Россия: 24 угрозы
Прессинг и залпы «информационной войны»...![](/sites/default/files/main/articles/30102013/1putin2.jpg)
С приближением саммита Восточного партнерства в Вильнюсе лавинообразно возрастает напряженность в российско-украинских отношениях. Выражается она в несколько гротескных формах. От установки колючей проволоки на российской стороне границы до угроз введения поездок граждан двух стран по загранпаспортам.
Интересное распределение пропагандистских обязанностей. С одной стороны, заявляется о полном уважении суверенного права Киева выбирать направление сближения с Европой; с другой — откровенное экономическое и финансовое давление, сопровождаемое мелкими уколами по поездкам между странами. При этом российские официальные лица, рисуя картины огромных потерь, которые понесет Украина от введенных санкций, не говорят о собственных гражданах. Такое впечатление, что только украинцы ездят в Россию, а в обратном направлении — никто.
Конечно, это очень по-братски создать трудности для людей в украинско-российском пограничье. Отгородиться от братьев колючей проволокой, как во времена СССР, с такими же братскими странами социализма. Наверное, в Москве спят и видят, как усилить в Украине социальную напряженность. О подобном развитии событий в Курской, Белгородской или Воронежской областях предпочитают не говорить. А ведь там тоже будет нечто подобное. Слишком резво стали резать по живому, как бы самим не пораниться.
Создавая трудности трудовой миграции украинцев в Россию, следует помнить о недавних событиях в Бирюлево. Навряд ли в данный момент российская экономика сможет обойтись без трудолюбивых украинских мигрантов, пребывание которых на российской территории не создает никаких социальных и этнических проблем. И заменить их в данный момент просто некому, так как выходцы из Центральной Азии не обладают необходимыми трудовыми и профессиональными навыками.
Вообще понять логику российской власти довольно сложно. Москва, с одной стороны, пеняет Брюсселю за давление на Киев, а с другой — сама непрерывно указывает Украине, что ей не удастся усидеть на двух стульях. Тот же Сергей Лавров раскритиковал ЕС за то, что тот навязывает Украине принцип «с нами или против нас», и одновременно предупредил Киев, что после Вильнюса «присоединиться к Таможенному союзу он уже не сможет».
Судя по подготовленному телеканалом «Россия 24» проекту «Развод по-украински», который будет транслироваться с понедельника по пятницу (пять раз в неделю), легко прогнозировать пять угроз, которые ожидают Украину в случае подписания соглашения в Вильнюсе. Во-первых, экономический коллапс. Все в Украине плохо, денег нет, платить пенсии нечем, золотовалютные резервы Национального банка на исходе. Международный валютный фонд денег тоже не дает. Хотя прямо и не сказано, но из слов ведущей следует, что спасение придет только из России.
Во-вторых. Вечная угроза - цена на газ. Вернее энергетическая зависимость от соседа. Вот в Таможенном союзе и цены ниже, и вообще с энергоресурсами благодать. Правда, судя по саммиту в Минске, с этим не очень согласны президенты Лукашенко и Назарбаев, но для пропагандистского ролика это не тема. Смысл: уйдете в Европу - замерзните зимой.
В-третьих. Тема миграции и виз уже изрядно надоела, но для кремлевских соловьев это не преграда. Интересно, кто будет добывать нефть в Тюмени, если начнутся визовые проблемы для украинцев. Вряд ли для этого можно будет привлечь мигрантов из других регионов. Да и жители России что-то не спешат на холодный север. Тем не менее разговоры ведутся, и мяч перебрасывается на чужое поле. С легкой руки Сергея Глазьева в визовых проблемах будут обвинять Украину и ее придуманную подчиненность Западу. Для Глазьева это уже стало идеей фикс.
В-четвертых. Проект телеканала «Россия 24» следует рассматривать как очередной залп информационной войны, которая будет усиливаться. И это фактор долгосрочный. И у него будет много составляющих. От присвоения истории до манипуляции сознанием и эксплуатации советских мифологем.
В-пятых. Не следует забывать о поджигателях сепаратистских конфликтов на постсоветском пространстве. Все нити от Приднестровья до Нагорного Карабаха указывают на один источник их вдохновителей и организаторов. Разговоры о принадлежности Крыма и вдруг обнаруженных Москвой русинах Закарпатья снова приобретают актуальность в РФ. И в этом смысле следует проявлять особую бдительность.
И еще об одном. Вся эта телепродукция в первую очередь рассчитана на российского зрителя, так как в Украине телеканал «Россия 24» не слишком доступен. Ему внушается мысль о том, как тяжело придется Украине при ассоциации с ЕС. Кремль очень заботит реакция собственных граждан на проевропейский курс Украины. Именно им в ближайшее время будут промывать мозги, а также усиливать антизападную волну.
Наверное, самое лучшее в такой искусственно созданной нервной обстановке сохранять спокойствие и ни в коем случае не отвечать симметричными мерами. Хотя, чтобы украинцы ездили в Россию по загранпаспортам — их право, но и наше право продолжать пускать россиян в Крым по их внутренним паспортам. Интересно, как быстро Москве надоест такая игра.
Как считает научный директор Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко, об определенной «точке невозврата» говорить рано. «То, что мы видим сейчас — это повышение уровня конфликтности, чтобы стимулировать срыв подписания Соглашения об ассоциации. Поэтому происходит усиление борьбы накануне судьбоносных решений».
Проблемы двухсторонних отношений охарактеризовали эксперты «Дня».
Тамара ГУЗЕНКОВА: «Доверительность между Украиной и Россией уже утрачена»
Директор Российского института стратегических исследований (РИСИ), руководитель Центра, доктор исторических наук Тамара Гузенкова — о последних событиях в российско-украинских отношениях
Юрий РАЙХЕЛЬ
— Приближается саммит Восточного партнерства в Вильнюсе. Недавно прошла встреча президентов России и Украины. Российский лидер заявил о пакете привлекательных предложений для вступления Украины в Таможенный союз. Это последняя возможность повлиять на внешнеполитический курс Киева по примеру Еревана?
— Я не думаю, что ситуацию в Украине и Армении можно сравнивать. Это, все-таки, неравновесные политические ситуации, потому что Киев уже на протяжении нескольких лет упорно добивается подписания этого документа. В настоящее время он оказался ближе к этому, чем Ереван. Армения же была в состоянии размышления, сравнивания двух интеграционных проектов. В какой-то момент она смогла остановиться и выбрать один из них.
Говорить о том, что Янукович находится еще в стадии выбора и что на это можно каким-то образом повлиять, едва ли приходится. Ситуация зашла настолько далеко, что при ином раскладе, если подписание не состоится, Янукович существенно испортит свое политическое лицо. Не произойдет того, чего он так долго добивался, и на что положены такие огромные усилия политических и экономических элит. Это довольно трудно представить. Мы сейчас находимся в той точке, когда все ожидают свершения этого события.
Одно дело — давать предложения до подписания документа на саммите Восточного партнерства, а другое — после. Поэтому в открытых выступлениях российский президент говорил о том, что в случае этого подписания отношения между Россией и Украиной и странами Таможенного союза будут как отношения с иностранными государствами без преференций и льгот, которые существуют в настоящее время. Думаю, что разговор об интересных пакетах, в том числе, ориентирован на Украину, которая подпишет уже это Соглашение, и сотрудничество со странами Таможенного союза перейдет в иное качество и на другую орбиту.
—В Москве что-либо известно о встрече наших президентов в Сочи?
— Это — конфиденциальная встреча, но я сомневаюсь, что она доверительная. Уровень доверительности, в значительной степени, между Украиной и Россией уже утрачен. Наверное, много перешло в русло официальных переговоров.
— В свое время Путин заявил, что Москва категорически против вступления Украины в НАТО, но не возражает против движения в сторону Европейского Союза. Что же изменилось?
— Это действительно так. Официальный Киев воспользовался такой благосклонной риторикой (России. — Ред.) в отношении ЕС, которая была высказана в свое время. Она была в значительной степени связана с негативным отношением к евроатлантическому союзничеству Украины. Дело в том, что отношения между двумя государствами, которые связаны очень длительными историческими, экономическими связями, в последние годы очень сильно сократились. Но все равно продолжают сохраняться производственные цепочки, на территории своих и соседних стран действует российский и украинский бизнес, поэтому такая, несколько нервная, реакция России на окончательно принятое решение Украины подписать это Соглашение на Вильнюсском саммите — вполне понятна и оправдана. Но российское руководство и российская политическая элита справилась с этим волнением и первыми эмоциональными реакциями. Сейчас пришло понимание, что необходимо трезво и абсолютно спокойно реагировать на эти шаги соседнего государства. Ныне российское руководство достаточно прагматично высказалось о том, что это — выбор Украины, и она вправе решать и выбирать свои геополитические приоритеты. Но в случае подписания Соглашения будет рутинная и планомерная работа по переводу экономических отношений России и стран ТС на соответствующие международные стандарты.
— Россия проводит работу по созданию зоны свободной торговли с ЕС. Этому не противоречит подписание соответствующего Соглашения между ЕС и Украиной. Нет ли тут какого-то противоречия, ведь две страны движутся в одном направлении?
— Они, может быть, движутся и в одном направлении, но по абсолютно разной колее. Если бы Украина гармонизировала вместе с Россией это движение в сторону зоны свободной торговли с ЕС, то это было бы гораздо понятнее для России, и более прогнозируемыми были бы отношения. А так как каждая из стран занимается своим пакетом договоренностей и разрабатывает свой сценарий, то разногласия, разночтения и недопонимание, а может быть, и недоверие к друг другу, в любом случае, сохраняются.
Мы совершенно неправомерно выносим этот вопрос на уровень взаимоотношений только России и Украины. Конечно же, это гораздо более широкий политический и геополитический контекст. Дело в том, что в свое время Путин предложил создание единой экономической зоны от Лиссабона до Владивостока. Надо сказать, что Украина в этом отношении тоже вписывалась и рассматривалась как очень важное звено этой зоны. Рука Путина, протянутая Западу для того, чтобы начинать работать над этим проектом, повисла в воздухе, ее никто не пожал. Проект Восточного партнерства и подписание отдельными странами Соглашения о зоне свободной торговли свидетельствует о том, что пока ни о какой единой зоне речи не может быть, и ЕС, учитывая свои собственные трудности и планы, приглашает отдельные государства для этой зоны. А что касается выгодных предложений для Украины — пока Соглашение не подписано, хотя осталось немного времени, — российское руководство может предлагать всевозможные проекты с учетом того, что Соглашение теоретически может быть и не подписано.
В последнее время Запад начинает ужесточать позиции по поводу Юлии Тимошенко, и на это надо обращать особое внимание. Западные партнеры очень непросты в своих требованиях и отношении к «младшим» партнерам. Сейчас идет разговор уже не просто о том, чтобы выпустить Юлию Тимошенко за рубеж на лечение, а о частичном помиловании. Таким образом, идет борьба за то, чтобы к 2015 году очень активно включить Тимошенко в политическую жизнь. Каким образом видит это для себя Виктор Янукович? Предполагалось вначале, что это будет лечение в клинике «Шарите», а вот теперь идет речь о помиловании. Поэтому определенные трудности и зазоры существуют, и ответ на вопрос — будет ли подписано это Соглашение или нет? — станет известен только в день проведения саммита. А за это время все выгодные предложения (исходящие от России. — Ред.) будут оставаться как возможное окно.
КОММЕНТАРИИ
«ЕВРОПА ПОМОЖЕТ НАМ ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА»
Владимир ЛАНОВОЙ, бывший министр экономики Украины:
— От России можно ждать любых нелогичных шагов. Поскольку же мировое сообщество (США и ЕС) позволили нашей соседке войти во ВТО на принципах неприемлемых для других стран (иностранным финансовым компаниям не позволили свободно образовывать свои представительства, не проведена демонополизация торговли газом за рубежом), то теперь у нее вообще развязаны руки. Поэтому она будет нарушать и другие обязательства. В частности, РФ подписывала с Украиной протокол о неприменении дополнительных ограничений торговли. Но, скорее всего, Кремль его нарушит, чтобы удовлетворить свои политические амбиций. Думаю, если Украина подпишет ЗСТ с ЕС и Россия начнет реализовывать свой сценарий экономического давления, то Европа поможет отстоять нам свои права: будут встречные шаги и консолидированные заявления с европейской стороны.
После анализа поданного российской стороной фактажа, становится очевидным: в настоящий момент отсутствует причина для применения экономических санкций со стороны Российской Федерации или Таможенного Союза в целом. Почему? В договоре о ЗСТ с СНГ сказано о неизменности условий пересечения границы между странами-участницами этой зоны. А никаких изменений при пересечении границы (тарифы, технические требования, и др.) России, Беларуси, Казахстана и Украины не возникает! Поэтому причин для торговых ограничений со стороны ТС — нет. Все что происходит — это неадекватная реакция России. Участники зоны свободной торговли с СНГ вне этой зоны могут устанавливать двусторонние или другие отношения, регулирующие торговлю или другие международные отношения. Если Украина присоединится к ЗСТ с ЕС, то таможенные ставки изменятся лишь на границе еврозоны. Но никоим образом не со странами-участницами СНГ. Поэтому присоединение Украины к ЗСТ с ЕС — это лишь пустое основание для российской стороны, чтобы использовать ее для разных политических манипуляций. Пусть контролируют пошлины на своей границе, а причем тут украинская граница и наша внешняя деятельность? Нынешняя позиция России свидетельствует о том, что она рассматривает Украину в рамках ЗСТ с СНГ в данном случае уже так, как будто мы являемся участниками Таможенного Союза. Если бы это было так, то тогда действительно, возникала бы общая внешняя таможенная граница, и ни один из участников Союза самостоятельно не мог бы в одностороннем порядке менять пошлины. Но участие в зоне свободной торговли с СНГ и вхождение в Таможенный союз — это разные вещи. И не следует путать их последствия для внешней деятельности страны.
Как действовать? У нас единственный путь — апеллировать к ВТО, и ожидать политического влияния ЕС. Других правовых инструментов в настоящий момент нет. Прецедент уже мы видели: как только Россия начала давить на таможенной границе с Украиной, то Евросоюз заявил о недопустимости таких действий. Если мы будем участником ЗСТ с ЕС, то можем рассчитывать и на более жесткую реакцию Европы в случае возникновения нового торгового давления со стороны России.
«ИДЕТ БОРЬБА ДВУХ ХАРАКТЕРОВ...»
Владимир ГОРБАЧ, политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества:
— По-моему, можно констатировать прохождение точки невозвращения в межличностных отношениях президента России и Украины. Дальше не будет не только дружеских отношений, но и компромиссов. Идет борьба двух характеров и ни один из них не хочет уступать другому. Учитывая, достаточно большие, но не соизмеримые по размерам, субъекты, которыми руководят эти характеры, можно говорить об усилении давления на Украину. Именно в настоящий момент отношения переходят в фазу прессинга. Россияне прессингуют украинского Президента, а тот идет на определенные потери и убытки, но из принципа не поддается. Это объясняется тем, что любые уступки со своей стороны Президент бы воспринимал как личное поражение.
Что же касается разных рычагов, на которые давят россияне: плата за газ, обустройство границы и тому подобное — это давление на Януковича с намеком на то, что он серьезно зависит в электоральном плане от российского руководства, поскольку он опирается на пророссийского избирателя. Поэтому, это уже вопрос не отношений между президентами, а электорального выживания Януковича в следующем президентском избирательном цикле. Для того, чтобы создать равновесие, последний ищет новых союзников. Поэтому ему нужна Ассоциация с Европейским Союзом. Нет такой политической цены, которую бы он не мог оплатить, в обмен на это. Объективно, он не только вынужден выпустить Юлию Тимошенко, а сам в этом заинтересован.
«НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ ВВОДИТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СО СТОРОНЫ РОССИИ К УКРАИНЕ СЕГОДНЯ НЕТ»
Виктор СУСЛОВ, уполномоченный представитель правительства Украины в Евразийской экономической комиссии, экс-министр экономики:
— Есть соглашение о ЗСТ с СНГ. Украина его подписала, ратифицировал и более года является участником. Там есть ст. 18 и приложение №6 к договору. В этом дополнении N6 говорится, что если участие одной из стран соглашения в аналогичных ЗСТ ведет к росту импорта из такой страны в объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности, то государства-участники оставляют за собой право ввести пошлины на импорт соответствующих товаров с этой страны. Этим положением может пользоваться и Украина. 24 октября 2013 года в Минске Высший Евразийский совет принял вышоупомянутое решение о мерах, предусмотренных положением №6 к договору о ЗСТ с СНГ. Но в этом документе Украина вообще не упоминается. Можно предположить, что при определенных условиях изложенный там смысл может затронуть Украину. Но не надо забывать, что мы имеем точно такое же право пользоваться договором о ЗСТ с СНГ и положением № 6 (относительно введения пошлин относительно товаров, которые идут с других стран), как и другие его участники. Мы можем переводить их из режима свободной торговли в режим наибольшего благоприятствия...
Что касается российской позиции, то ее уже давно озвучил Владимир Путин. Россия опасается потока товаров не украинского происхождения с ЕС после подписания договора о ЗСТ с Евросоюзом. Если это случиться, то она и другие участники ТС могут воспользоваться правом применения защитных мер — отказаться от режима нулевых пошлин и перевести торговлю с такой страной в режим наибольшего благоприятствования в соответствии с соглашением СОТ. Что не означает ничего страшного: установление ставок в размере 5%. Это не запретительные пошлины, но не желательно допускать такую ситуацию. Сегодня никаких предпосылок для потока товаров на территорию России из Украины — нет. Главная проблема — не украинский экспорт, а его сокращение. Если сравнивать 1 полугодие 2013 года с аналогичным периодом в прошлом году, то видно, что объем товарооборота с Таможенным союзом упал на более чем на 20%. Поэтому наблюдается обратная предпосылка: нет потока товаров, есть уменьшение объемов торговли. Поэтому никаких причин и оснований вводить таможенные ограничения со стороны России по отношению к Украине сегодня нет. И скорее всего, они не возникнут. Надо также учесть еще одну вещь:никто не отменяет наличие украинской или российской таможни. Чтобы пользоваться режимом свободной торговли, надо предъявлять сертификат происхождения товара. Без этого документа товар, который произведен в ЕС, не может беспошлинно ввозиться на территорию России.
Наталья Билоусова, Анна Черевко, «День»
Выпуск газеты №:
№197, (2013)Section
Подробности