Право на защиту
Адвокатура в демократическом государстве: что делать в Украине?
Так повелось с давних времен, что в сложной жизненной ситуации, требующей применения права, мы обращаемся к адвокату. Право каждого на правовую помощь гарантировано Конституцией Украины, а правовым институтом, уполномоченным Основным законом действовать для обеспечения права на защиту от обвинения и для оказания правовой помощи при разрешении дел в судах и других государственных органах, названа адвокатура. Вполне очевидно, что, доверяя ей эту функцию, государство обязано создать соответствующие условия для функционирования этого института правовой системы, обеспечения граждан высококвалифицированной правовой помощью, в том числе бесплатной в установленных законом случаях.
Международными документами об адвокатской деятельности предусмотрено, что правительства стран должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на ее территории.
Серьезные требования на уровне мировых стандартов предъявляются к лицам, допускаемым к оказанию правовой помощи. Это не только наличие высшего юридического образования и практического стажа работы, а и обязательное подтверждение через достаточно сложные квалификационные экзамены готовности к адвокатской деятельности, это также неукоснительное выполнение правил адвокатской этики, вхождение в профессиональную организацию адвокатов, контроль за уровнем оказания правовой помощи, дисциплинарная ответственность адвоката в случае ненадлежащего исполнения своего долга.
Комитет Министров Совета Европы принял в 2000 г. рекомендации о свободе осуществления профессии юриста, в соответствии с которыми, в частности, допуск юристов к защите граждан должен сопровождаться выполнением требований о наличии наивысшего из возможных уровня профессиональной квалификации, включения юриста в специальный реестр, наличия организованной системы оказания правовой помощи, соответствующей нормативной базы и т.п.
Соответствует ли международным стандартам состояние правовой помощи населению в нашей стране? Ответ на этот вопрос, к сожалению, отрицательный. В Украине фактически существует наряду с предусмотренным Конституцией институтом для оказания правовой помощи — адвокатурой, параллельный, неупорядоченный рынок правовых услуг. Огромная масса юристов, выпускаемых почти что двумястами юридическими вузами, ринулась заполнять эту нишу. Здесь можно встретить и студентов, и юристов, мало разбирающихся в праве, а то и юристов, уволенных из правоохранительных органов за непрофессионализм, и просто аферистов с поддельными юридическими дипломами (что подтверждают рассмотренные в судах уголовные дела). Вся эта неучтенная масса «специалистов в области права», допущенная с легкой руки Конституционного Суда Украины (небезызвестное дело Солдатова) со ссылкой на конституционное право свободного выбора защитника, ко всем видам юридической практики, теперь промышляет беспрепятственно и в уголовном судопроизводстве, где принцип состязательности и равенства сторон уж никак невозможно реализовать при отсутствии специальной подготовки и глубоких профессиональных знаний у стороны защиты.
К сожалению, этот дикий рынок спокойно наблюдают законодатели, которые, как отмечалось выше, обязаны гарантировать каждому высокопрофессиональную юридическую помощь в соответствии с международными стандартами. От такой неконтролируемой, неуправляемой и неучтенной массы «советников по правовым вопросам» страдают в первую очередь те, кто становится потребителем их услуг.
Такое положение дел не может далее продолжаться и, безусловно, требует своего разрешения. В некоторых европейских странах, где была подобная ситуация, она была разрешена достаточно просто — все лица, оказывающие правовую помощь вне адвокатуры, были объединены под ее крышей и стали субъектами профессиональных прав, обязанностей, гарантий адвокатской деятельности, ответственности и т.п. Справедливости ради следует отметить, что эти юристы сдавали квалификационные экзамены для приобретения права на осуществление правовой помощи, в отличие от наших умельцев — юристов- предпринимателей и иных юристов, занимающихся правовым консультированием населения без подтверждения уровня своих знаний.
Мои коллеги адвокаты часто задают вопрос, а стоит ли поддерживать и совершенствовать те жесткие стандарты адвокатской профессии, которые содержатся в законе об адвокатуре, принятом еще в 1992 г., в Правилах адвокатской этики, утвержденных в 1999 г., в иных нормативных документах об адвокатуре, усиливать их требования в новом законопроекте. Не проще ли податься в «юристы- предприниматели», в «специалисты в области права», которым дозволено выполнять такие же виды правовой помощи, что и адвокатам, но без тех жестких требований, которые предъявляются к адвокатам, без соблюдения международных стандартов и прочих «сложностей», сопровождающих адвокатскую профессию.
Ответ здесь может быть один — когда-нибудь закончится этот неуправляемый и опасный для государства «рынок» (или базар) правовых услуг, недопустимый в демократическом правовом государстве, а адвокатура — она вечная. Свидетельством тому — постоянное увеличение численности адвокатов. Думаю, уважающий себя юрист может (и должен) сдать квалификационный экзамен, подтвердив этим свой высокий профессионализм и обретя установленный во всем цивилизованном мире статус адвоката, дающий право оказывать правовую помощь всем нуждающимся в этом.
Однако украинской адвокатуре необходима экстренная помощь, ибо множество неурегулированных вопросов усложняют ее функционирование, приводят к ослаблению адвокатуры, негативно сказываются на осуществлении адвокатской деятельности. Союз адвокатов Украины на протяжении многих лет пытается решить накопившиеся в украинской адвокатуре проблемы, путем законодательного их урегулирования. Однако, трижды подаваемые с 1995 года законопроекты о внесении изменений и дополнений в закон Украины «Об адвокатуре» были отвергнуты народными депутатами, несмотря на положительные выводы международных экспертов об этих законопроектах.
Остается надеяться, что очередная попытка будет более успешной. Недавно народный депутат В.А.Демёхин подал в парламент проект новой редакции закона «Об адвокатуре», в разработке которого участвовал Союз адвокатов.
Необходимость уточнения и расширения профессиональных и социальных прав адвокатов, их обязанностей и гарантий деятельности очевидны, и соответствующие изменения, предложенные в законопроекте, будут способствовать усилению защиты прав человека, повышению доступности правовой помощи.
В законопроекте предлагается уточнить, наконец, понятие такого мощного правозащитного института правовой системы, каким есть адвокатура, считающаяся по действующему закону общественной и в то же время профессиональной организацией, что взаимоисключается. На уровне закона предлагается закрепить, что адвокатура не является предпринимательской структурой. К сожалению, споры по этому поводу возникают до сих пор, несмотря на то, что конституционный статус адвокатуры исключает занятие предпринимательством. Уточнен статус адвоката, требования к тем, кто желает заниматься этой деятельностью.
Организационные формы адвокатской деятельности, которые вправе свободно избирать адвокат, остаются теми же. Однако каждый адвокат в обязательном порядке должен будет пройти соответствующую регистрацию, иметь свое рабочее место, быть включенным в Единый реестр адвокатов Украины, что улучшит доступность правовой помощи населению и обеспечит возможность свободного выбора адвоката.
Усилению защиты, повышению роли адвокатуры и ее укреплению будет способствовать также создание единой профессиональной организации адвокатов — Национальной палаты (или ассоциации) адвокатов, которая, в частности, примет на себя не только представительство интересов всех адвокатов Украины, защиту их прав, но и организацию бесплатной помощи населению, (в том числе выполнение адвокатами защиты по назначению), недостатки в организации которой сейчас вызывают серьезные нарекания со стороны правоохранительных органов и граждан. Создание единой организации адвокатов соответствует международным стандартам, одобрено экспертами, проводившими международную экспертизу подготовленных Союзом адвокатов законопроектов об адвокатуре, а также обязательствам Украины при вступлении в Совет Европы о создании в нашей стране профессиональной организации адвокатов.
В проекте закона предлагается решение множества неурегулированных до сих пор вопросов, решение которых на законодательном уровне крайне важно как для граждан, нуждающихся в правовой помощи и нередко не имеющих материальной и иной возможности ее получить, так и для адвокатов. Например, предлагается более глубокая регламентация вопросов, связанных с заключением и исполнением договора о правовой помощи, расширение понятия адвокатской тайны и усиление механизмов ее защиты, урегулирование проблем гонорарной практики, налогообложения адвокатской деятельности. Для усиления контроля за профессиональным уровнем адвокатов, внедрения единых требований к квалификационным экзаменам в законопроекте предложено усовершенствовать систему квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры, ввести обязательную стажировку и систематическое повышение квалификации.
Рассмотрение законопроекта об адвокатуре запланировано на этой сессии, и в этом есть особая необходимость, обусловленная тем, что в первом чтении приняты уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы, которые достаточно тесно связаны со статутным законом об адвокатуре, которым регулируются профессиональные права, обязанности адвоката, гарантии его деятельности. Скорее всего, следовало бы принять сначала закон, определяющий их объем, а вслед за этим закреплять и уточнять их профессиональные права и обязанности в законах процессуальных. Таким путем, кстати, законодатель пошел в 1992 — 1993 годах, внеся изменения в УПК после принятия закона об адвокатуре. Иной порядок, наметившийся с последовательностью принятия законов в настоящее время, уже засвидетельствовал сокращение профессиональных прав адвоката-защитника, которому в новом УПК, успешно прошедшем первое чтение, отказано, например, в праве на свидание с подозреваемым либо обвиняемым до первого допроса, предусмотрены и иные дискредитирующие адвоката и недопустимые в демократическом государстве нормы по отношению к участнику процесса, выполняющему особую функцию — защиты прав человека.
Недавнее обсуждение участниками Круглого стола законопроекта, поданного народным депутатом В.А.Демёхиным — новой редакции закона «Об адвокатуре», и положительные отзывы адвокатов и представителей различных ведомств свидетельствует о том, что в нем разрешены все вопросы, назревшие в адвокатуре, а тот факт, что законопроект создавался при самом широком участии адвокатов, основан на анкетированиях и опросах, учитывает опыт многих стран мира и мнение международных экспертов, оставляет надежду, что он будет поддержан народными депутатами.
Выпуск газеты №:
№100, (2003)Section
Подробности