Полуостров преткновения
Вице-премьер рассказал крымчанам об админреформе... на примере Одессы
По словам одного из наиболее опытных участников состоявшегося в Ялтинском горсовете «общественного обсуждения законопроектов по административно-территориальной реформе в Украине» с участием вице-премьера Украины Романа Беcсмертного, первого заместителя председателя Верховной Рады АРК Василия Киселева, заместителя председателя Совета министров АРК Виталины Дзоз, и.о. городского головы Ялты Александра Чабанова, депутатов Верховной Рады Крыма, городских и районных советов, глав райгосадминистраций и мэров городов автономии, на более бесполезном совещании он еще не присутствовал. Дело в том, что к проблемам административно-территориальной реформы в Крыму проявлялся большой и нескрываемый интерес. Самого Романа Бессмертного в большом зале Ялтинского горсовета, заполненном настолько, что люди стояли вдоль стен, встретили аплодисментами. Аплодировали и после его выступления об азах реформы, — но не могли скрыть чувства неловкости. Когда Роман Петрович подробно и увлеченно, с применением схем и диаграмм, излагал основы реформы, — но почему-то на примере Одессы?! — заместитель Верховной Рады Крыма Василий Киселев, чувствуя настроения зала, передал ему записку с просьбой рассказать, как именно реформа может быть реализована в условиях Крымской автономии. И тут вице-премьер-министр удивил всех. Прочитав вслух записку, он прямо сказал, что не знает, как это будет применено в Крыму, и приехал как раз, чтобы послушать предложения с мест.
Крымчане, со своей стороны, и хотели бы помочь Роману Петровичу, поскольку во многом чувствуют необходимость перемен, но тоже оказались к этому не готовы. Проекты законов по админреформе «О местном самоуправлении громады», «О местном самоуправлении района», «О местном самоуправлении области» и брошюру самого Романа Бессмертного об основах реформы участникам совещания раздали только во время регистрации, и никто не успел с ними ознакомиться настолько, чтобы вносить реальные предложения. Проект закона «О территориальном устройстве Украины» тоже был опубликован в ялтинской газете в этот же день. Поэтому выступающие говорили на основе того, что «где-то слышали» или «кто-то сказал», но это, разумеется, налаживанию конструктивного диалога не способствовало. В итоге дискуссию с сожалением свернули. «Мы сейчас обсуждаем программу «Морской берег», — сказал исполняющий обязанности городского головы Ялты Александр Чабанов, — для чего создали рабочую группу. А в этой группе есть подгруппа, которая будет заниматься отбором основных принципов административно-территориальной реформы. Мы просим Романа Петровича направить к нам специалистов по административно-территориальной реформе для координации работы с этой группой». «Ну вот, у столичных чиновников есть повод приехать в Ялту и искупаться в море в разгар курортного сезона за командировочные деньги», — заговорили в зале…
Между тем, проблема реализации административно-территориальной реформы в Крыму действительно имеет много сложностей. Во-первых, здесь все понимают, что задачей реформы не является ликвидация сел, больниц и школ, поэтому «В отставку!» никто не кричал. Обсуждение было более квалифицированным. Говорили — в частности, это подчеркивал заместитель главы крымского парламента Василий Киселев, что реформа — это тотальное перераспределение полномочий государственных органов, но полномочия Крыма как автономной республики определены двумя конституциями и многими законами, о необходимости изменений которых пока никто даже не упоминает. Во-вторых, Крым не согласится на админреформу, если она будет передавать кому-то другому полномочия Верховной Рады, Совета министров, других государственных органов автономии. В-третьих, какое место в новой структуре управления должно занимать Постоянное представительство Президента в Крыму? В-четвертых, в Крыму часть органов власти подчиняется автономии, но другая часть — непосредственно Киеву. Как быть с ними? Что будет с уже отлаженной и с таким трудом согласованной между автономией и центром за предыдущие 14 лет системой согласования назначения кадров, утверждения документов, принятия решений? Получается, что реформа должна либо «обтекать» Крым, как и воды Черного моря, либо будет реализована в Крыму уже не как административно-территориальная, а только как территориальная и коснется только подчинения сел и поселков в Ялте и Севастополе, которые Роман Бессмертный назвал «кровоточащими ранами». Сам вице-премьер сказал: «Что касается уровня автономии — я бы его не трогал. Мне кажется, что автономия еще не отработана настолько, что можно говорить о том, что она не доказала свою действенность». Выходит, один из законов, определяющих админреформу, в Крыму не будет действовать вообще? В то же время, по мнению вице-премьера, «представительство Президента в Крыму уже не играет никакой роли». Похоже, так думает и сам Президент, раз до сих пор не назначил представителя на вакантную уже более полугода должность. Но так ли думают крымчане? Украинская община, например, вот уже полгода с тревогой спрашивает, когда будет назначен представитель? Помнится, Президент обещал решить вопрос «в течение недели», но с тех пор прошли уже месяцы. Председатель Совета министров Крыма Анатолий Матвиенко также говорил, что вместе с представителем Президента ему бы работалось в автономии значительно легче. В то же время по всему Крыму создаются «общественные приемные» Президента, не предусмотренные никакими законами. Они заменят его представительство, предусмотренное в Конституции и учрежденное на основе специального закона?
На фоне общих рассуждений о том, что реформа «назрела и даже перезрела» конкретных параметров ее в ходе совещания не было выработано не только на уровне Крыма, но и на уровне Ялты и Севастополя. Исполняющий обязанности мэра курортной столицы Александр Чабанов предлагает включить Большую Ялту в перечень пилотных регионов, где идет наработка возможных вариантов административно- территориальной реформы. «Пока же я призываю депутатов горсоветов, поссоветов, работников местных органов самоуправления воздержаться от каких- либо публичных комментариев по конкретным вариантам реформы», — резонно заявил он. По его словам, необходимо сперва «наработать видение прозрачности этого процесса и его прохождения». Но зачем же тогда вице- премьер-министр страны отрывался от дел и летел в Ялту, где на целый день собрали переполненный зал не менее занятых депутатов и чиновников?
Вице-премьер на слушаниях и пресс- конференции в целом верно говорил о том, что «не может двадцать один населенный пункт говорить о своем развитии, когда все они завязаны на Ялту. В системе управления и территориального устройства, которую мы называем Большой Ялтой — сплошная путаница». Он отметил, что система управления и бюджетирования в Ялте «слишком сложная». А что касается Севастополя, то, по его мнению, неудача закона об этом городе-герое объясняется тем, что законопроектом была предложена такая же модель управления, как в Киеве: «Это копия модели Киева, и зачем ее внедрять еще в одном городе, если и в столице она себя не оправдала?» По его словам, та система территориальной организации, которая существует в этих двух городах, фактически парализовала развитие местного самоуправления. «Она породила централизацию налогов и полномочий», — заявил Бессмертный. Вице-премьер выразил уверенность, что единственным вариантом организации власти в городе- герое может быть «стопроцентное местное самоуправление», что, судя по всему, и будет реализовываться. По словам вице-премьера, распоряжением Президента в правительстве создана рабочая группа по подготовке Указа о «Социально-экономическом развитии Севастополя», а также нового законопроекта «О Севастополе». «31 населенный пункт и город Севастополь должны быть разделены», — убежден вице-премьер.
В то же время, как отмечает одно из агентств, идея децентрализовать власть воспринята оппонентами Бессмертного как намерение «расчленить Ялту и Севастополь», связанное, мол, «со стремлением децентрализировать выделение земельных участков на южнобережье». «Это как в притче — каждую соломинку отдельно сломать гораздо легче, чем переломить сноп», — пояснил журналистам один из чиновников Совмина автономии…
Итак, проведенные слушания показали только, что в Крыму, во-первых, административно-территориальная реформа, если ее авторы желают ей успеха, должна базироваться на принципах, которые будут отличаться от общегосударственных. Но каких конкретно, — этого еще не знает никто. Во-вторых, судя по всему, даже приемлемые в других регионах Украины методы реформы в Крыму, в Ялте, а особенно в Севастополе, будут восприниматься с большой осторожностью и даже предубежденностью. И объяснять их необходимость, а также изменять и адаптировать их к местным условиям надо будет еще не раз — и не наскоком за один день…
Выпуск газеты №:
№137, (2005)Section
Подробности