Роман ЗВАРИЧ: «Админресурс — нормальное явление!»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050520/489-4-1.jpg)
Министр юстиции Роман Зварич сегодня попал в непростую ситуацию. Вряд ли можно с уверенностью утверждать, что господин Роман выйдет из громкого скандала вокруг его образования без репутационных потерь. Тем более, что в этой истории еще не расставлены все точки над «и». В то же время ответ на вопрос, почему в центре «образовательного» конфликта оказался именно Зварич, не такой простой, как казалось бы. Почему, например, значительно меньше внимания прессы и общественности привлекла информация об отсутствии высшего образования у одного из губернаторов? Разве можно назвать должность главы областной госадминистрации менее ответственной, нежели министерская? Вспоминается, один из вице- премьеров тогда дал «разъяснение»: мол, закон о государственной службе не требует от хозяев высоких кресел наличия вузовских дипломов… Неужели новая власть стремится уподобиться тем своим предшественникам, которые считали, что «любая кухарка может руководить государством»? С другой стороны, в последнее время во власть начали понемногу входить люди из, так сказать, не только вчерашней, но и позавчерашней «обоймы». В том числе и довольно одиозные фигуры. Мало того, у некоторых из этих людей были трения даже с прежней системой, — причем, можно сказать, криминального характера. (То есть диссидентами в те времена — что могло бы в известной степени оправдать их появление в новой власти — они отнюдь не были.) И что-то не слышно, чтобы по этому поводу поднимался большой шум!..
Таким образом, ситуация с министром юстиции в правительстве Юлии Тимошенко является следствием и в то же время составляющей кадровой политики нынешней власти, которая остается недостаточно прозрачной и малопонятной. И до тех пор, пока эта, унаследованная от предшественников, традиция не будет сломана, инцидентов, подобных «делу Зварича», приключится еще немало...
— Каков результат ваших ста дней работы на должности министра юстиции? Отличаются ли принципиально приоритеты возглавляемого вами ведомства от приоритетов Минюста при вашем предшественнике?
— Одним из главных достояний этих ста дней считаю преобразование Государственной исполнительной службы в отдельный правительственный орган в системе Минюста, выведенный из состава территориальных органов юстиции, подчиненный непосредственно министру для осуществления единой государственной политики в сфере выполнения решений судов. Благодаря этому надеемся уже до конца года значительно повысить уровень выполнения судебных решений, усилить гарантии защиты прав и интересов граждан Украины. К тому же сейчас появилась возможность получать более оперативную и достоверную информацию, более придирчиво требовать от моих подчиненных применять требования закона.
Своего предшественника, господина Лавриновича, знаю лично и могу сказать, что его приоритеты в работе министерства и мои если не одинаковы, то очень близки. Между нами разница — не в наших взглядах, а возможностях. Мои возможности значительно шире, чем его, когда он состоял на этой должности в той констеляции политических сил, которые были при власти. Главный приоритет — слаженная работа исполнительной службы. А это семь тысяч человек, которые на различных уровнях отвечают за одно и то же — должное выполнение судебных решений. На сегодня выполняется только 55% решений суда. К приходу сюда господина Лавриновича цифра вообще была мизерной. Анализ ситуации засвидетельствовал, что причины — горизонтального административного вмешательства в работу местных исполнительных служб. Поскольку глава местной исполнительной службы был одновременно заместителем руководителя местного управления юстиции, это давало возможность чиновникам из госадминистрации, прокуратуры, налоговой вмешиваться в работу как отдельного исполнителя, так и ведомства в целом.
— Кадровых изменений вы не проводили?
— Практически нет, опять же — нет острой необходимости. Имею дело у себя в министерстве не с политиками, а с профессиональными юристами. До этого дня я не сменил ни одного из своих заместителей, пока что поменял только трех руководителей областных управлений юстиции. Конечно, я не говорю, что так оно и будет оставаться, я присматриваюсь к работе своих подчиненных и будут кадровые изменения. Они будут проводиться по двум причинам: первое — отсутствие профессионального подхода и второе — когда я вижу, что мои подчиненные или в областных органах юстиции, или в государственной исполнительной службе не готовы или не могут проводить политику, определенную министром юстиции.
— Удалось ли за эти сто дней самому Кабмину стать настоящей командой?
— Уже на границе 100-дневного пребывания на должности могу говорить, что мы достигли такого уровня, когда между нами присутствует глубокое понимание, когда мы уже изучили индивидуальные особенности друг друга, когда мы привыкли к роли каждого из наших ведомств и можем говорить: наша команда достаточно сыграна, чтобы проводить единую государственную политику во всех сферах.
— Среди фамилий тех должностных лиц, кого, по мнению некоторых экспертов, по итогам 100 дней следовало бы отправить в отставку, называют и вашу...
— Я уже говорил, с правовой точки зрения добровольный отказ от должности не будет иметь никаких правовых последствий. В любом случае Президент может принять или отклонить такую отставку. Мое увольнение — прерогатива Президента, в том числе — по представлению премьера. Если Виктор Ющенко решит, что нецелесообразно держать меня на этой должности, я, конечно, не буду противиться такому решению.
— Как объяснить, что на отставке настаивают ваши же коллеги по «НУ»?
— Моя команда — это Кабмин и президентская команда. Если упомянутый вами Левко Лукьяненко считает, что я занимаю не соответствующую себе должность, то он должен обращаться к Президенту. Но насколько мне известно, председатель «Собора», а пан Лукьяненко член этой партии, отказался от такой позиции. Правительство сцементировано сейчас в единую сыгранную, убежденную в своей правоте команду, поэтому говорить о том, что есть основания, чтобы тому или иному министру идти в отставку — нет оснований.
— Насколько серьезным является ваш конфликт с Юлией Тимошенко?
— Этот конфликт был в определенной степени надуман. Не было личного конфликта между премьер-министром и министром юстиции. Я думаю, что проблема заключалась в том, что мы на довольно ранней стадии не сумели определить свои роли. Было недоразумение, в частности, относительно роли Министерства юстиции. Собственно, хотел бы объяснить, почему я считаю роль Минюста чрезвычайно неблагодарной. Я прекрасно понимаю динамичную настойчивость премьер-министра и моих коллег в правительстве произвести неотложные изменения в государстве, потому что я ее разделяю. Мое ведомство — единственный орган в общей структуре исполнительной власти, который просто обязан напоминать членам Кабинета Министров Украины о необходимости следовать рамкам правового поля, определенным как Конституцией, так и законами, не превышать полномочий. Во временном регламенте работы правительства отдельно сделан акцент на запрещении выносить на общие заседания какие бы то ни было проекты решений без предварительного согласования, точнее, без получения одобрительного правового вывода Минюста. Подчеркиваю: именно Минюста, а не лично министра. Только в этом контексте возникали определенные сложности, и я думаю, что уже их преодолели. Я чрезвычайно благодарен премьеру, что она в течение последних заседаний настаивает на том, чтобы проекты решений того или иного министерства были согласованы по меньшей мере с тремя отдельными министерствами в соответствии с их компетенцией — это министерство экономики, министерство финансов и министерство юстиции. За последние полтора-два месяца ни одно решение не выносилось на рассмотрение правительства без таких согласований. Вместо этого были случаи, когда вывод Министерства юстиции был негативным и поданные нами замечания были учтены. Это свидетельствует, что в правительстве отработали схему согласования решений.
— Тимошенко вменяла вам игнорирование правительственных заседаний...
— Должен применить весь свой арсенал дипломатического такта, чтобы напомнить госпоже премьеру: причиной моего отсутствия на нескольких заседаниях подряд была необходимость работать в заграничной командировке по ее же личному, причем письменному поручению. Конечно, просил бы не толковать это как определенную критику премьера, потому что я знаю, насколько завален документами и проблемами, могу представить, что значительно больше завалена премьер-министр и не вижу оснований удивляться тому, что отдельные свои поручения, в частности оговоренные в них даты, она может просто не помнить.
— Считаете себя подчиненным премьера или Президента?
— Здесь целесообразно говорить о двойной подчиненности. Конечно, я подчинен непосредственному руководителю — это премьер-министр Украины, потому что Кабинет Министров является коллегиальным органом, который возглавляет премьер. В то же время, учитывая уже отмеченную специфику и функции моего ведомства, а также того, что гарантом Конституции является Президент, нельзя возражать моей подчиненности Виктору Ющенко. Аналогичную двойную подчиненность имеют и министр обороны, который отвечает лично перед Главнокомандующим страны — Президентом; министр иностранных дел, который постоянно ориентируется на определенный лидером страны курс внешней политики; в известной степени, министр внутренних дел, поскольку Президент определяет внутренний курс развития государства. Так что я разграничиваю понятия «быть в распоряжении» и «быть в подчинении».
— Коллеги по исполнительной власти называют ваше ведомство оппозиционным.
— Утверждение об оппозиционности Министерства юстиции не является удачным, но лично я рад тому, что речь идет все-таки о министерстве, а не о министре. Специфику нашей работы я уже объяснил. Мы делаем все возможное, чтобы помогать коллегам в правительстве принимать необходимые решения в таком порядке, чтобы их решения согласовывались с законами и Конституцией Украины. Поэтому я назвал бы наше ведомство даже не сдерживающим, а направляющим.
— В начале формирования Народного союза «Наша Украина» вы убеждали, что не будете прибегать к административному ресурсу. Несмотря на это, на сегодня немало местных ячеек партии возглавляют госслужащие, в частности губернаторы. Как вы это объясните?
— Не вижу никакой проблемы. Возможно, то, что сейчас скажу, из уст министра юстиции будет звучать немного необычно, но админресурс существует и в известной степени применяется в каждом, в том числе наиболее демократическом государстве. Естественно, что любая политическая сила, которая находится при власти, заинтересована в том, чтобы остаться при власти. Это естественно и закономерно. Для этого она применяет средства и методы, которые способствуют этому. Если она прибегает к шагам, которые противоречат закону, то такая власть утратила свою легитимность. А это уже вопрос недоверия избирателей, выборов и отставки такой власти. Если госслужащий превышает свои полномочия, то это уже незаконные методы действия, это административный ресурс в худшем его виде. Но применять административные рычаги, которые есть в распоряжении отдельных должностных лиц для проведения политики: а) правильной; б) полезной — это абсолютно вписывается в законный алгоритм.
— А с «двухчленством» в партии уже покончено?
— Здесь присутствует некоторая путаница. Считается, что перед вступлением в политическую силу, следует упразднить свое членство в предыдущей. Однако подача подобной заявки не имеет никаких юридических оснований, оставаясь простой формальностью в совести человека. Однако если речь идет об учредительном съезде и формировании руководящих органов партии, тогда, бесспорно, все члены президиума такие заявления должны составить. В Народном союзе «Наша Украина» все произошло в строгом соответствии с законом, условности были соблюдены. Иначе у нас бы просто не было правовых оснований зарегистрировать партию.
— А вас самого и ваших подчиненных никто никуда «направлять» не пробует?
— Подобные попытки действительно были. Но не хотел бы рассказывать об этом подробно, поскольку считаю, что лица, осуществлявшие их, также имеют право на ошибки, и я считал бы своим долгом дать им возможность все исправить. Общественная огласка, которую получил один из конфликтов, для всех других должна стать уроком. Были попытки повлиять на меня, чтобы я давал поручения исполнительной службе Минюста отсрочить выполнение определенных решений или наоборот — немедленно привести к выполнению решение. Были попытки повлиять на Минюст относительно подготовки отдельных правовых заключений. Но я никогда не позволял себе влиять на содержание тех заключений, которые ложились на мой стол (а их было уже около нескольких сотен), максимум — выражал несогласие с отдельными формулировками, вносил незначительные коррективы, так почему я должен позволять это другим, посторонним людям влиять или даже диктовать заключения? Допускаю, эти люди просто не понимали, что они делают и, возможно, они получили урок и скорректируют свое поведение в будущем.
— Кстати, чем, кроме нового правительственного постановления, завершилась история с реэкспортом нефти?
— Ничем особенным. Дополнительное решение, которое было принято Кабмином, можно считать таким, которое дало возможность реэкспорта нефти, которая поступает на таможенную территорию Украины и которая является внебалансовой нефтью. Министерство юстиции не могло согласиться с решением правительства, потому что Министерству юстиции, а не министру сложно было понять, как можно требовать от субъекта хозяйственной деятельности давать справку на реэкспорт любых товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины.
— Считаете, прессинг до сих пор незарегистрированной партии «ПОРА» — тоже форма давления?
— Конечно! Но ребята в этом плане молодцы! Нашли способ давить на Министерство. Я не сомневаюсь в том, что они уверены в своей правоте. Но они вынужденны идти до конца, если они уверены, что правы. Но и я буду идти до конца, потому что убежден: позиция Министерства юстиции с точки зрения закона правильная. Конфуций говорил: даже если тысяча человек будут против тебя, и ты убежден в своей правоте, ты должен устоять. Я думаю, что мы должны найти общий выход из сложившейся ситуации. Скажу честно: мне бы очень хотелось зарегистрировать «ПОРУ», равно как и любую другую политическую силу. В Конституции написано четко: многопартийность содействует становлению демократии.
— С точки зрения закона: возможно ли это сделать задним числом?
— Я хочу зарегистрировать политическую партию «ПОРА». Я не имею правовой возможности зарегистрировать их задним числом по собственной инициативе. Эту правовую возможность может открыть суд.
— Секретарь СНБОУ Петр Порошенко, например, считает историю с реэкспортом, скандал с вашим дипломом, кампанию «ПОРЫ» и некоторые другие события, в частности недавнего прошлого, элементами одной цепи. Ваше мнение?
— Вполне такое допускаю. То, что кампания — хорошо организована и спланирована, сомнений не вызывает, однако заключения делать не мне, а сотрудникам соответствующих органов. Относительно документов, которые удостоверяют уровень моего образования, они уже переданы в Кабмин. Юлия Тимошенко лично с ними ознакомилась и осталась, как мне кажется, удовлетворена. Надеюсь вскоре найти повод представить их и Президенту. Если возникнет потребность — все бумаги можно передать на экспертизу в профильное Министерство образования.
— А не проще ли их просто предать огласке, скажем, вывесить на сайте?
— Мне бы не хотелось этого делать по причине наличия в документах информации личного характера.
— Речь идет о ваших оценках?
— Нет, не совсем. Там, например, отмечено место моей бывшей регистрации, где и по сей день живут мои родители. Отцу почти 80 и мне бы не хотелось, чтобы кто-то тревожил его по подобному поводу. Мои личные проблемы не должны касаться моих близких.
— Отдельный и важный вопрос. Господин министр, как бы вы могли прокомментировать известное решение Европейского суда относительно газеты «День»? Какие юридические последствия оно будет иметь и когда, по вашему мнению, будут внесены изменения в украинское законодательство в связи с этим решением?
— Министерство юстиции не наделено полномочиями комментировать решение суда — не только Европейского, но и любого другого. Как и ни одно должностное лицо, в том числе и Президент. В том случае, если решение суда требует поэтапного выполнения, могу заверить, что государственная исполнительная служба, которая является структурой в составе министерства юстиции, его обязательно выполнит. При условии, если решением Европейского суда его выполнение возложено на Министерство юстиции. (Украину в Европейском суде представляло Министерство юстиции. Ответственное лицо — заместитель министра Валерия Лутковская. — Ред. ) В отличие от решений украинских судов, относительно решений которых должны быть выданы исполнительные письма, решения Европейского суда не подлежат исполнительному производству, — они выполняются тем органом, которого касаются, согласно решениям Европейского суда.
КСТАТИ
Фракция «Наша Украина» «глубоко озабочена» кампанией дискредитации министра юстиции Романа Зварича и считает, что это вредит «успешной» работе Кабмина. Об этом говорится в заявлении фракции, подписанном Николаем Мартыненко, размещенном на сайте «Нашей Украины». «Случаи персональной дискредитации представителей новой власти являются в первую очередь инструментом дискредитации властной команды. Несмотря на беспрецедентную демонстрацию открытости власти, кое-где любые дискуссии искусственно раздуваются до размеров слона», — говорится в заявлении. Примером таких действий фракция называет «кампанию по дискредитации» Зварича, «построенной на передергивании данных, касающихся его образования и научных степеней». «Даже политические враги Романа Зварича не смогли упрекнуть его в отсутствии профессионализма или юридических знаний. Никто не ставит под сомнение компетентность, честность, порядочность Романа Зварича. Ведь это доказала и его активная законотворческая работа в парламенте, и участие в процессе в Верховном Суде во время президентских выборов», — говорится в заявлении. По мнению однопартийцев Зварича, «высосанный из пальца псевдонегатив основывается на разных подходах американской и украинской образовательных систем». В то же время настоящей причиной «спланированной информационной атаки» на Зварича они называют его «приверженность к принципиально новым стандартам государственного управления, которые он последовательно внедряет на министерской должности».
В то же время, лидер Украинской народной партии Юрий Костенко считает, что министр Юстиции Роман Зварич должен подать в отставку. Об этом Костенко заявил на днях в интервью «Львівскій газеті». «Есть моральные обязательства каждого члена команды Ющенко перед избирателями: быть честным, профессиональным и моральным. В сложившейся ситуации (со Зваричем), я не хочу анализировать, почему так получилось, но говорю о своей позиции: считаю, что он должен подать в отставку», — сказал Костенко.
Выпуск газеты №:
№89, (2005)Section
Подробности