Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Президент в условиях войны...

Какие основные требования должны быть выдвинуты кандидатам?
04 апреля, 10:42
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Общество стремительно изменило запрос. Три месяца тяжкой борьбы, с большими потерями, — индикатор для всех стать другими, изменить подходы и отношение к стране. Но после регистрации кандидатов в президенты, видим, меню, по-сути, осталось старым. Перед новым президентом будет стоять как минимум две программных задачи. Первая — остановить российского агрессора и обезопасить страну от внешних посягательств. Вторая — сделать «украинский проект» привлекательным для всех граждан страны. Мы спросили у экспертов, какие основные требования должны быть выдвинуты кандидатам в президенты?

 

КОММЕНТАРИИ

«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ...»

Геннадий ДРУЗЕНКО, законодатель, публицист:

— Не уверен. Майдан был запросом на новые лица в политике. Среди кандидатов на должность  Президента таких лиц лишь два: Богомолец и контраверсионный полумифический Ярош. Все остальные — «на манеже все те же»...

Требования простые: самостоятельность, честность, принципиальность, стратегическое мышление, готовность принимать непопулярные решения, наличие собственной команды, желательно — хорошее образование и владение английским.

«ПОЛИТИКИ НЕ ДОЛЖНЫ УХОДИТЬ ОТ ОТВЕТОВ НА ПРОБЛЕМЫ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТ ВСЯ СТРАНА!»

Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института Политического Образования:

— Относительно списка кандидатов, то общество обычно критически относится к предложенному, и многие люди говорят, что не из чего выбирать. Но это не совсем так. Выбор огромный, все кто мог зарегистрироваться — это сделал, кандидаты представляют широкий спектр. Другое дело, что общество не доверяет большинству кандидатов. И действительно это хорошо, ведь это подтолкнет к реформированию должности президента, полномочия которого являются слишком значительными. Пока не будут сокращены полномочия потенциального узурпатора власти, до тех пор у нас не будет демократии.

Отдельно добавлю, что касается требований к кандидатам на должность президента — полностью обнародовать всю финансовую информацию относительно себя, завершить бизнес и стать профессиональными политиками, объявить о готовности пойти на перевыборы после реформы всей системы власти и Конституции. А еще должно быть требование дать четкие ответы по вопросу Крыма, армии, позиции в случае войны с Россией, по Конституции и по всем другим вопросам, корторые социологи определяют сейчас как наиболее горячие. Политики не должны уходить от ответов на проблемы, о которых говорит вся страна!

«ЕВРОМАЙДАН ЕЩЕ НЕ ЗАВЕРШИЛ СВОЮ ГЛАВНУЮ МИССИЮ — ИЗМЕНИТЬ ПРАВИЛА, А НЕ ЛИЦА»

Анна ГОПКО, сообщество «Реанимационный пакет реформ», Коалиция «За свободную от табачного дыма Украину»:

— Мы хотим на будущей неделе подписать общественное соглашение с кандидатами в президенты.

Мы, представители гражданского общества, требуем от кандидата, который будет избран следующим Президентом Украины введения следующего пакета законопроектов и решений, — Реанимационного пакета реформ, над разработкой которых работали и работают более чем 120 экспертов и общественных деятелей и принятия новой Конституции в интересах украинского общества и консолидации Украины как независимого государства.

Реанимационный пакет реформ — это политические шаги и пакеты реформ, которые дадут возможность в кратчайшие сроки начать изменение системы и предотвратить системное и экономическое банкротство государства, к которому довела политика В.Януковича и Партии регионов. Поэтому мы требуем в течение 2014 года после избрания Президента внести на рассмотрение парламента или принять необходимые политические решения о введении 12 пунктов «Реанимационного пакета реформ», которые должны реанимировать и объединить страну.

Общественные деятели отмечают, что Евромайдан еще не завершил свою главную миссию — изменить правила, а не лица. Пакет реформ состоит из 2 блоков.

Семь первоочередных:

1. Судебная реформа. Реформа прокуратуры.
2. Реформа органов правопорядка.
3. Антикоррупционная реформа.
4. Реформа избирательного законодательства.
5. Административная реформа.
6. Реформа децентрализации и регионального развития.
7. Налоговая реформа.

И 5 реформ для воплощения в среднесрочной перспективе:

1. Дерегуляция и стимулирование развития предпринимательства и инвестиций.
2. Пенсионная реформа и реформа системы социальной защиты.
3. Образовательная реформа. 
4. Здравоохранение.
5. Земельная реформа.

Повестка дня для депутатов на две следующие недели: антикоррупционная, судебная и реформа образования. Активисты инициативы «Реанимационный пакет реформ» предложили народным депутатам повестку дня на 1—13 апреля из шести законопроектов. Три из них депутаты должны рассмотреть в комитетах в течение первой недели апреля, а на будущей неделе поддержать четыре законопроекта в первом чтении и еще два в целом. Законопроекты, предложенные общественностью, помогут украинцам получить безвизовый режим с ЕС, справедливый суд, честную и подотчетную власть. Также общественность требует от депутатов начать реформу высшего образования.

На следующую пленарную неделю общественность выносит для голосования народным депутатам четыре антикоррупционных законопроекта: №4573 — предусматривает создание Национального бюро антикоррупционных расследований (Комитет должен одобрить, депутаты проголосовать в первом чтении); №4556 — необходимый для отмены виз украинцам для поездок в страны Евросоюза, предусматривает изменения в Уголовный кодекс и другие законы (принять за основу и в целом); №4587 — новая редакция Закона «Об осуществлении государственных закупок (одобрить комитетом и поддержать в первом чтении). №2012а — усиливает требования к прозрачности выполнения бюджетов госорганами (принять в первом чтении). Судебная реформа: №4378-1 — запускает люстрацию судей, причастных к нарушениям прав человека и гражданина от 21-го ноября (учесть комитетом поправки от общественности и одобрить в целом). Реформа образования: №1187-2 — усиливает автономию и децентрализацию высших учебных заведений, связь образования с современным рынком труда, увеличение мобильности студентов (принять в первом чтении).

Справочно: инициатива «Реанимационный пакет реформ» объединила более 140 экспертов и общественных активистов из 13 направлений реформ. В Верховной Раде для продвижения 24  народных депутата образовали межфракционное объединение «Платформа реформ». Еженедельно активисты «Реанимационного пакета реформ» выдвигают повестку дня от общественности для парламента. На прошлой пленарной недели 24—28 марта активисты «Реанимационного пакета реформ» добились принятия двух законов: №2207     — об открытии информации о закупках государственными предприятиями и №0947, который является второй частью Закона «О доступе к публичной информации».

«ОТВЕТ АГРЕССОРУ И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ»

Михаил БАСАРАБ, политолог:

— Традиционной проблемой для украинского политикума является невозможность удовлетворить общественный запрос на определенный идеальный образ украинского политика теми кандидатами, которые  выдвигаются в президенты. Конечно, каждый из кандидатов будет пытаться угадать, какой этот образ и ему отвечать. Однако, вероятнее всего,  избиратели будут выбирать наиболее приемлемую кандидатуру или даже ту, которая будет вызывать наименьшее предостережение.

Есть определенные нюансы относительно стремительного роста электорального рейтинга Петра Порошенко. Он связан в первую очередь с таким понятием как «электоральный аванс». Сначала избиратели дали его Виталию Кличко, но он его не оправдал и не отработал, следовательно, мы увидели падение его рейтинга и моментальное возникновение нового политика, которому избиратель передал этот аванс. Показатели Петра Порошенко — это не кровью и потом заработанный уровень поддержки, это все же аванс, который Порошенко по эстафете принял у Кличко, еще до того, как тот снял свою кандидатуру — избиратель сам переориентировал свои надежды. В этом кроется определенная угроза для него, поскольку я сомневаюсь, что он сможет оправдать возложенные на него надежды.

В целом ключевая задача президента — это, в первую очередь, надлежащий ответ агрессору. Это не обязательно война, но это абсолютно другая позиция, которую занимает сегодня и.о. Президента Александр Турчинов. Позиция должна быть более профессиональной, обдуманной и твердой, чем та, которую Украина занимает сегодня и, фактически, побуждает агрессора к наращиванию применения силы по отношению к стране.

Что же касается внутренних угроз — задача номер один для идеального Президента это борьба с коррупцией. Это проблема, которая на 80% тормозит какие-либо реформы в любых сферах жизни.

Поэтому ответ агрессору и преодоление коррупции — если Президент сможет справиться с этими двумя чрезвычайно важными задачами, я более чем уверен, что почти все проблемы будут решены сами  собой.  

«СПЕКТР КАНДИДАТОВ ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ И В СУММЕ ОНИ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ОБЩЕСТВА.  НО... СУММЫ ИЗ НИХ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»

Вадим ВАСЮТИНСКИЙ, политический психолог:

— Палитра кандидатов на должность Президента очень широкая. Дело только в том, что ни один из них не соответствует тому спектру ожиданий, которых от них требует общество. Где-то, по-видимому, в сумме, они этот пробел заполняют, но суммы из них быть не может. Пройдет только один. Тем более, что люди все равно остаются очень разными и говорить о том, что всех может устроить какой-то один общий кандидат трудно.

Если говорить о конкретных личностях, то очевидным плюсом нынешнего лидера социологических рейтингов Петра Порошенко является такая якобы эффективность, готовность действовать, способность достигать успехов, делать свое дело. Эти качества Порошенко соответствуют ожиданиям многих людей, потому за него готовы отдать свои голоса многие избиратели. Еще говорят о якобы незапятнанности Порошенко, но как раз здесь я не вижу для него никаких преимуществ.  Петр Порошенко как политик все время метался из одного лагеря в другой, занимал должности при разных властях... Он не был замешан в финансово-коррупционных скандалах, но политически карьерных — однозначно. Просто, видно, ему люди это больше прощают. Он имеет имидж бизнесмена, заработавшего свой капитал собственноручно. Хотя не думаю, что для Президента это самый лучший вариант. У Порошенко есть большой минус         — он не соответствует критерию отделения бизнеса от политики. Это очень важный критерий, который поддерживают и на Западе. Конечно, Порошенко уже пообещал, что если станет Президентом, то продаст свой бизнес, но, прослеживая его путь, думаю, что этого недостаточно. Порошенко не перестанет быть бизнесменом и побаиваюсь, что, когда возникнет конфликтная ситуация между его бизнес-интересами и интересами государства, то он может отдать предпочтение именно первым.

Что касается Юлии Тимошенко, то очень похоже, что она в условиях сегодняшнего времени выглядит политиком вчерашнего дня. В обществе есть большое разочарование относительно нее. Хотя и, казалось бы, Тимошенко, якобы ничего плохого за годы своего пребывания за решеткой не сделала, но настроения людей очень изменились. Общество пошло вперед, а она это уловила не сразу. Например, свое первое появление на Майдане, думаю, она представляла себе как триумфальное возвращение, а вышел большой пшик. Теперь Тимошенко немного корректирует свои шаги, но продолжает быть очень популистской и патерналистской. Она хочет быть матерью нации, но на фоне последних событий, уровень доверия людей к такому типу политиков является крайне невысоким.

Хотя существует определенная часть постоянных адептов Тимошенко, которые все равно за нее будут голосовать и у нее есть достаточно неплохие шансы на выход во второй тур. Победа ей вряд ли светит, но неожиданный рост рейтинга Порошенко является достаточно ненадежным: он стремительно поднялся вверх, но и упасть он может так же быстро.

Кандидат же на должность Президента от Партии регионов — Михаил Добкин — довольно странная фигура. По-своему своеобразная, оригинальная, но привлечь какую-то большую часть избирателей ему вряд ли удастся.  ПР сделала довольно странный выбор и, думаю, им стоило ставить на более популярную кандидатуру Сергея Тигипко.

Очевидно, что Тигипко несколько лет назад сделал огромную ошибку, пойдя в компанию к Партии регионов и кандидатом первого уровня ему уже не быть. Максимум — второго-третьего. Но все-таки его рейтинг является выше, чем у Добкина.

Когда говорить о лидере «Свободы» Олеге Тягнибоке, то, придя в большую политику, он начал корректировать свои высказывания, перестал быть категоричным и... стал неинтересным, бесцветным. Он даже как лидер партии «Свобода» совсем неприметный. Он — один из многих. И только потому, что он — лидер «Свободы», на него обращают внимание. Если бы он не возглавлял партию, то о нем бы уже давно все забыли.

Тем более, на одном и том же электоральном поле с ним будет конкурировать лидер «Правого сектора» Ярош. Это будет выглядеть как дуэль двух национально-сориентированных лидеров на очень небольшом электоральном поле.

Если вести речь о критериях, которые в настоящий момент стоят перед будущим гарантом, то, учитывая, условно говоря, опыт победы в Киеве над Януковичем, и потом поражения в Крыму — у украинцев есть очень большая потребность в «сильной руке» президента, который сможет вывести страну из кризиса. С другой же стороны, будущие реформы будут очень болезненными, сложными и без затягивания ремней уже точно не обойтись. И та же сильная рука уже не сможет дать всем зарплату, пенсию, работу и тому подобное.

Однако более пассивная часть общества руководствуется этаким социалистически-коммунистическим вариантом виденья и думает, что сильный президент — это тот, кто сможет наказать олигархов, заберет у них средства и раздаст бедным. Это нереально!

Есть и  более либерально настроенная часть общества и она чуть ли не требует, чтобы эти реформы таки проводили не только на словах, но и на деле. От того, сможет ли эта сознательно настроенная часть общества убедить пассивное большинство в том, что нужно идти на эти жертвы, во многом зависит и эффективность будущих реформ.

Ведь реформы — это дело общества. Президент со своей командой должен проявить политическую волю и провозгласить курс на перемены, а реформы  должны своими же руками делать активные граждане.

Понятно, что элементы популизма, демагогии всегда будут в деятельности  политических лидеров. Здесь лишь вопрос в пропорциях. Но элемент доверительной коммуникации с народом нужен. Когда я слушал уже знаменитое выступление Яценюка на «Шустер LIVE», то вспоминал Гарри Трумэна, который в трудные времена вел вечерние репортажи по радио для американцев. Он еженедельно объяснял гражданам Америки, что происходит в стране, что нужно делать дальше и подавал людям надежду. Мол, потерпите еще немного и уже через месяц-полгода все будет лучше. Другое дело, насколько сильным при этом окажется разрыв с действительностью. Если будут обещать одно, а на практике будут делать другое — обязательно возникнет опасность. Этого допустить нельзя.

И в заключение, есть еще один элемент, реализации которого ожидает украинское общество — формулировка привлекательной национальной идеи. Возможно, сегодня эта потребность является меньшей, но везде  за государственной властью остается функция давать людям смысл общего существования, разъяснять, зачем существует наше общество, почему мы должны быть вместе, куда мы вместе должны двигаться, чего мы должны достичь, наша цель. Поскольку, как известно, наше общество, ценностно очень разделено, то реализовать эту функцию достаточно сложно.

Однако в последнее время эта ценностная делимость общества уменьшилась, и единение вокруг идеи европейской независимой Украины продвинулись на юго-восток государства. В Центральной Украине их уже практически нет. Там преобладают по большей части проукраинские настроения. Если бы в настоящий момент не было внешних инспираций, то все сегодняшние проблемы можно было бы избежать. Конечно, митинги, столкновения были бы, но они бы имели меньший масштаб.

В нашей стране сейчас существенно утвердилась национальная идея в проукраинском варианте. Только предостерегу: не в националистическом проукраинском и не в фольклорном проукраинском, а в более современном варианте. В настоящий момент чувствуется потребность, что Украина должна продвигаться вперед и набирать более современный дискурс своего существования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать