Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«... По сути, Россия не является христианской страной»

Архиерейский собор Русской Православной церкви в оценках украинских и зарубежных экспертов
29 ноября, 19:30
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Вселенский Патриарх Варфоломий призвал к прекращению войны и агрессии на востоке Украины. С соответствующим посланием он обратился по случаю 84-й годовщины Голодомора в Украине. «В то время как мы в молитве вспоминаем зверства голода, мы также хотели бы сделать молитвенное обращение ко всем людям доброй воли о прекращении войны, агрессии и продолжающегося насилия в Украине, а также подчеркнуть важность уважения к правам и достоинству человека, особенно военнопленных, за сохранение и освобождение которых мы, православные, молимся на каждой службе Божьей», — говорится в послании на сайте Патриархата.

«День» вовремя подготовился. В 2015 году Библиотека газеты пополнилась новой книгой «Повернення в Царгород». «Византия и Древняя Русь — Украина. Казацкая Украина и Османская империя. Темы до сих пор не вполне исследованные. Однако вдумчивое их изучение в контексте нашей украинской истории дает ключи к пониманию многих действительно актуальных сегодня вещей. Там, в Византии, — корни нашего христианства, культуры Киевской Руси. Там, в Османской империи, — истоки нашего казацкого движения, наших драм, трагедий, побед и достижений. Это не только прошлое. «Книга «Повернення в Царгород» существенно укрепит украинскую субъектность. А это именно то, что нам сейчас нужно больше всего», — говорит главный редактор «Дня» Лариса Ившина.

И вот как раз на днях в стране, которая развязала войну и агрессию против Украины, начался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Причем впервые в этом мероприятии примет участие российский президент Владимир Путин. Конечно, это могли быть сугубо внутренние дела РФ, если бы они напрямую не касались Украины. Поэтому мы внимательно следим за тем, что происходит в Москве.

Участие в соборе приняли и представители Украинской православной церкви Московского патриархата, что вызвало волну возмущения в соцсетях.

Еще накануне собора журналистка Ярослава Мищенко написала у себя в FB: «На пресс-конференции россияне объявили, что участие в соборе РПЦ не подтвердил только один украинский епископ. Нетрудно понять, кто отказал. Украинский митрополит Александр Драбинко объяснил россиянам, что прибыть на собор не может, потому что является пострадавшим и невыездным в деле о давлении на блаженнейшего Владимира. Но россияне при этом дали понять, что все другие украинские епископы на собор едут. Еще бы, ведь они официально не отказали. Но они официально и не согласились. Они не прислали подтверждение в Москву. Из опрошенных мной епархиальных управлений помимо вл. Александра помощники еще трех сказали, что их архиереи в Москву не едут. Более того, отказать хотел даже одесский Агафангел. И не собирался ехать наместник Лавры. Тогда зачем Москва так поспешила записать всех украинцев в участники? И зачем ФСБ-митрополит Алфеев поспешил всех вас публично защищать еще до начала собора? Все это для меня похоже на специально создаваемый информационный шум, призванный сопровождать собор. То есть нашему епископату (тем, кто не сумел отказаться от поездки) уготована роль носителей русского единства и овец (чтобы не сказать жертвенных баранов), которых будут «защищать» в Москве. Вы же в курсе, Москва умеет защищать. Но это всего лишь версия. Просто правдоподобная».

«Путин примет участие в Архиерейском соборе РПЦ. Но помимо Путина в его работе примут участие практически все архиереи УПЦ МП во главе с митрополитом Ануфрием, — пишет Богдан Червак. — Для чего они приехали в Москву? Ответ на поверхности — в очередной раз задекларировать свою верность Кремлю. Продемонстрировать свое пренебрежение к памяти украинских героев, погибших на Донбассе. Нам в глаза говорят — мы не украинская церковь, а филиал Кремля, его «пятая колонна» в Украине. Нам плевать на войну и героев. Нам хорошо с Путиным и РФ. Почему Украина должна это терпеть? Доколе это будут терпеть украинцы? Кажется, что Бог дает нам возможность сделать все необходимое, чтобы все архиереи УПЦ МП во главе с митрополитом Ануфрием навсегда остались в Москве. Им хорошо в Москве. Нам хорошо без них».

«Ну что, делаем ставки — московиты созрели к автономии или к автокефалии для УПЦ МП? — задает вопрос религиевед Александр Саган. — Как по мне, речь будет идти об автономии, потому что это значительно сузит нынешние права УПЦ МП и навсегда закрепит ее за МП. Тем более что автономия Киевской митрополии уже была предоставлена на Соборе МП в 1917—1918 гг. и не была ликвидирована. Фактически ее нужно лишь подтвердить».

Какими бы ни были решения собора, исходя из природы российской власти и церкви, вряд ли они будут иметь позитивный характер для украинцев. В частности, и для тех, кто поехал на поклон в Москву. Цель Кремля — любыми средствами, в том числе и через войну и оккупацию, минимизировать независимость Украины, ведь для Путина и нынешнего кремлевского руководства россияне и украинцы — это «один народ». Что может противопоставить в ответ Украина? В первую очередь нужно научиться защищать свою историю, в частности касающуюся корней украинской церкви, и своих героев (этому, собственно, посвящена Библиотека газеты «День»). Формировать настоящие партии, поддерживать профессионалов, контролировать власть. Все это нужно для построения сильного государства.  

Что думают эксперты?

«УПЦ МП ПРИНАДЛЕЖИТ РЕЛИГИОЗНОМУ ЦЕНТРУ В ДРУГОМ ГОСУДАРСТВЕ, ПОЭТОМУ ОЧЕВИДНО, ЧТО ВЫПОЛНЯЕТ ЕЩЕ И ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

Игорь ИСИЧЕНКО, архиепископ, Свято-Дмитриевская церковь (г. Харьков):

— Очевидно, что поездка представителей УПЦ МП в Москву не вносит ничего нового в отношения УПЦ МП и ее религиозного центра. Это некий момент Истины для значительной части прихожан Московского Патриархата в Украине, которые прятались от своего реального подчинения Московскому Патриарху за призрачным внутренним самоуправлением УПЦ, провозглашенным в 1990-м году. Эти вещи соответствуют каноническому статусу МП, и очевидно, что неминуемо приводят к выполнению определенных политических задач в поддержку виртуального «Русского мира» в своей среде.

В Москву должны поехать все епископы и принимать участие в заседании, а не скрывать своего реального статуса за показной автономией. Не нужно забывать, что УПЦ МП — это церковь, которая принадлежит религиозному центру в другом государстве, поэтому очевидно, что она выполняет еще и определенные политические функции, относящиеся к конфессиональной структуре в пределах государства, которое фактически осуществляет политику государственного протекционизма в отношении этой конфессии.

Что касается возможной автономии УПЦ МП, то думаю, что пока речь идет лишь о предположении. Сейчас УПЦ МП не имеет никакого статуса, который был бы определен канонами. Самоуправление в Украине — это очень условная вещь, которая колеблется в зависимости от политической конъюнктуры в своих форматах. Что касается автономии, то я не думаю, что в настоящий момент ситуация в России и в отношениях московского центра и украинской составляющей части РПЦ позволят затрагивать подобный вопрос. Думаю, что на сегодня это нереально. То, что в России церковь от власти отделена очень условно, демонстрировалось постоянно.

«ПУТИН БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В СОБОРЕ ЕЩЕ И С РЕВИЗИОННОЙ ФУНКЦИЕЙ»

Людмила ФИЛИПОВИЧ, заведующая отделом истории религии и практического религиеведения, доктор философских наук, профессор Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины:

— Было предложение выпустить попов МП в РФ, а назад не пускать, чтобы теперь они там были на иждивении. Это, конечно, шутка, но люди ее озвучивали. На самом деле в этой ситуации мы имеем «ножницы», которые тянутся не один десяток лет. Если церковь не имеет автономии или автокефалии, то ее представители просто не могут не поехать на этот собор. С другой стороны, это лакмусовая бумажка по которой можно определить — послушны до сих порпервые иерархи УПЦ МП или способны «бунтовать на корабле». Кажется, взбунтовался только один. Я понимаю, что им «стремно». Остаться без признания православных церквей сегодня сложно. Потому что за оградой вселенского православия функционировать очень трудно. Тебя никто не признает, ты никому не нужен, и ты вообще будто бы не существуешь. Нет статуса.

Таким образом, сохранить себя можно лишь путем общего поддержания друг друга. Уже другое дело, что именно происходит в этом вселенском православии между собой. Что касается УПЦ МП, то они наглядно подтвердили, что они в структуре церкви МП и не собираются отходить, а следовательно, никакого «бунта на корабле» нет, хотя даже далеко не все из УПЦ МП в Украине будут довольны этим шагом, поскольку даже внутри этой церкви есть люди с явными автокефальными устремлениями. Последние хотят и стремятся иметь независимую от Москвы церковь, учитывая как раз политические моменты, так как они не могут спокойно воспринимать агрессию РФ против Украины, аннексию и оккупацию наших территорий и т.п.

С точки зрения морали Майдан уже расставил все точки над «і», так как мы помним, что в самые тяжелые моменты, когда необходимо было стать на защиту народа верой и словом, МП никак себя не проявил. Там были все церкви, кроме одной — УПЦ МП. Ссылка на то, что они являются надземной организацией, вне конфликтов и якобы не от мира сего, на сегодня не многих удовлетворяет. Хотя если бы мы получили поддержку от этой церкви, то все могло быть иначе. А иначе не могло быть, потому что они ориентированы исключительно на Россию.

И тут церковь действительно не знает, как решить этот вопрос. Эти представители УПЦ МП поехали в Москву якобы в ожидании подтверждения автономии, которую они получили от Алексия II. Увидим, какой поворот примут события. Но то, что патриотически настроенное украинское общество не воспримет этот шаг, — это однозначный факт. А вот реакцией на такие вояжи могут быть в том числе и уходы приходов в состав УАПЦ или в состав УПЦ КП. Для всех нас это является поводом посмотреть на сознание тех людей, которые входят в УПЦ МП, по тому, в какой форме они выразят свое возможное несогласие.

Но обратим внимание еще на один нюанс. Если бы УПЦ МП не поехала в Москву, то это, в принципе, могло вызывать дополнительную агрессию со стороны Кремля. Факт участия Путина в соборе доказывает то, что он решил, так сказать, свои кадры. В том числе и как опытный высокопоставленный «чекист». Демарш УПЦ МП можно было бы расценивать как подчиненность ее украинской власти и эфемерную угрозу «русскому миру». Сама РПЦ, безусловно, имеет прямое отношение к Кремлю. Это такой себе «цезарепапизм», то есть преклонение церкви перед светской властью. И мне кажется, что Путин идет на собор для того, чтобы самому посмотреть на то, что там за настроения. Потому что не все так гладко в отношениях между РПЦ и властью. И не все, что Путин хотел бы продвинуть, поддерживает церковь. Поэтому Путин будет принимать участие в этом соборе еще и с ревизионной функцией, как типичный властелин, да еще и «чекист». Не секрет, что батюшки в советское время проходили согласование через КГБ. Это у нас церковь может проявлять свою самостоятельность от власти, и Президента в частности. В Москве она этого сделать не сможет. С другой стороны, Путин будет всячески подчеркивать свою православность, хотя он никакой не православный человек.

«НЫНЕШНЕЕ РУКОВОДСТВО РПЦ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЕМНИКОМ ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА КАК СЛЕДСТВИЕ ЗАГОВОРА ПАТРИАРХА СЕРГИЯ И СТАЛИНА»

Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый российский журналист:

— Посещение Путиным архиерейского Собора — это очевидный предвыборный жест. Несмотря на то, что официально он об этом не объявил, де-факто он уже начал эту предвыборную кампанию. Для Путина важно показать, что он остается не просто президентом всех россиян, но и является президентом «православной империи», в которую последние годы усиленно пытается играть Россия. Также нужно понимать, что отношения власти и церкви достаточно сложные. Во-первых, потому что российская власть сама неоднородная. Человек, которого считают духовником Путина (хотя трудно себе представить, как у офицера КГБ может быть духовник, и это, скорее всего, легенда), отец Тихон Шевкунов является одним из самых серьезных и реальных оппозиционеров нынешнему патриарху Кириллу. Таким образом и сама церковь неоднородная. Поэтому нельзя сказать, что у церкви и государства фундаментально стойкие отношения. Хотя, как правило, в последнее время церковь в приоритетах власти, за что получает определенные экономические преференции. Но в последние годы эти отношения существенно ухудшились. Кроме того, война, которую РФ не признает, но тем не менее ведет с Украиной, наносит удар и по позициям РПЦ в этом регионе.

Тема о том, насколько Россия действительно является христианской страной, очень сложная. Как выглядит православие в России не только в доктринальном смысле, но и в бытовом? 75% россиян считают себя православными, но посещают храмы 3-5%. Соответственно христианскими заповедями пользуются тоже немногие. Следовательно, Россия — это страна светская. Скорее, РФ — это страна атеистическая. Наследие советской России сейчас намного сильнее, чем столь же неоднозначное наследие Российской империи. Не будем забывать, что Петр I буквально ликвидировал церковное самоуправление и создал светский священный Синод, который руководил всеми церковными делами. Таким образом, РПЦ находилась все время в состоянии гнета со стороны власти как до 1917 года, так и после, уже атеистическим режимом. Сейчас львиная доля верующих выступают против так называемого сергиянства, то есть той церкви, которая возникла как следствие заговора в лице патриарха Сергия и Сталина. Нынешнее руководство РПЦ является фактически наследницей этой церкви. Поэтому говорить о том, что религиозное сознание является одним из факторов при принятии в том числе политических решений в РФ, нельзя. Россия по своей сути не является ни христианской, ни православной страной.

*  *  *

Какими бы ни были решения собора, исходя из природы российской власти и церкви, вряд ли они будут иметь позитивный характер для украинцев. В частности и для тех, которые поехали на поклон в Москву. Цель Кремля — любыми способами, в том числе через войну и оккупацию, минимизировать независимость Украины, ведь для Путина и нынешнего кремлевского руководства россияне и украинцы — это «один народ». Как, собственно, и церковь там, по сути, является частью власти. В свое время знаменитый режиссер, драматург, актер Андрей Смирнов, цитируя высказывание русского мыслителя Константина Леонтьева (фраза конца 1880-х гг.), сказал: «В России христианство еще не проповедуемо». То есть настоящего христианства в России мало, зато много политики. Например, неудачный на днях запуск российской ракеты перед этим сопровождался освящением священника. Или свежее заявление епископа Тихона о том, что часть церковной комиссии уверена в ритуальном характере убийства царской семьи Романовых.

Что может противопоставить в ответ Украина? В первую очередь, нужно научиться защищать собственную историю, в частности, касающуюся корней украинской церкви и своих героев (этому, собственно, посвящена Библиотека газеты «День»). Мы также являемся потомками Византии, но в ее лучших формах. Странно, что наши иерархи, которые поехали в Москву, до сих пор в этом не разобрались. А еще нам необходимо формировать настоящие партии, поддерживать профессионалов, контролировать власть. Все это нужно для построения сильного государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать