Подписка: мы выбираем импорт
А на высоком уровне продолжаются разговоры о поддержке отечественных изданийНевзирая на повышение цен на подписку отечественных периодических изданий, подписная кампания-2002 поразила своими результатами. Оказалось, что даже при сокращенном на полтора месяца сроком подписки показатели этого года превышают предыдущие.
На прошедшей неделе вице- премьер Владимир Семиноженко провел совещание с руководителями «Укрпошти», Национального союза журналистов Украины, Государственного комитета Украины по связям и информатизации по результатам подписной кампании в Украине на 2002 год. Как сообщил на нем заместитель председателя Госкоминформполитики Владимир Коляденко, несмотря на то, что срок подписной кампании-2002 был на полтора месяца короче, чем предыдущей, а также были введены новые тарифы на подписку и доставку отечественных периодических печатных изданий, удалось повысить их тиражи, сообщает Интерфакс-Украина. Так, по состоянию на 1 января 2002 года в Украине выписано 14,593 млн. изданий, что составляет 109,1% по сравнению с прошлым годом. В. Коляденко доложил, что количество выписанных украинских периодических изданий увеличилось на 17% и составило 7,309 млн. экземпляров. Подписка же на местные издания увеличилась на 2% и составляет 7189 тыс. экземпляров.
Вместе с тем В. Семиноженко высказал обеспокоенность, что подписка на журналы других стран в Украине выросла на 40% в сравнении с 1 июня 2001 года и составила 73,6 тыс. экземпляров. Кроме того, на 30% увеличилась подписка на заграничные газеты, составившая 31 тыс. экземпляров. Вице- премьер высказался за необходимость создания рабочей группы, которая разработала бы принципы поддержки отечественных изданий.
«День» обратился к экспертам с предложением прокомментировать тот факт, что динамика роста подписки на заграничную прессу стала выше, чем на украинскую.
Игорь ЛУБЧЕНКО , председатель Национального союза журналистов Украины:
— На этом заседании я назвал три газеты, которые выписаны только на один квартал тиражом по несколько сотен тысяч экземпляров и поставил вопросы: возможно, это предвыборная технология, когда газеты подписываются за счет партий, которые они поддерживают? Эта ситуация похожа на ту, когда Павел Лазаренко выписал «Правду Украины» на 3 месяца высоким тиражом, а потом эта газета «села». Если смотреть в разрезе ежеквартальных тиражей, то показатели, приведенные на совещании у вице-премьера, ниже, чем в прошлом году. Поэтому, во избежание недоразумений в подведении итогов, я предложил провести такое совещание в апреле. Относительно русских изданий, то они доминируют на украинском рынке главным образом из-за того, что имеют лучшую материальную базу — у них дешевле бумага, полиграфия. У нас в стране эти две необходимые для прессы составляющие находятся в очень запущенном состоянии. В то же время меня очень поразил тот факт, что когда я оформлял подписку на русские издания, то выяснил, что за оформление квитанции на московские газеты подписные пункты не берут денег. Этот тариф влияет только на цену украинских изданий.
Виталий АБЛИЦОВ , исполняющий обязанности председателя Госкоминформполитики:
— На днях у нас состоялось совещание, касающееся постановления Кабмина от 27 октября 2001 года, которое должно было бы стимулировать целлюлозно-бумажную промышленность в Украине. Это постановление фактически сужает наполнение газетного рынка в нашей стране. Сегодня мы имеем только 25% собственной бумаги, которая приходит в Украину легально, а 75% — это неконтролированный рынок. Таким образом, если сузится наш газетный рынок, то это создаст прекрасные условия только для спекулянтов-посредников. Для стимулирования развития отечественных СМИ следует создать нормальные рыночные условия, хотя мы также за применение протекционистской политики государства, которая у нас, к сожалению, не проводится. Ситуация с повышением тарифов на подписку сегодня сложилась из-за то, что деятельность «Укрпошти» стала гибкой относительно законов рынка. Однако проблема еще и в том, что государство у нас — монополист на доставку периодики. Но самая большая наша проблема сегодня — это неоправданное количество управленческих структур информационной отраслью. Есть Госкоминформполитики, Нацсовет, различные комитеты и комиссии... Как известно, у семи нянек дитя без глаз. Вот и «имеем то, что имеем». Поэтому и принимаются постановления, которые совсем не учитывают реалий сегодняшнего дня.
Василий МУХИН , генеральный директор «Укрпошти»:
— В тарифе на подписку зарубежных изданий уже «сидит» стоимость оформления подписки, а на украинские издания мы сознательно отделили стоимость доставки и оформления. Мы это сделали из-за того, что некоторые редакции высказали пожелание самостоятельно проводить подписку, а доставку оставили нам. В прошлом году многие издания пробовали проводить подписку самостоятельно, но затем отказывались от этой идеи и приходили к нам, так как у нас кроме отделений связи подписку также проводят и почтальоны. Что же касается цифр, то, по нашим данным, на украинские газеты и журналы подписка выросла на 18,4%. На российские газеты — немного упала, а на журналы повысилась. Высокой популярностью в Украине продолжают пользоваться российские научные журналы.
Выпуск газеты №:
№13, (2002)Section
Подробности