Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Расчистить» Авгиевы конюшни

Кроме многих уголовных производств и проведения реформы прокуратуры Ирину Венедиктову ждет экзамен, который до сих пор никто не сдал — «дело Гонгадзе-Подольского»
17 марта, 18:11
ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

В Украине назначен новый генпрокурор. Верховная Рада проголосовала за кандидатуру Ирины Венедиктовой, которая с конца прошлого года исполняла обязанности председателя Государственного бюро расследований (перед этим была народной депутатом от «Слуги народа»). За это решение проголосовали 269 народных депутатов: СН — 224 из 248; ОПЗЖ — 3 из 44; «За майбутнє» — 16 из 22; внефракционные — 13 из 21; «Довіра» — 13 из 17; «Євросолідарність», «Батьківщина», «Голос» — 0 голосов. Как известно, 5 марта парламент выразил недоверие генпрокурору Руслану Рябошапке, отправив его в отставку. Обязанности руководителя ГПУ исполнял заместитель генпрокурора Виктор Чумак, который после назначения Венедиктовой написал заявление об увольнении.

«Я сделаю все для того, чтобы вы никогда не подумали, что это решение было ошибкой, — заявила Ирина Валентиновна во время выступления в парламенте. — Я обещаю народу Украины исполнять свои обязанности добросовестно и честно. Я обещаю не продавать дела, не «сливать» их. Я обещаю не возвращать прокурорских оборотней. Я обещаю прокурорам восстановить мощную государственную организацию, чтобы они чувствовали себя независимыми, защищенными, нужными этому государству. Я обещаю стоять на принципах верховенства права. Я обещаю строить прокуратуру по международным стандартам. ... Что касается первых шагов. Во-первых, это, конечно, провести аудит и дел и кадрового положения в прокуратуре. Вы знаете, что на пороге стоят 226 прокуроров по люстрации, 400 прокуроров, которые были уволены осенью, уже есть судебные решения о восстановлении. Поэтому необходимо принять очень важные и законные решения для того, чтобы, с одной стороны, реформа прокуратуры продолжалась без перекосов, а с другой, чтобы все происходило таким образом, чтобы прокуратура не легла после того, как пройдут абсолютно законные процедурные решения. Поэтому здесь будет очень большая работа. Во-вторых, уголовные производства. Мы все с вами прекрасно знаем, что координационная работа правоохранительных органов последние полгода не производилась. Очень много есть фактовых дел, по одним и тем же производствам открыты производства и в ГБР, и в НАБУ, и в СБУ. Поэтому очень важно сделать так, чтобы происходила координация, с тем, чтобы преступность у нас снизилась существенно и прокуратура стала эффективной государственной институцией».

В самом парламенте во время выступлений народных депутатов и дальнейшего обсуждения активистами назначения новой руководительницы ГПУ, основные критические упреки в ее адрес сводились к следующему: в свое время не смогла сдать экзамен на должность судьи Верховного Суда, а также под сомнение был поставлен ??ее профессионализм и начались упреки в несамостоятельности и лояльности к президенту. Вот одно из подобных сообщений в ФБ.

ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

«Сегодня Верховная Рада назначила генпрокурором Портнова, — пишет Мирослав Гай. — Дальше события будут идти только в сторону эскалации. К сожалению, нас ждет кризис. Кризис институтов, конституции, о социальной и экономической я уже молчу. Украина вновь предстанет перед выбором между Западом и Востоком, и на этот раз какой бы выбор мы ни сделали, события 13-го-14-го годов кажутся нам зимней прогулкой. В конце концов Украина стратегически победит и все будет хорошо, но доживут до этого далеко не все «.

Возможно, некоторые критические замечания, прозвучавшие в парламенте, и имеют место, однако особенно циничной выглядела критика со стороны представителей «Європейської солідарності». Следует напомнить лишь один нюанс их прошлой деятельности, касающийся назначения генпрокурором Юрия Луценко, когда специально «под него» предыдущая власть даже изменила законодательство, чтобы он — без юридического образования — мог занять соответствующую должность.

А что касается экзамена, который Венедиктова не сдала, оказывается здесь тоже есть свои особенности. «Я сам много критикую нынешнюю власть. Но. Я всегда использую правдивые аргументы. И не могу пройти мимо, когда вижу манипуляции и ложь, — написал в ФБ народный депутат 8-го созыва Леонид Емец. — Сейчас Ирину Венедиктову обвиняют, что она не прошла конкурс в Верховный Суд. Напомню, это тот конкурс, где Кивалов и Козьяков взяли под контроль ВККС, провели псевдоконкурс и попроводили в Верховный Суд своих друзей. Поэтому, чтобы дать честный ответ о качестве кандидата, смотреть надо на результат независимых тестов, именно он показывает реальные знания. Не помню точно, но, кажется, там у нее было 74 балла из 90. А это более чем достаточно для подтверждения знаний на уровень судьи Верховного Суда. В свое время я сам прошел эти процедуры, чтобы самостоятельно оценить качество конкурса. Знаю, о чем говорю. О фальсификации конкурса прямо говорил Общественный совет доброчестности, при ВККС раз и создан, чтобы контролировать процесс. Поэтому давайте так, я не защищаю пани Венедиктову, недостаточно для этого с ней знаком. Но манипуляцию результатом конкурса в Верховный Суд считаю ложной. ПС. Лучший ответ и привлечение к ответственности фальсификаторов из ВККС будет открытие всех работ для публичного ознакомления».

Во время представления кандидатуры генпрокурора в ВР президент Владимир Зеленский отметил, что «впервые в истории независимой Украины генеральным прокурором может быть женщина. Но мне кажется, что в истории Украины она прежде всего войдет как профессиональный и результативный человек». И здесь сразу многие начали приводить пример соседней Румынии, где генпрокурор Лаура Кевеш стала примером борьбы с коррупцией и эффективной работы.

У Ирины Венедиктовой, действительно, много вызовов. Кроме реформы и уголовных производств, еще предстоит «расчистить» Авгиевы конюшни. Здесь накопление проблем происходило годами. Народные депутаты во время своих выступлений и вопросов в ВР упоминали некоторые дела, которые, безусловно, важны. Но почему-то никто из них (даже бывшие журналисты) не упомянул о постоянном экзамене для генпрокуроров и президентов. Экзамен «дела Гонгадзе-Подольского» до сих пор никто не сдал. В 2020-м исполняется 20 лет, но юридически в части заказчиков в этом деле так и не решились поставить точку. Теперь ответственность, в том числе, и на Ирине Венедиктовой.

«Сейчас она является лицом ВСЕЙ правоохранительной системы. Потому что процессуальное руководство всеми производствами в стране — это ее ответственность, — пишет в ФБ народный депутат 8-го созыва Игорь Луценко. — Что можно было бы посоветовать ей сделать на этой должности?

1. Инициировать изменения в законодательство относительно полномочий прокуратуры. В идеале — вернуть прокуратуре функцию надзора за законностью действий чиновников и правоохранителей. Но я сомневаюсь, что дремучесть нынешнего руководства страны позволит восстановить этот механизм защиты общественного интереса. Поэтому программа-минимум — это изменения в УПК, которые прокурору предоставляют реальную власть над следователем. Ведь сейчас органы предварительного расследования имели прокуратуру в виду. Конструктивное сотрудничество достигается только на личных отношениях или путем торга «ты — мне, я — тебе».

2. Пересмотреть нынешнюю бестолковую «реформу» органов прокуратуры, в ходе которой прокуроров тестировали на знание параметров служебного коня и свойств купюр. Тем более, что есть уже прецеденты непризнания законности увольнений прокуроров из органов прокуратуры — будет так, как с люстрацией, государство будет выплачивать миллионные компенсации тем прокурорам, которые отказались от применения анонимок при оценке их пригодности. С этим надо системно разобраться, и чем раньше, тем лучше, потому что чем дольше затягивать, тем большие деньги будут выплачивать незаконно уволенным из бюджета. С «иностранными партнерами» следует сесть и все им объяснить — как оно есть на самом деле, а не как придумывают разного рода авантюристы.

3. Создать реально независимый орган, который будет оценивать квалификацию и соблюдение дисциплины прокурорами. В том числе независимый от руководителя Офиса генпрокурора. Пусть руководитель поверит — это выгоднее, чем брать на себя головную боль за сотни обращений по действиям прокуроров и становиться объектом служебных интриг из десятков центров влияния.

4. Возобновить работу общественного совета при Генпрокуроре, вернуть туда специалистов, которые готовы бесплатно разрабатывать проекты нормативно-правовых актов, будучи независимыми от вертикали правоохранительной системы. Эти же специалисты помогут общаться с посольствами, которые активно поддерживают реформы правоохранительного сектора».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать