«По справедливости»
В крымском бюджете-01 приоритет — органы властиВ прошлый четверг Совет министров Крыма рассмотрел проект бюджета автономной республики на 2001 год. Впервые стараниями правительства этот процесс стал максимально открытым и гласным: заблаговременно был создан Координационный Совет из представителей регионов, разработаны нормативы отчислений, перед вынесением на заседание правительства проект был несколько раз обсужден с министерствами и ведомствами и общественностью. В нынешнем году финансовый баланс Крыма разработан более тщательно, чем в прошлом году, когда Верховной Радой без юридических оснований были зачислены в бюджет все налоги, собираемые в автономии. Вместе с тем, по словам премьера Крыма Сергея Куницына, все финансовые источники максимально просчитаны и задействованы в работу. В целом в нынешнем году бюджет Крыма больше прошлогоднего примерно на целую треть. Однако, несмотря на всю открытость, при обсуждении главного финансового документа возникли необъяснимые парадоксы.
Например, председатель комитета по жилищному и коммунальному хозяйству Евгений Намяк не мог не возмутиться тем фактом, что еще в 1997 году удельный вес финансирования ЖКХ составлял 7,1% республиканского бюджета, а в предстоящем году его доля сократилась до 4,1%. Причем ЖКХ Крыма попало вообще в патовую ситуацию: с одной стороны коммунистические фракции Верховной Рады не соглашаются с ростом тарифов на услуги коммунальщиков, а с другой стороны уменьшают финансирование, и поэтому, кроме других долгов, даже долг по заработной плате работникам коммунальной сферы еще и сейчас составляет 11 млн. грн. В то же время, как оказалось, финансирование Верховной Рады Крыма еще два года назад составляло 4 с лишним млн. грн., а теперь выросло почти до 8 миллионов. Например, бюджет Счетной палаты Крыма в прошлом году составлял 40 тыс. грн., а на нынешний год она запросила почти 800 тыс., и то, что в проекте бюджета предусмотрено пока 460 тыс., вызывает большое недовольство ее работников. Рост финансирования ее всего за год превышает 11 раз! Причем немалая зарплата контролерам (которую, кстати, планируется в текущем году повысить на 25%!) выплачивается в срок и вовремя, не как коммунальщикам. Вот куда не жалко бюджетных денег, какое там коммунальное хозяйство!?
В чем же причина таких перекосов? Оказалось, что Верховная Рада смету планируемых расходов на 2001 год предоставила в последний день и то только по требованию Координационного Совета правительства по разработке бюджета. А раньше бюджет ВР формировался вообще по телефонным звонкам! Сейчас же, как сообщил представитель Президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук на содержание одного работника аппарата представительства (это норматив Администрации Президента в целом) запланировано в 2001 году использовать только 15 тыс. грн., в то же время на одного работника аппарата Совета министров Крыма запланировано 28 тыс., а на содержание одного работника аппарата Верховной Рады Крыма — 47 тыс. грн. Оказывается, аппаратчики провинциального крымского парламента в три раза более высокооплачиваемые, чем, например, работники администрации Президента. Вот почему выросло финансирование парламента в два раза за последние два года.
В смете расходов Верховной Рады Крыма, как сообщила министр финансов Крыма Людмила Денисова, кроме 4,6 млн. на содержание аппарата, предусмотрены 2,3 млн. грн. на обеспечение депутатской деятельности, 200 тыс. на финансирование органов местного самоуправления, 460 тыс. на финансирование Счетной палаты. Причем все эти разделы бюджета содержат статьи на приобретения основных средств — аппаратуры, мебели, другого оборудования, что, как заметил Анатолий Корнейчук, противоречит указу Президента. Кроме того, как заметил заместитель главы правительства, депутат Верховной Рады Крыма Василий Киселев, в здании Верховной Рады автономии до 15 организаций арендуют помещения и арендная плата от них используется дополнительно к бюджетному финансированию.
Все это при том, что министры, анализируя бюджет, называли массу статей республиканского бюджета, по которым выделяются совсем недостаточные средства: например, совсем не предусматриваются суммы на завершение аграрной реформы на полуострове, недостаточные средства выделяются на здравоохранение, в частности, заместитель главы правительства Сергей Велижанский потребовал выделить не менее 3 млн. на ремонт крайне запущенных учреждений здравоохранения коммунальной собственности. Другой заместитель главы правительства Александр Рябков требовал недостающие 1,6 миллиона гривен на отселение людей из крайне аварийного дома, стоящего на Марьинском оползне, ибо дальнейшее проживание людей угрожает их жизни. Министр курортов Александр Таряник предложил выделить не менее 1 млн. на создание специализированных курортных сайтов в Интернете, в связи с тем, что Россией в этом году осуществляется интенсивная программа «интернетизации» Сочинского курорта. Назывались также не погашенные долги по зарплате учителям, необходимость улучшения финансирования прокуратуры и органов внутренних дел.
Словом, финансовых прорех нашлось в автономии более чем достаточно. Нет их только в коридорах самой власти. Не удивительно — своя рука владыка. Поэтому и жируют канцелярии, при бедствующих отраслях бюджетной сферы. По мнению многих крымчан, это и есть главный итог воссоздания в Крыму территориальной автономии. и не зря именно органы власти, а не рядовые крымчане, собираются громко отмечать 10-летие ее формирования.
А сегодня должен быть рассмотрен проект бюджета автономии на сессии Верховной Рады Крыма. Местные наблюдатели полагают, что именно по этой проблеме на сессии развернется главная дискуссия, причем превалирует мнение, что депутатам все же удастся отстоять свои миллионы в ущерб коммунальным…
Выпуск газеты №:
№9, (2001)Section
Подробности