Почувствовать нечужую боль
Украина на государственном уровне оказывает гуманитарную помощь странам «третьего мира»22 ноября президент Петр Порошенко подписал указ «О предоставлении гуманитарной помощи Йеменской Республике, Республике Судан, Демократической Республике Конго». Эти государства отмечены в Указе не случайно: во всех этих странах свирепствует ужасный голод, миллионы людей страдают из-за тяжелых болезней, нехватки чистой питьевой воды, боевых действий и терроризма. Важно то, что настоящий документ был подписан во время Мемориальной недели в память о жертвах Голодомора — геноцида в Украине 1932—1933 годов. Это действительно символично.
В чем заключается этот символизм? Страна, народ, что испытали такое безграничное горе, как Украина 85 лет тому назад — может, даже больше, должно почувствовать нечужую (!) боль далеких, казалось бы, народов на другом конце Земного шара (Йемен — арабская страна, 18 из 29 миллионов жителей которой совсем не обеспечены продовольствием, а 8 миллионам нужна «особенная, чрезвычайная продовольственная помощь — оценка ООН; Судан и Конго — государства на севере и в центре Африки, где почти половина людей тоже страдает от голода).
Указ Президента о помощи указанным государствам вызывал неоднозначную реакцию и в политической среде, и в социальных сетях. Были эксперты, которые указывали на то, что Украина сама за четыре последних года (2013-2017) опустилась с 47-го на 63-ое место в глобальном индексе продовольственной безопасности ООН, и эта всемирная организация отнесла наше государство к перечню стран, где есть проблемы с продовольствием. Это все так. Но, если мы цивилизованные люди и на самом деле стремимся руководствоваться современными гуманистическими ценностями (надеюсь, что это так), то не стоит ли вспомнить, как благополучная, «приличная» Европа в 1932-1933 годах в значительной мере (хотя и не все) не желала видеть и знать, тем более что-то делать для помощи миллионам украинцам, которые погибали страшной смертью? С Указом Петра Порошенко не обязательно соглашаться, но здесь именно этический выбор: с кем мы — с Фритьофом Нансеном или Бернардом Шоу? С Уолтером Дюранти или Гарретом Джонсом? Мы не забыли свою боль, потому чувствуем боль других.
Выпуск газеты №:
№215, (2018)Section
Подробности