Перейти к основному содержанию

Поделится ли Москва с Киевом ключами от арсеналов ЧФ РФ?

25 марта, 00:00

На территории Украины Россия содержит свою самую большую «заграничную» военную группировку — Черноморский флот. Не менее 20 лет базирования ЧФ в Крыму — слишком большой срок для того, чтобы уже сегодня можно было спрогнозировать все последствия такого соседства. Однако именно сейчас, учитывая рассмотрение в парламенте пакета базовых Черноморских соглашений, стоит выяснить принципиальные детали как дальнейшего российского базирования, так и военных перспектив Черноморского региона. В разговоре с корреспондентом «Дня» на это согласился начальник Управления контроля над вооружениями и военно-технического сотрудничества МИД Алексей РЫБАК.

— Алексей Николаевич, до недавнего времени наш Генеральный штаб выступал за необходимость заключения межправительственного соглашения с РФ, которое дало бы Украине возможность в случае необходимости контролировать, какое оружие хранится на ее территории в арсеналах ЧФ. Однако сейчас этот вопрос больше не поднимается, а от достаточно высоких чинов в погонах мне приходилось слышать о том, что инициативы военных без особого энтузиазма встретили в Министерстве иностранных дел. Потому что, мол, обсуждение подобных вопросов не слишком уместно и своевременно. Сначала из-за ожидания ратификации общеполитического договора между Украиной и Россией, а потом — базового пакета Черноморских соглашений. Так есть ли у Киева реальная возможность контролировать обычные арсеналы российских войск в Крыму, и какова в этом случае позиция МИД страны?

— Если я правильно понял, речь идет о боевой бронированной технике и авиации в составе военных формирований ЧФ на территории Украины, которая подлежит ограничению по Договору об обычных силах в Европе (ДОВСЕ). В частности, на вооружении морской пехоты ЧФ РФ может быть 132 боевые бронированные машины, 24 артиллерийские системы калибра более 100 мм, а в морской авиации наземного базирования ЧФ РФ 22 боевых самолета. Ежегодно страны-участницы ДОВСЕ обмениваются данными об общем количестве своих обычных вооружений, местах их расположения и базирования. Этой обменной информацией, в том числе о российских вооружениях в Крыму, пользуется и Украина. К тому же, Договор об ОВСЕ предусматривает проведение инспекций для проверки данных, предоставляемых государствами-участницами. Таким образом, количество и состояние обычных вооружений ЧФ РФ могут быть проверены в ходе инспекций, в частности, так называемых «инспекций по требованию в пределах района». И, кроме того, сегодня в рамках Подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины продолжается диалог о согласовании порядка инспектирования мест дислокации военных формирований ЧФ РФ как в двух- так и в многостороннем формате.

— Но, как мне известно, с учетом определенных тонкостей этого договора, заключенного еще во времена существования Варшавского договора, нынче Украине довольно проблематично организовать проверку российских военных объектов. Этим правом пользуются только западные проверяющие...

— Поскольку инспекционная группа проверяющего государства должна сопровождаться со стороны Украины, то и украинские представители имеют во время инспекций непосредственный доступ к вооружениям ЧФ РФ. Кстати, не так давно инспекционная группа ФРГ инспектировала 264 отдельный полк морской пехоты ЧФ РФ. Сопровождение этой группы осуществляли представители Минобороны Украины. На сегодня данные о результатах этой инспекции обрабатываются Управлением верификации Минобороны.

Таким образом, верификационные механизмы, созданные по Договору об ОВСЕ, с одной стороны, позволяют Украине и другим участникам договора следить за количеством и состоянием вооружений ЧФ РФ, с другой — обязывают Россию предоставлять достоверную информацию и принимать инспекции для ее проверки. Исходя из анализа этой информации, могу заверить, что сейчас боевой состав ЧФ РФ значительно меньше того, который Россия могла бы иметь по «черноморским» соглашениям.

— Но участники той немецкой инспекции, о которой вы вспомнили, кажется, увидели у российских морских пехотинцев большее количество бронетехники, чем ожидали, хотя на «лишних» машинах были нарисованы красные кресты. Может ли это считаться нарушением соглашений в области контроля за вооружениями?

— Боевые бронемашины ЧФ РФ находятся в составе морских сил, в отношении которых Россия унаследовала часть действующих на сегодня юридических обязательств бывшего СССР в рамках ДОВСЕ по непревышению их определенного количества. Процедуры, определенные договором, не предусматривают ограничений количества санитарных бронированных средств.

Кроме того, в рамках двухсторонних украинско-российских соглашений по вопросам ЧФ существуют дополнительные ограничения. В соответствии с ними российская сторона обязалась не превышать определенное количество обычных вооружений в составе Черноморского флота, численность личного состава, количество кораблей и судов сверх показателей, установленных соглашением о параметрах раздела ЧФ. Это значит, что на территории Украины не может быть больше вооружений ЧФ РФ, чем предусмотрено соглашениями по ЧФ, невзирая на то, есть на них «красные кресты» или нет.

— Как известно, сейчас в Вене продолжаются переговоры по адаптации Договора об обычных вооруженных силах к новым геополитическим реалиям. Ведь в свое время договор был направлен на поддержание равновесия в арсеналах между странами НАТО и Варшавского договора. Ныне в основу договора планируется положить индивидуальное членство, однако в отдельных деталях для Украины, сохраняются дополнительные ограничения. Имеет ли смысл для Украины, при таких обстоятельствах, быть участницей этого договора?

— Украина сейчас принимает активное участие в переговорном процессе и стремится сделать все для того, чтобы в обновленном виде Договор о вооруженных силах максимально отвечал потребностям нашего государства и Европы — именно в этом состоят главные интересы и цели Украины. Договор является одним из важных составляющих общеевропейской безопасности, ведь он позволяет обеспечить должную предсказуемость ситуации на континенте и уровень доверия, достичь большей стабильности и транспарентности в военной сфере. Выход любой страны из договора будет иметь нежелательные последствия, что ясно понимают все 30 стран, являющихся его участниками.

— Действие Договора об обычных вооруженных силах не распространяется на морские вооружения. Однако в прошлом году по инициативе Украины начались консультации по углублению мер доверия в военно-морской сфере в акватории Черного моря. Можно ли ожидать, что в перспективе это завершится заключением многостороннего соглашения о контроле за силами военных флотов стран региона?

— Распространение мер доверия на военно-морские силы и на их деятельность является принципиально новой сферой в международных взаимоотношениях. В этом контексте подходы к контролю над вооружением флотов являются, безусловно, новыми. Они предусматривают определение специфических, присущих именно военно-морским силам параметров вооружений, деятельности на море.

При этом было бы нелогичным не учитывать все те меры и подходы к контролю над вооружениями, которые в течение, по крайней мере, семи лет применялись к сухопутным войскам и военно-воздушным силам и подтверждали свою эффективность. Следовательно, меры доверия в отношении военно-морских сил скорее всего будут представлять собой определенное рациональное сочетание новых и уже испытанных подходов. На сегодня все причерноморские государства высказались в пользу необходимости развития мер доверия и безопасности в военно-морской области. При этом было принято консенсусное решение, что такие меры не будут направлены против третьих стран.

КСТАТИ

17 февраля Совет федерации России наконец ратифицировал Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, но с условием, что он вступит в действие только после ратификации Верховной Радой Украины соглашений по Черноморскому флоту. Считаете ли вы правомерными выдвинутые условия? (в %)

Да, потому что договор готовился вместе с соглашениями по Черноморскому флоту 21

Нет, выдвижение этих условий является нарушением практики заключения международных договоров и попыткой грубого давления на украинский парламент 30

Трудно ответить 24

Ничего не слышал об этих условиях 26

По данным опроса, проведенного Институтом социальной и политической психологии АПН Украины в конце февраля 1999 года. Опрошено 1207 респондентов, которые представляют основные социально-демографические категории взрослого населения Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать