самого Виктора Ющенко такое количество депутатов увести из блока не удастся. К тому же необходимо учитывать, что в блок Ющенко политики и бизнесмены шли не только за депутатским мандатом, но и под крыло одного из главных претендентов на президентский пост.

5. Оба блока (и «За единую Украину» и «Наша Украина») формально распадаются, большинство фракций, созданных на их основе, формируют новое парламентское большинство для избрания руководства Верховной Рады и, возможно, создания нового коалиционного правительства (по договоренности с Президентом).

Оппозиционное большинство. Формально оно возможно в случае коалиции фракций «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко, СПУ и КПУ. Теоретически такое большинство может объединить в своих рядах около 230 депутатов. Однако единственно возможный вопрос, который может объединить эти фракции — начало процедуры импичмента Президента. Но на это не пойдет значительное число (если не большинство) депутатов из «Нашей Украины». В нынешней политической ситуации создание стабильного парламентского большинства из данного набора фракций практически исключено. Но если политическая ситуация по каким-либо причинам резко изменится и Президент вновь окажется под жестким прессингом своих оппонентов и международным давлением, то появление такой конфигурации большинства вполне возможно.

Ситуативное большинство. Большинство аналитиков и комментаторов склоняются к тому, что во вновь избранном составе Верховной Рады большинство опять будет носить ситуативный характер. В каждом конкретном случае будут свои специфические комбинации большинства. В частности, по экономическим законопроектам оно может формироваться из большинства фракций, за исключением левых (КПУ и СПУ). Возможно, большинство (в том числе и конституционное) для принятия решения об усилении роли Верховной Рады в процессе формирования Кабинета Министров. И так далее. Рассмотрим варианты ситуативного большинства при избрании руководства Верховной Рады и распределении парламентских комитетов:

1. Коалиция фракций «За единую Украину» и «Наша Украина». Избрание спикером И.С.Плюща (как наиболее компромиссной фигуры). Формально он может представлять интересы блока «За единую Украину». Первый заместитель — из «Нашей Украины» (наиболее вероятный вариант — В.Мусияка), второй — депутат-самовыдвиженец, близкий к блоку «За единую Украину» (наиболее вероятный вариант — С.Гавриш). Большинство комитетов делится между двумя блоками, несколько отдается меньшинству (скорее всего КПУ и СДПУ(О). Хотя возможны нюансы по кадровым назначениям.

2. Коалиция фракций «За единую Украину», СДПУ(О) и КПУ. Спикер — от «заединщиков», его первый заместитель — от КПУ, второй — от СДПУ(О). Возможны и перестановки — первый заместитель от СДПУ(О), взамен коммунисты получают на один-два комитета больше (за счет квоты СДПУ(О). Также вполне вероятный вариант. Коммунисты уже высказали свою готовность к компромиссам по вопросу формирования руководства парламента и распределения парламентских комитетов. Однако серьезным предупреждением для КПУ должны стать недавние события в парламенте России. В свое время российские коммунисты пошли на компромисс с «партией власти», но сейчас их жестоко «кинули», фактически вытеснив из руководства Госдумы.

3. Распад блоков «За единую Украину» и «Наша Украина» на несколько самостоятельных фракций и формирование нового руководства Верховной Рады (а также распределение комитетов) на основе соглашения между ними (с возможным участием в этой коалиции коммунистов и объединенных социал-демократов и даже антипрезидентской оппозиции).

4. Коалиция фракций «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко, СПУ и КПУ. Такой вариант не исключен, хотя пока он маловероятен. Этот вариант возможен в условиях нарастания конфликта между В.Ющенко и Президентом. Теоретически возможно даже такое фантастическое развитие событий, как избрание спикером А.Мороза с целью максимального дистанцирования парламента от Президента и ослабления позиций Президента в высшем законодательном органе страны.

Наиболее вероятным в нынешних условиях является формирование ситуативного большинства, которое сосредоточится на избрании руководства парламента и распределении парламентских комитетов. Но нельзя исключать (при условии достижения компромисса между блоком «За единую Украину!» и лояльными Президенту представителями блока «Наша Украина») и формирования относительно стабильного пропрезидентского большинства. Платой за такой компромисс может стать несколько ключевых комитетов (прежде всего экономических) в Верховной Раде и, возможно, ряд министерских портфелей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать