Перейти к основному содержанию

Протесты: кризис или «новая волна»?

«Тактика власти срабатывает, у оппозиции нет готовой стратегии, а общественная часть Майдана самоорганизовывается», — эксперт
13 января, 19:06
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

После последних событий около Святошинского райотдела милиции и Народного вече на Майдане в Киеве острее заговорили о кризисе протестного движения. Однако уточним. Кризис касается не мотивации людей выходить на протесты или их неудовлетворения ситуацией в стране, а кризиса лидерства, единства действий, способности организовать и реализовать спрос на изменения со стороны политиков и общественности.

В Святошинском районе столицы после того, как зачитали приговор «васильковским террористам» (Владимира Шпару, Игоря Мосийчука и Сергея Бевза признали виновным в намерении взорвать памятник Ленину в Борисполе во время празднования Дня Независимости в 2011 году и дали шесть лет), мы получили традиционную картинку последних месяцев. Избиение людей «Беркутом», провокации со стороны радикалов в масках, крики «Ганьба!», участие в драках народных депутатов, кровь. Последняя была и на голове бывшего руководителя МВД Юрия Луценко, которого милиция также избила. Ситуация, конечно, недопустимая, но на видео, которое сняли журналисты «Дня», Луценко появляется в не очень хорошем свете (на нецензурной лексике обращается к полковнику милиции, ведет себя агрессивно). Все эти события вносят больше хаоса в нынешнюю ситуацию. И виновата здесь не только власть.

Очередное вече в Киеве тоже продемонстрировало — массовость протестов падает. Сами оппозиционеры насчитали в воскресенье около 50 тыс. человек (раньше приходили сотни тысяч). Но даже те, кто пришел, ничего нового не услышали. Старые обещания, общие лозунги и очередные заявления о массовой забастовке. Где обещанная «единая проукраинская и проевропейская команда» оппозиции? Пока лишь бесконечные разговоры о возможном единственном кандидате. Системные изменения, которых требуют граждане, пока заменяются тактическими вещами, часто кулуарной борьбой за право баллотироваться в президенты. Сам Майдан по большей части держится за счет самоорганизации «афганцев», студентов, Автомайдана. Но и последние думают — как выйти из сложившейся ситуации целыми?

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Параллельно в Харькове в субботу и воскресенье проходил Всеукраинский форум Евромайданов. Во-первых, он встретил большое сопротивление местной власти, которая под разными предлогами не предоставляла помещения для собрания (в конечном итоге Форум таки состоялся); во-вторых, на встрече не было представителей оппозиции. Почему? Арсен Аваков из «Батьківщини» пишет (blogs.pravda.com.ua): «В распоряжении Штаба появились «темники» и разработки Администрации Президента к внедрению в документы по итогам Форума Майданов в Харькове». Почему такая нервная реакция? Ниже более сдержанно объясняет ситуацию другой народный депутат от «Батьківщини» Сергей Соболев. Какие решения все-таки были приняты на харьковском Форуме? На этот вопрос также отвечают наши эксперты и непосредственные участники собрания.

Власть в это время избрала полностью приемлемую для себя тактику игнорирования, не реагируя ни на какие требования Евромайдана, как и на тех, кто там стоит. А если она и реагирует, то только в тех случаях, когда этого избежать просто невозможно. Не забывает она и о применении давления и силы относительно активистов акций протеста. Подобное поведение постепенно тушит энергию Майдана и усиливает разочарование, особенно на фоне слабости самой оппозиции. Последние протестные события в Киеве и Харькове лишь обнажили проблемы протестного движения и оппозиционной деятельности. С другой стороны, на фоне бурных событий происходят важные процессы. Власть благодаря силовым и жестоким методам, а оппозиция — беззубости и цинизму объективно воспитывают в Украине долгожданное гражданское общество.

КОММЕНТАРИИ

«МОГУТ БЫТЬ КАКИЕ-ТО МЕЛКИЕ ИНЦИДЕНТЫ, НО В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЯ ЧЕТКО КОНТРОЛИРУЕМАЯ»

Сергей СОБОЛЕВ, народный депутат, заместитель председателя фракции «Батьківщина»:

— Наши действия на заседании во вторник будут зависеть от того, как все-таки будут воплощены предложения, озвученные вчера на согласительном совете. Если это будет сессия, где все-таки, по крайней мере, наметится выход из той страшной ситуации политического и экономического кризиса, в котором страна оказалась, тогда это означает, что парламент будет тем единственным органом, который в настоящее время в состоянии что-то делать в стране. Если же опять будет протискиваться вариант Януковича и Партии регионов, где ключевой вопрос — как дальше грабить страну, как принять бюджет по так называемой ускоренной процедуре? — я думаю, что в таких условиях работы не будет.

Все самые известные общественные организации, принимающие участие фактически с первых дней акции протеста, входят в Общественный совет Майдана, и потому я думаю, что вообще не возникает вопроса по поводу участия общественности в активной жизни Майдана. Более того, в настоящее время довольно активно создается организация «Майдан», которая как раз и объединяет в основном тех граждан, которые раньше не входили ни в какие партии или даже в общественные организации. Ведь у нас, к сожалению, охватывание граждан и общественными организациями, и партийными структурами не отвечает тем стандартам, которые существуют в других свободных странах мира. Тем более, я считаю, что здесь как раз вопрос в другом: не в том, какой набор общественных организаций включить в ту или другую структуру. Те миллионы граждан, которые сегодня проснулись и которые никогда раньше не ходили ни на какие акции протеста, не проявляли своей гражданской позиции, именно сегодня заявили эту гражданскую позицию, следовательно, как дойти до каждого из этих граждан, чтобы они имели возможность соответственно себя проявить в этой ситуации. Для этого сейчас и создается организация «Майдан» и ее структуры по всей Украине, причем не только на уровне областных центров, потому что практически мы пытаемся дойти до каждого села.

Если мы посмотрим на фамилии, которые проходят по целому ряду Майданов, организованных по всей Украине (имею в виду и Налоговый майдан, и Языковый майдан, а затем и последние дни существования так называемого общественного Майдана до его разгона), то отдельные из них очень приметные. Конечно, я не могу прямо обвинять этих людей в том, что они работают на Клюева, Януковича и так далее. Почему-то именно эти люди светятся во всех этих событиях, когда разгоняли, например, и тот же Налоговый майдан, когда активисты продолжали свою борьбу, а эти особы шли на сотрудничество с властью и подписывали какие-то соглашения с Азаровым и Януковичем. Такая же ситуация была и во время разгона студентов 30 ноября, когда почему-то вдруг свертывалось все оборудование, и эти так называемые общественные активисты спасали не людей, а то оборудование, которое они предоставляли общественным организациям и так далее. Поэтому понятно, почему в настоящее время появляются заявления о «проектах Банковой». Так просто все не происходит. Я думаю, что в Форуме Евромайданов, который проводили в Харькове, принимали участие разные люди. Были активисты разных Майданов — те, кто проявил себя достаточно активно в общественной жизни (тот же Брюховецкий и многие другие). Впрочем, там были и те, кто решил использовать это событие для того, чтобы показать очередную альтернативу, но этого не случилось, потому что все прекрасно понимают, что есть одно объединение — «Майдан», сплачивающее миллионы граждан, которые сегодня протестуют против существующего режима.

Если говорить о недовольстве граждан действиями оппозиции, то должен сказать, что такими лицами являются, прежде всего, сторонники оппозиции. Именно они пробуют организовывать так называемый разбор баррикад Майдана, на который первый раз приходит один человек, второй — пятьдесят. А это все — доказательство того, какая поддержка у Януковича в обществе. То, что есть достаточное количество недовольных, которые хотят выступить с трибуны Майдана, то, возможно. У нас есть, я так понимаю, десятки вашингтонов, нерожденных гениев, наполеонов, которые бы хотели выступить и которые считают, что от их выступления в стране все изменится. Я, например, ни разу не выступал на Майдане, так что — это значит, что кто-то там не так себя ведет или кому-то отдельно не предоставляют слово. Знаете, я думаю, что вопрос очень простой: если ты хочешь проявить себя в сегодняшних условиях, то для этого у тебя есть намного больше возможностей, чем выступить с трибуны Майдана, потому что это проще всего.

То, что происходит уже фактически все последние месяцы (потому что счет уже идет не на дни, а на недели и месяцы), свидетельствует о том, что пока еще власти удалась только одна провокация, — около Банковой в тот страшный вечер 1 декабря. Я думаю, что это событие многому научило всех, и именно поэтому и безопасность Майдана, и оборона, и мероприятия, которые проводятся все это время по охране всевозможных акций, свидетельствуют о том, что могут быть какие-то мелкие инциденты, но в целом ситуация четко контролируемая, и, полагаю, что никаких вопросов по поводу этого не возникает.

«КАК ВЫСОЦКИЙ ПИСАЛ: «НЕТ, РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК...»

Владимир ФЕСЕНКО, политолог:

— Оппозиция сейчас ищет новые формы и методы действий, и я думаю, там будут действовать методом проб и ошибок. Но Майдан могут удержать и как плацдарм на будущее. Удастся ли удержать? Вопрос открытый. Но то, что сейчас кризис жанра существует, чувствуется даже внутри Майдана.

Думаю, что оппозиция все же контролирует ситуацию, ведь самые многочисленные митинги ежевоскресные вече — собирает именно она. Оппозиция также является самой организованной силой. Безусловно, она не контролирует весь Майдан. Это очевидно. Есть определенные противоречия между частью общественной сектора Майдана и партийной частью Майдана. Некоторые общественные активисты выражают недоверие, критику в адрес партийных структур оппозиции. Но все же, повторюсь, оппозиция остается на данный момент наиболее организованной силой на Майдане.

Знаете, это как Высоцкий писал: «Нет, ребята, все не так». Критиковать очень легко, но оппозиция сама оказалась в ситуации, когда она не ожидала нынешнего положения. Оппозиционеры даже иногда об этом неосознанно говорят, например Тягнибок на последнем вече. Мол, я уже не знаю, что и говорить, потому что власть никак не реагирует. Для оппозиции нереагирование власти и сейчас тактика власти стали определенной неожиданностью, и они теперь тоже ищут какого-то тактического обновления, но легко сказать — нужно еще и делать. Готовых рецептов нет, их в природе не существует, их нужно искать.

Варианты развития ситуации могут быть разные: как конфликтные ситуации, которые мы видели в Святошинском районе, так и повторение или вспышка новых. Через определенное время возможны и определенные попытки мягкого разблокирования. Хотя бы частично. Такое тоже возможно. Оппозиция будет искать новые методы и формы противостояния с властью. Возможно, будет иметь место попытка проголосовать за отставку правительства в феврале. Также АвтоМайдан может дать о себе знать. Впрочем, подчеркиваю, у оппозиционных сил нет готовой стратегии, поэтому именно ее поиском они сейчас и будут заняты. Однако давление на власть — различной формы и интенсивности — будет продолжаться и в дальнейшем. То есть ситуация этакого замедленного кризиса и сохранения политической напряженности и в дальнейшем будет продолжаться.

На самом деле власть ждала быстрого результата. Якобы в период праздников ей и удастся преодолеть Майдан. Однако полностью преодолеть так ничего и не удалось. Конечно, довольно высокий эффект от этой тактики есть.

Как следствие, общественная часть Майдана пытается самоорганизоваться. Это нормально, и я думаю, что это будет продолжаться. Кроме того, есть много амбициозных людей в среде общественных активистов, которые хотят стать новыми лидерами. Думаю, что большинство из них не реализуют свои амбиции, но подобные попытки есть. Такая естественная ситуация является, на мой взгляд, закономерной. И это вовсе не значит, что есть какие-то глубокие противоречия, это является проявлением разнообразия Майдана.

Возможно, кто-то из общественных активистов и работает на Банковую, но я считаю, что те упреки и критика со стороны оппозиции и некоторых оппозиционеров о том, что создание общественных организаций в среде Майдана — «проект Банковой» — это несерьезно, и очевидно, что оппозиции негоже делать подобные заявления. Это проявление неуважения к общественной части Майдана.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать