Перейти к основному содержанию

«Разрытая» Луганщина

Юрий КЛИМЕНКО: «Мы готовы к любым мерам, направленным на мирное урегулирование конфликта, но не ценой жизни украинцев и нашего суверенитета»
16 ноября, 19:08
«ЛИНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ

Перерытая снарядами и болью Луганщина уже четвертый год находится в перманентном состоянии войны, замыкая на себе львиную долю линии разграничения и границы с РФ. Если Донетчина всегда считалась богаче своей соседки, то Луганщина — восточные ворота Украины — оставалась как будто в стороне. Долгое время здесь господствовали пророссийские силы. Область, как и в целом Донбасс, была отдана на откуп конкретным кланам и «князькам». Последствия такой политики украинцы востока пожинают поныне. И сейчас можно увидеть, что в регионе пророссийские силы иногда замаскированы, а иногда откровенно поднимают головы. Кто-то пошел на сотрудничество со следствием и получил индульгенцию, кто-то временно притих, но никуда не делся. Да и что говорить о востоке, если из самого Киева раздаются не всегда однозначные призывы.

В таких условиях тема безопасности на Луганщине звучит не просто актуально, но и кричаще. Тем более учитывая регулярные сводки не только штаба АТО, но и пресс-центра полиции.

Разговоры о реинтеграции оккупированных территорий без четкой стратегии по деокупации и детоксикации мозгов всего региона (а не только «ЛНР» или «ДНР») останутся лишь демагогией в стенах парламента и в телестудиях. Боевики не намерены идти на уступки. Слишком комфортно держать людей в страхе в Луганске, Должанске (Свердловске), Ровеньках, Алчевске, Стаханове, Красном Луче и при этом удерживать почти безграничную власть, за плечами которой стоит Кремль. Учитывая же популизм многих политиков — бич нашего парламентаризма и чиновничества — поиск конструктива теряется среди множества призывов от тех, которые граничат с коллаборационизмом до слишком радикальных.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСНОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ

Об этих и других вопросах «День» пообщался с заместителем председателя Луганской областной военно-гражданской администрации по вопросам безопасности и общественного порядка Юрием КЛИМЕНКО.

«НУЖНЫ АВТОРИТЕТНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЛУГАНЧАНАМИ И СПОСОБНЫ НЕ УСИЛИВАТЬ РАЗРЫВ НА ЛУГАНЩИНЕ»

— Юрий Юриевич, сейчас много говорят о реинтеграции оккупированных земель, хотя мало что говорится о деокупации. Это несколько выглядит странно, особенно на фоне очевидно  непоследовательной политики из Киева. Как вы видите этот процесс реинтеграции?

— Законопроект о реинтеграции базируется в том числе на мнении жителей и должностных лиц из Луганской и Донецкой областей, на их наблюдениях и знании особенностей восточных регионов. Хотя я не могу сказать, насколько эта мысль принята там во внимание. В Луганскую область часто приезжают представители разных парламентских комитетов, которые встречаются с громадами, общаются, выезжают на линию разграничения. Недавно к нам приезжал комитет по вопросам бюджета, например. Потом приезжали просто разнофракционные депутаты, которые проехали всю линию разграничения. То есть внимание к вопросам региона есть, и думаю, работа в упомянутом направлении «наверху» ведется.

Часто случается, что простые граждане сталкиваются с проблемами на линии разграничения. Бывает, что пересечение линии разграничения для них превращается в ад. Ведется ли работа с гражданами там, где существуют такие ключевые узлы связи оккупированной и свободной территории? РФ в свое время вообще делала формуляры, в которых предлагала украинцам из оккупированных территорий жаловаться на Украину, которая их вроде бы обстреливает. То есть там с нашими гражданами работают очень мощно.

— У нас именно таких примеров нет. Никого мы не ставим в ситуацию, когда что-то преднамеренно нужно заполнять. Процесс возвращения наших земель мы держим под контролем постоянно, но не все от нас лично зависит. Работа ведется во многих направлениях. У нас продолжается общение на уровне учителей, студентов. Никто эти ниточки контактов между свободной территорией и оккупированной не обрывает. Вообще для простых граждан такие обрывы очень болезненны. Ныне мы налаживаем контакты на уровне предпринимателей — промышленников и аграриев. Но прошу не путать это с коллаборационизмом. Нам нужны авторитетные люди, которые являются луганчанами и при этом способны контактировать на адекватном уровне для того, чтобы не усиливать разрыв, который потом будет достаточно трудно наверстать. Цель у нас одна — сцементировать унитарное государство Украина, которую кое-кто искусственно пытается разорвать.

 — Больше года в подвешенном состоянии находится вопрос по разведению сил и средств на КПВВ «Станица Луганская». Насколько мне известно, там было очень много сложностей и не для всех очевидных опасностей. На какой стадии находится решение этого вопроса сейчас?

 — Начнем с того, что в соответствии с достигнутыми в Минске договоренностями главным условием для разведения сил и средств является безусловное соблюдение режима прекращения огня обеими сторонами в течение 7 суток. В то же время в районе Станицы Луганская разведение сторон не началось из-за систематического нарушения боевиками и регулярными вооруженными силами Российской Федерации режима «Тишины». О зафиксированных нарушениях своевременно информируется Общий центр контроля и координации прекращения огня на линии разграничения сторон, а также наблюдатели ОБСЕ и других международных организаций. Отмеченное в который раз продемонстрировало нежелание противоположной стороны выполнять взятые на себя обязательства. Отсюда вывод — пока не будет мира, то и не будет разведения. Мы не можем подвергать опасности мирных украинских граждан, равно как и ослаблять собственные позиции. Мы готовы к любым мероприятиям, направленным на мирное урегулирование конфликта, но не ценой жизни украинцев и нашего суверенитета.

Возвращаясь к ситуации на КПВВ. Какова сейчас там ситуация?

 — На территории Луганской области, начиная с 3 октября 2015 года и до настоящего времени действует единственный пункт пропуска «Луганск — Станица Луганская — Новоайдар» (из КПВВ «Станица Луганская»), который в связи с повреждением моста через р. Сиверский Донец функционирует исключительно как пешеходный. Техническое состояние моста не позволяет организовать транспортное соединение и доставку товаров, грузов международных гуманитарных организаций жителям населенных пунктов, расположенных на неподконтрольной территории. Кроме этого, во время организации КПВВ считалось, что им ежедневно будут пользоваться около 1 — 1,5 тыс. граждан, но на сегодняшний день — это свыше 9,5-10,5 тыс. лиц. Представьте себе нагрузку. Станицу можно было бы разгрузить, открыв КПВВ в Золотом, но там боевики делают все, чтобы уже давно подготовленный к открытию пункт не был открытым. Таким образом, пешеходный переход в Станице Луганской работает в режиме перегрузки.

Особенно вызывает обеспокоенность то, что состояние деревянной секции разрушенного моста существенно ухудшилось. На расстоянии 2,5 м от основы моста деревянная опорная балка почти полностью разрушена, в результате чего мост значительно провисает и при условии нагрузки на балку становится неустойчивым. Это опасно. Зафиксированы неодиночные случаи, когда пешеходы во время перемещения теряют равновесие и падают. Отдельную обеспокоенность также вызывают трудности с перемещением лиц с ограниченными возможностями и лиц преклонных лет.

Обращу внимание на еще одну деталь, о которой немногие говорят. Террористы переместили свой блокпост через линию разграничения сторон, которая определена как такая, которая проходит по руслу реки Сиверский Донец, на территорию, подконтрольную украинской власти. То есть оккупант фактически закрепился на нашем берегу, прикрываясь мирными жителями. Вследствие этого областная ВЦА не имеет возможности начать аварийно-обновительные работы по укреплению конструкций моста. Также, несмотря на заверения представителей боевиков и их российских кураторов, ни одна из отечественных или международных организаций не допущена к реконструкции  моста. Таким образом, созданы боевиками искусственные препятствия для пересечения линии разграничения сторон.

«НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ СО ВСЕМИ ЖИТЕЛЯМИ ЛУГАНЩИНЫ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ПРЕСТУПНИКАМИ»

— Есть ощущение, что политики иногда подменяют понимание нормального здорового диалога с гражданами на оккупированных территориях на коллаборацию?

— Конечно, есть. И это очень досадно, так как такой подход путает карты. Бывают и откровенные фейки, которые распространяются, в частности, якобы от моего имени. Приходится их опровергать. Или вот недавно был вброс информации о том, что на оккупированной территории выступил художественный коллектив из Сватово. Это полная чушь. Но народ читает и думает, что наши мастера выступают перед оккупантом. Есть разного рода эксперты, которые берут свои догадки неизвестно откуда, но СМИ их транслирует, и это создает шумиху, которая только вредит, ведь любое другое заявление попадает в эту созданную матрицу и соответственно ошибочно интерпретируется.

Возьмем луганчан вообще. Там же есть много людей, которые пошли на условное сотрудничество с оккупантами вовсе не по своей воле. Это, в частности, госслужащие, медики, пожарные и т.п.

— Необходимо поддерживать отношения со всеми жителями Луганщины, не являющимися преступниками. Здесь нужна адекватность. Преступник должен чувствовать неотвратимость наказания, а простой гражданин, который не по своей воле был поставлен в вынужденные условия отношений с оккупантом, наоборот, должен чувствовать защиту государства. Для него это, возможно, последняя надежда на возвращение к нормальной жизни. Есть люди, которые пошли на сотрудничество с оккупантом не в прямом смысле этого слова, как это многие интерпретируют. Не все понимают комплекс условий, в которые попали эти люди, и они с радостью бы встретили Украину, если бы такая возможность была. Не надо огульно очернять всех и всех равнять под одно лекало. Больные родители, маленькие дети, жилье, отсутствие работы — все это на многих свалилось огромным грузом. Им помощь нужна, а не травля. Мы не должны допускать тех ошибок, которые себе кое-кто позволял еще в начале войны, называя тех или иных людей «ватниками» или, наоборот, «бандеровцами». Теперь 24 часа в сутки на оккупированной территории люди получают российскую пропаганду. Особенно «деформируют» там детей, которым рассказывают о якобы «исконно русских землях», которые захватила Украина, а россияне пришли и помогли освободить их от «хунты». Подчеркиваю,  это монтируют в сознание детей. Если мы будем вести политику по отделению, по отгораживанию от своих земель, своих граждан, то этим лишь будем помогать российской пропаганде. Нужно брать на себя ответственность и в конечном итоге признавать, что Украина что-то не сделала заблаговременно, чтобы защитить эти территории от оккупанта. И одним из главных факторов в данном случае является привлечение к украинскому образованию детей с оккупированной территории. Их нужно вырвать на этом этапе формирования личности из тисков российской пропаганды.

«В СОСТОЯНИИ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ НА УКРАИНСКИХ ЧИНОВНИКОВ РФ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДАВЛЕНИЕ ПУТЕМ ПОДКУПА, ШАНТАЖА ИЛИ ВЕРБОВКИ»

— Сейчас бывает так, что, включая телевизор, лишний раз думаешь — стоило ли его включать? С одной стороны, мы говорим о реинтеграции наших территорий, а с другой — видим ссоры политиков, псевдомайданы, драки, убийства, теракты. И если ответственность за теракты лежит на российских диверсантах, то как объяснить гражданам наличие на центральных телеканалах замаскированной российской пропаганды? Как объяснить картину беспорядка, которую создают безответственные политики, а иногда и чиновники, которые так и не сбросили с себя мантию политика?

— Я соглашаюсь с тем, что иногда самому не хочется включать телевидение. Понятно, что мы живем в свободной стране, но не нужно быть наивными. Тем более во время почти ежесуточных сводок о погибших и систематических терактах на свободной территории страны. Большая ответственность, безусловно, лежит и на журналистах, а не только на политиках. Кажется, что телеканалы ради того, чтобы заполнить эфир, приглашают любого кто попал под руку и таким образом сами раскручивают сомнительных экспертов, которые не только профессиональный анализ не могут провести, но и просто не владеют информацией. Не надо забывать, что через СМИ на оккупированной территории создается соответствующий образ Украины в целом. И это в нагрузку к уже существующей там дезинформации и пропаганде.  Очень дискредитируют Украину, в частности, акции, которые проходят под Радой, ведь их подают не как обычные пикеты, а как третий Майдан. Сейчас все вроде бы стихает, но на смену акциям приходят другие непонятные многим конфликты, которые выплескиваются наружу. Вообще-то, людям нужен мир и уверенность в завтрашнем дне, а выходит, что Киев им предлагает перманентные потрясения. По крайней мере так это выглядит с экрана телевизора.

ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ

Каково ваше мнение о возможности ввода запрета выезда в Российскую Федерацию для государственных служащих?

— Служба безопасности Украины последовательно разрабатывает предложения о совершенствовании действующего законодательства, направленные на эффективное противодействие развязанной Кремлем «гибридной войне» против Украины. Это процесс непростой и имеет много нюансов, которые в будущем могут иметь разные последствия. За последние два года Служба безопасности предложила ряд изменений к более чем тридцати законодательным документам для повышения уровня национальной безопасности и борьбы с терроризмом именно в условиях российской агрессии. Очередным шагом правового урегулирования противодействия российской агрессии стала инициатива СБУ по запрету поездок политиков и чиновников в РФ. Предложенный запрет распространяется на Президента, главу АП и его заместителей, членов правительства, главу и членов Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания, Антимонопольного комитета, НАЗК, Счетной палаты, Центризбиркома, секретаря СНБО и его заместителей, руководство Госкомтелерадио и Фонда госимущества и народных депутатов. Ограничение на выезд в Россию также предлагается ввести для служащих Нацбанка, депутатов местных советов, судей и прокуроров. Если, говорить о личном отношении к этому, то оно позитивное, потому что в состоянии гибридной войны на таких людей страна-агрессор может осуществлять давление через спецслужбы путем подкупа, шантажа или вербовки с целью ведения антигосударственной деятельности. Таких лиц могут похищать, применять к ним пытки, лишать свободы, даже лишить жизни. В таких случаях Украина не может обеспечить защиту их прав. Таким образом, принятие законопроекта даст возможность не допустить влияния страны-агрессора на граждан Украины, которые являются государственными служащими, имеют особое значение для функционирования нашего государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать