Перейти к основному содержанию

Сдержанность в момент кризиса

27 сентября, 00:00
«Правосудие без границ» не оставляет места для мысли: «А стоит ли платить такую цену?»

Тридцать лет назад я учился в колледже, когда президент Никсон ввел войска на территорию Камбоджи. Все мы были в ярости и, собираясь за обедом в университетской столовой, все — студенты, профессора, администраторы — обсуждали, что нам делать? Как реагировать на происходящее? Наш выдающийся профессор по истории Америки встал и заявил, что это переломный момент в американской истории. Дабы не остаться в тени, наш знаменитый преподаватель античности (представитель «нового поколения») поднялся и провозгласил, что это переломный момент в мировой истории. И мы в знак согласия энергично закивали головами. Но тут лектор по истории религии, профессор из Англии, — высокий долговязый католик, теолог, не имеющий духовного звания, поднялся и мягко предложил: «Нам следует проявлять немного сдержанности, когда речь идет о переломных моментах. Я думаю, — продолжил он, — что люди во время Великой чумы тоже, должно быть, считали, что переживают самое страшное из того, что может произойти».


Притушив, таким образом, на мгновение наш пыл, он перешел к аллегории, напомнив притчу об укрощении бури. «Иисусу, — рассказал он нам, — надо было переправиться через Галилейское море вместе со своими учениками. Они взошли на небольшую лодку, и вскоре Иисус уснул. Внезапно поднялась буря, и обеспокоенные ученики разбудили его. Но он сказал, чтобы они не волновались, что все будет в порядке, и снова погрузился в сон. Тем времен буря усилилась, и еще более встревоженные ученики опять разбудили Иисуса, который еще раз сказал им, чтобы они не беспокоились, и снова уснул. Но буря разбушевалась настолько, что ученики, вне себя от ужаса, еще раз разбудили Иисуса, который произнес: «Что вы так боязливы, маловерные?» — Вот откуда эта фраза. А затем продолжил: «Умолкни, перестань!», после чего буря тотчас стихла, и спокойствие воцарилось на воде».

Наш историк подождал немного, пока мы старательно обдумывали явную уместность этой притчи по отношению к обсуждаемому вопросу. «Мне кажется, — наконец заключил он, — этой притчей нам пытаются сказать, что во время бури мы не должны позволить ей проникнуть в нас самих, скорее наоборот, мы должны найти мир внутри себя и затем каждым выдохом делиться им с окружающими.»

Слова англичанина припомнились мне в течение этих недель, прошедших со дня террористических актов во Всемирном торговом центре и Пентагоне. Действительно, сложно представить бурю сильнее. Особенно в условиях явного преувеличения в прозвучавшей на весь мир характеристике этого события, где оно неизменно называлось случаем беспрецедентным по своему размаху, ужасающей жестокости и возможным последствиям.

В определенном смысле, так оно и есть. Во Всемирном торговом центре погибло вдвое больше людей, чем во время нападения на Перл Харбор, во много раз больше, чем в палестино-израильском конфликте последних лет, и больше, чем во время всех беспорядков в Северной Ирландии в течение несколько десятилетий. С другой стороны, если оглянуться на последние десять лет, гораздо больше людей были убиты (и убиты поодиночке) за пару дней в Сребренице. В Руанде количество людей, эквивалентное числу всех работавших в башнях-близнецах, в полном составе, истребляется каждый божий день, изо дня в день, неделю за неделей (опять таки, поодиночке) — и никто и пальцем не пошевелил, чтобы остановить это.

Самая серьезная опасность при потере чувства меры — это следующее за ним искаженная оценка допустимой мощности ответного удара. Если это действительно самое ужасное бедствие всех времен, беспрецедентное по своему скрытому смыслу и последствиям, тогда все существовавшие прежде ограничения могут быть выброшены как лишний балласт, включая и те, что относятся к гражданским правам и правам человека.

В Соединенных Штатах, например, министр юстиции выступает за принятие нового постановления, дающее властям (у которых уже есть право задерживать и депортировать любого иностранца, причастного или оказывающего поддержку любой террористической деятельности на территории страны или за границей) дополнительное право депортировать иностранца, который когда-либо был связан каким бы то ни было образом с какой-либо организацией, любое из бесчисленных действий которой может быть расценено как включающее в себя поддержку «терроризма». И они могут сделать это на основании секретных доказательств, которые никогда не будут предъявлены ни самому обвиняемому, ни общественности.

Проблема в том, что признание виновности по ассоциации — подход не только неверный, но и приводящий к прямо противоположным результатам. Он повлечет за собой требующие больших затрат расследования и судебные разбирательства. Более того, обращение с иностранцами как с виновными — не за свое индивидуальное поведение, а за принадлежность к той или иной группе, может закончиться отчуждением целых сообществ, делая, таким образом, еще более сложным выявление реальных угроз.

Тем временем за пределами Соединенных Штатов первым порывом американских военных было дать своему глобальному ответному удару на новую угрозу название «Операция Правосудие без Границ». Эти же самые слова: «правосудие без границ» можно легко представить себе вырывающимися из уст террористов, в то время как они, ликуя, направляют самолеты с полными топливными баками на различные намеченные цели. «Правосудие без границ» не оставляет места для сомнений или ошибок, для мысли: «А стоит ли платить такую цену?». Несложно представить себе все нарушения гражданских прав и прав человека, санкционированные, как это может быть понято, подобной абсолютной уверенностью в своей правоте, включая молчаливую поддержку деятельности коррумпированных режимов, превратившихся в союзников в одночасье. Несложно представить себе и ответную реакцию, состоящую из отчаяния, ярости и насилия, которую такие действия могут вызвать в оппонентах.

Почему «правосудия с границами» не достаточно? Разве может человеческое возмездие претендовать на большее? Именно из-за подлинного размера ужаса, который испытал весь цивилизованный мир 11 сентября, а также реального масштаба предвещаемой им угрозы и необходимо точно и хладнокровно обдумать и рассчитать ответный удар. И сама цивилизация не должна быть принесена в жертву в этом процессе.

Лоуренс ВЕШЛЕР, редактор рубрики в Project Syndicate, директор Нью-Йоркского Института гуманитарных наук при университете Нью-Йорка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать