Подрядная сила,
или Лицо строительного капитализма
Мы поинтересовались у председателя наблюдательного совета этого ЗАО Валерия Мошенского, почему этот заказ достался именно «Планете». «У нас не так уж много компаний, умеющих хорошо и качественно работать — не так уж много конкуренции, — ответил он и, подумав, добавил: — Если вы честно и профессионально делаете свое дело, вас приглашают везде…». Как считает заслуженный строитель Украины, крупных, по-современному организующих свою работу («у нас ноут-бук есть у каждого прораба»), частных строительных фирм в столице, а именно здесь преимущественно сосредоточен сегодня соответствующий бизнес, раз-два и обчелся: «Планета», «Аэробуд», «Познякижилстрой»…
Мошенский, конечно, сторонник конкуренции. Но сегодня, когда строительный бум, как правило, следующий за подъемом экономики, в стране еще только начинается, большинство компаний, называющих себя строительными, делают упор не на развитие производства, а скорее на посреднический бизнес, связанный с поставкой строительных материалов и разнообразного оборудования зданий, надеясь быстро и без особых усилий заработать. «Через два-три года все это закончится. Строители вытеснят посредников и из этой сферы и, если экономика будет расти такими же темпами, мы станем свидетелями настоящего строительного бума, а над нашими городами поднимется лес строительных кранов». Мошенский считает, что строительный бизнес быстро становится на ноги и развивается вслед за сигналами о росте экономики. «Строительная компания в этой ситуации первой богатеет, а вот если экономика начнет хромать, строители, опять же первыми, разорятся, — предсказывает он и, смеясь, продолжает: — Поэтому мы, конечно, за подъем экономики. Ведь как только человек богатеет, он приобретает себе новое жилье. Когда хозяин ресторана видит, что уже не может накормить всех желающих, он заказывает новый проект. Так же и директор завода — если появляется повышенный спрос на его продукцию — он расширяет производственные мощности. И все это — работа строителям, дополнительные их доходы».
А начиналась нынешняя «Планета» еще в 1988 году с небольшого кооператива. Тогда едва ли не единственным их капиталом стал опыт строительства. В частности, у Валерия Захаровича уже на то время было больше 15 лет работы на стройках, где он прошел все ступени от рабочего до руководителя коллектива, одного из главных акционеров теперь уже крупной строительной компании, породившей группу компаний «Планета». В частности, в ее составе солидное проектно- архитектурное бюро, постоянно подпитывающееся лучшим зарубежным опытом в использовании современных материалов и конструкций, проектирования и организации строительного производства. Группа «Планета» — рыночное предприятие с дифференцированными бизнесовыми интересами, следящее за конъюнктурой мирового рынка. Так, ею осваивается высокорентабельное производство полиграфических красок (до сих пор они в Украине не производились, и на их импорт только в прошлом году страна потратила около $100 миллионов), в процессе доводки выпуск высококачественной и вполне конкурентной отделочной плитки по итальянской технологии, что позволит выйти и закрепиться на международном рынке. Год назад стала в строй принадлежащая компании «Планета-Друк» полиграфическая фабрика в Севастополе, в этом году запустили такую же в Ровно. Специалисты подсчитали, что сегодня доходы «планетян» на 30% обеспечиваются именно различными высокими технологиями. Это позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, сокращать долю кредитов в оборотных средствах строительных организаций и, конечно, в первую очередь наращивать мощности по строительству. В составе компании современные, оснащенные по последнему слову техники предприятия по производству строительных материалов и конструкций, что позволяет снижать себестоимость строительства, сокращать его сроки и повышать качество. В частности, «Планета» использует собственного производства алюминиевые окна, двери и фасады. Столярный цех оснащен полным комплексом оборудования для выпуска склеенного бруса и другой евростолярки. Широко используется лепной декор, опять же собственного изготовления. Налажена обработка камня, идущего на отделку престижных зданий. Всю перевозку материалов и конструкций взял на себя собственный парк автомобильной и другой строительной техники.
Сейчас в одной только «Планете- Буд» более тысячи рабочих мест. В прошлом году оборот компании превысил 130 миллионов гривен. В этом году, всего за пять месяцев, собственными силами освоено 150 миллионов гривен.
Такая широко известная в стране компания, как «Укрреставрация», выполняет чуть ли не на порядок меньше работ.
В прошлом году «Планета» приобрела 25% акций «Киевметростроя», в итоге ей уже принадлежит почти треть этого мощного и важного для развития столицы предприятия. До конца года оно получит от «Планеты» до 30 млн. грн. инвестиций в основные фонды и новые технологии. По словам Мошенского, «Киевметрострой» должен быть готов также к строительству тоннелей. «Ведь скоро в стране развернется сооружение современных автобанов», — поясняет глава компании, отвечающий также за маркетинг, — и кому еще могут быть по силам такие работы и такие сжатые сроки». Кроме того, в планах группы разместить новые производства на несколько тысяч рабочих мест в регионах Украины, сильнее всего страдающих от безработицы.
Но, безусловно, главное внимание «Планета» уделяет столице. Здесь она почти одновременно участвовала в нескольких конкурсах и выиграла (эти ее победы были признаны строительным сообществом как заслуженные и их никто не попытался оспорить), поскольку доказала, что располагает и опытом ведения строительства, и создававшейся на протяжении восьми лет производственной базой, и достаточными собственными оборотными средствами, и хорошей кредитной историей, обеспечивающей банковские займы для дальнейшего развития. Всего в работе у «Планеты» сегодня около пятнадцати разноплановых объектов. Подписан пакет заказов на 500 миллионов гривен. (При этом от трех заманчивых предложений, в том числе даже от одного выигранного в конкурсе — табачная фабрика в Прилуках — пришлось отказаться: мощности компании не беспредельны). Среди первоочередных проектов строительство клиники известного частного медицинского учреждения, ремонт помещений Министерства культуры. А ведущим в этом году, похоже, будет для «планетян» строительство высотного офиса оператора сотовых сетей — компании «Киевстар». Объем строительно-монтажных и отделочных работ (без стоимости оборудования) тут примерно впятеро больше, чем при реконструкции бывшей аэрофлотовской «свечки» на Воздухофлотском проспекте (здесь эта стоимость примерно 120 млн. грн. — сейчас идет экспертиза проекта), где теперь будет размещаться Минтранс Украины. Заказчиком работ на этом фактически аварийном здании выступает предприятие «Укртранссервис». (Мошенский рассказывает, что ужасающее состояние этой высотки сыграло решающую роль при принятии решения о передаче ее Минтрансу). Финансирование работ намечено вести, вопреки домыслам некоторых «доброжелателей» транспортного ведомства, не за бюджетные, а за кредитные средства, а также за средства компании (ее специалисты прикинули, что в целом соотношение будет примерно 50:50, хотя на первом этапе компания получит 15 — 20% предоплаты вместо предусмотренных договором 30%). Так что придется напрягаться. Несмотря на это, работы тут уже начались. Ведется усиление фундамента и других конструктивных элементов здания. Вслед за выигранным внешним тендером (Мошенский акцентирует на том, что его результаты в предусмотренном порядке законом порядке никем не были оспорены) проведен тендер для субподрядчиков, причем главными критериями их выбора было наилучшее сочетание цены и качества. Мошенский без тени сомнений называет дату завершения реконструкции: 30 декабря этого года. «Этот срок намного меньше, чем предусматривают для таких объемов строительные нормативы, — говорит глава компании, — но наши технологии позволяют завершить работы как раз до конца года».
— Это первый ваш опыт сотрудничества с Минтрансом?
— Конечно же, нет. Если бы за предыдущие годы мы не зарекомендовали себя как компания, способная выполнять работы недорого, качественно и в срок, с нами бы, понятно, никто не имел дела. Когда работы по реконструкции Центрального вокзала столицы оказались под угрозой срыва, в помощь «Укрреставрации» привлекли нас, и мы «вытащили» этот объект, что называется, на своих плечах. Мы также полностью построили обновленный пригородный вокзал в столице и тоннель, а также несколько крупных железнодорожных объектов в других городах.
— А как складываются отношения вашей фирмы с министром транспорта?
— Георгий Николаевич Кирпа очень жесткий руководитель. Он все оценивает по результатам работы. У него не бывает постоянных «хороших». Он человек дела, и в этом плане для него не существует ни дружеских, ни каких-то там еще отношений, предполагающих льготы и поблажки. Это человек с огромным управленческим потенциалом. И те, кому он сильно наступил на коррупционный хвост, его, конечно, не любят. Но даже они не могут его не уважать.
А еще мы спросили у Мошенского, легко ли быть сегодня строительным капиталистом и чем необходимо располагать, чтобы лидировать на этом рынке. «Для успеха нужна, если можно так сказать, критическая масса подрядной силы, — ответил строитель, — опытные инженеры и рабочие, производственная база, финансовые возможности, наконец, известность. Благодаря всему этому наша компания, при желании компания способна победить в любом тендере на общегражданское строительство». «А стать капиталистом в этой области, продолжил он, — совсем не просто».
— Теперь я скажу, — вступил в разговор председатель правления «Планеты-Буд» Петр Бородатый. — Не поверите, но Валерий Захарович до прошлого года снимал две комнаты на Троещине, и только недавно мы уговорили его купить нормальную квартиру на Оболони. Потому что наша политика предполагает в основном два направления расходования полученной прибыли: мы с первого и до нынешнего дня стремимся максимально инвестировать собственное производство, а также человеческий капитал компании. (Правда, тут же выяснилось, что «Планета», не скупясь, расходует деньги еще и на благотворительность. На ее счету отреставрированная церковь в Черкасской области, за что Мошенский удостоен ордена Святого Владимира. Сейчас строители одели в леса и реставрируют Екатерининскую церковь — инвестор Одесская железная дорога, — которую первым делом видит каждый, кто въезжает в Чернигов). Никаких денег не жалеем на учебу и зарубежные поездки сотрудников, проплачиваем нашим работникам затраты на медицину, включая самые дорогие операции, компенсируем средства, потраченные на отдых, в том числе и за рубежом, причем также и для членов семьи. Ну а у руководства компании режим работы довольно жесткий (это ответ на вопрос «легко ли»). Все в компании знают — у топ-менеджеров в году только три выходных дня: на Пасху, Рождество да на Новый год. Не просто и остальным специалистам: у них выходные по скользящему графику. При этом мы уверены, что никто из сотрудников не станет ни за какие деньги разглашать коммерческие секреты компании, поскольку и социальные льготы, и номинальные заработки у нас направлены на то, чтобы у людей было отношение к компании как к действительно своему предприятию. От нас никто не уходит…
Однако получилось так, что в тот же день нам встретился человек, работавший прежде в «Планете», и вовсе не на последней должности. Неужели лукавил Петр Семенович? «Не выдержал я такого темпа и интенсивности, — сказал бывший «планетянин», ныне являющийся, кстати, руководителем другой компании, — а теперь, поверьте, очень об этом сожалею»…
Выпуск газеты №:
№99, (2003)Section
Подробности