Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сергей КУНИЦЫН: «К заявлениям о «криминальной революции» я отношусь с иронией...»

04 февраля, 00:00

Однако в публикациях «Дня» мы не раз говорили и о других проблемах Крыма.

Сегодня свой взгляд на Конституцию Крыма, политическую и экономическую ситуацию в автономии высказывает глава исполнительной власти АРК СЕРГЕЙ КУНИЦЫН.

Из досье «Дня»: Сергей Куницын, возраст 38 лет. Русский. Женат, отец двоих детей. Имеет высшее инженерно-строительное образование. В Крыму постоянно живет с 1973 года. Действительную военную службу проходил в Афганистане. В марте 1998 года Сергей Куницын избран депутатом Верховного Совета Автономной Республики Крым, а в мае утвержден в должности председателя Совета министров Автономной Республики Крым.

— Сергей Владимирович, вы проработали с нынешним составом крымского правительства почти восемь месяцев. Довольны ли вы его работой и не намечаете ли в ближайшее время произвести в нем кадровые перестановки?

— Если бы я сам формировал правительство, то целый ряд кадровых решений был бы иным. Но для этого необходимо иметь большинство в парламенте. А поскольку его не было, пришлось согласиться со многими из тех предложений, которые были внесены.

В работе правительства, которое является действительно коалиционным, так как в него входят представители НДП, КПУ, Аграрной партии и партии «Союз», меня радует то, что за все время никто никого не упрекнул в защите интересов той или иной политической силы.

— Что может поставить себе в заслугу правительство Крыма?

— Прежде всего, несмотря на тяжелый финансово-экономический кризис, постигший Украину и Россию, социально-экономическую ситуацию в Крыму удалось удержать под контролем. По итогам работы в 1998 году объем промышленного производства вырос на 2,3% по отношению к 1997 году.

Относительно успешно прошел курортный сезон-98. В Крым приехало 3,5 млн. отдыхающих, что на 1 млн. больше, чем в прошлом году. Доход от курортных городов увеличился на 38 млн. грн. по сравнению с 1997 годом. Если бы не финансовый кризис в России, этот показатель был бы значительно выше.

По итогам прошлого года Крым получил положительное внешнеторговое сальдо. При импорте в 198 млн. долларов было продано за рубеж крымской продукции на 225 млн. долларов. Я считаю, что это хороший показатель.

— А нерешенные проблемы?

— Одна из основных проблем, которые не удалось решить, — это существенные долги по пенсиям и заработной плате. Пенсионерам мы должны 90 млн. грн., по заработной плате долги составляют 80 млн. грн.

Я считаю, что по большому счету стратегических ошибок мы не допустили. Нам удалось удержать ситуацию. Детсады, школы, больницы в Крыму сегодня работают, есть тепло, есть свет.

Но нерешенных задач очень много. Долговые обязательства населения, промышленных предприятий и республики в целом настолько огромны, что исправить положение за время, в которое мы работаем, просто невозможно.

— Существуют ли факторы, мешающие правительству и лично вам работать?

— Я вам уже говорил, что, к сожалению, у нас есть определенные сложности во взаимоотношениях с Верховным Советом АРК. Делаются попытки вмешательства в деятельность правительства, перетягивание отдельных его функций на парламент. Поэтому приходится отвлекаться на решение политических вопросов. Чрезвычайно важно, чтобы наши функции были четко разделены, чтобы было ясно, кто чем должен заниматься, кто за что должен отвечать. В любой стране любое правительство подвергается критике, но я не хочу, чтобы правительство Крыма было «козлом отпущения».

— Какова роль в этой ситуации председателя Верховного Совета АРК Леонида Грача? Как складываются ваши с ним отношения и чувствуете ли вы помощь этого умудренного опытом политика?

— Первые полгода в наших взаимоотношениях не было никаких проблем. Проблемы появились при принятии крымской Конституции. Могу сказать откровенно, что, если бы не моя позиция и не позиция республиканской организации НДП, которую я в Крыму возглавляю, Конституцию Крыма никто бы не принял, потому что у Грача нет большинства в крымском парламенте. Почему-то об этом в средствах массовой информации умалчивается.

Леонид Иванович Грач — очень сильный, профессиональный политик, у него огромный опыт. Но в последние годы он не работал в сфере экономики, поэтому у меня есть все основания считать себя более профессиональным хозяйственником.

Разногласия наши начались из-за того, что я увидел попытки руководства Верховного Совета внести через Конституцию дисбаланс в равновесие представительной и исполнительной ветвей власти в Крыму, наделить спикера парламента рядом функций, ему не свойственных, изъяв эти функции у председателя правительства. Это могло бы принести немало вреда всему полуострову.

Похоже, мы по-разному трактуем понятие «парламентская республика». Верховный Совет считает правительство чуть ли не своим дочерним предприятием. Но ведь правительство подотчетно парламенту, а не подчинено. Это и в Конституции записано.

В Верховном Совете Крыма сегодня нет четко выраженного парламентского большинства. Руководитель парламента — это еще не парламент, так же, как и руководитель правительства — это еще не правительство. Я тоже депутат, и в блоке, в который я вхожу, количество депутатов не меньше, чем у Леонида Грача. Это также надо учитывать. Если есть коалиция, то должны соблюдаться интересы всех ее сторон.

— Сергей Владимирович, до момента опубликования Конституции АРК вы заявляли, что достоверно не знаете, какой именно документ принят в Киеве. Как вы оцениваете Конституцию Крыма сейчас?

— Сегодня принят документ, который мне сложно охарактеризовать с точки зрения его юридической силы. В части 2 статьи 2 Конституции АРК содержится поправка, которую внес депутат Иван Заец, сводящая на нет многие конституционные полномочия. В ней говорится, что в случае противоречия нормативно-правовых актов Верховного Совета и правительства Крыма законам и Конституции Украины действуют законы и Конституция Украины. Скажем, принят закон о бюджете Украины, согласно которому не все 100% налогов, собираемых в Крыму, остаются в распоряжении автономии, как это предусмотрено Конституцией Крыма. Получается, что закон о бюджете выше, чем Конституция Крыма, потому что Конституция противоречит закону о бюджете.

Так что я, с одной стороны, приветствую принятие Конституции, а с другой стороны, считаю, что из-за отсутствия на самом важном этапе понимания между ветвями власти принят документ, который особых полномочий, прежде всего в сфере экономики, Крыму не дает. Это меня огорчает.

— Для многих в Крыму стал неожиданным шаг Президента, который, несмотря на заявление его постоянного представителя в автономии, быстро и без всяких возражений подписал Конституцию.

— Во-первых, Президент понимает, что Конституция Крыму нужна. Во-вторых, расширение властных полномочий автономии нивелировано «поправкой Ивана Зайца». Практически Крым не получил тех полномочий, которые могли бы раздражать Киев. Кроме того, при неподписании Конституции Президентом некоторые политические силы в Крыму могли бы раскрутить его образ как образ врага автономии: мол, в парламенте приняли, а Президент не подписывает. Поэтому я думаю, что политически все было сделано верно.

— Как, по вашему мнению, будет развиваться политическая ситуация в Крыму в ближайшее время?

— Политическую ситуацию в Крыму нельзя рассматривать в отрыве от политической ситуации в Украине, в отрыве от самого главного политического события этого года — президентских выборов. Чем ближе президентские выборы, тем больше, к сожалению, политическая ситуация будет накаляться и в Украине, и в Крыму. Очень сомневаюсь, что крымская республиканская организация КПУ поддержит Леонида Кучму. Сам же я отношусь к другой политической силе, которая, на мой взгляд, близка по позициям к действующему Президенту.

Кроме того, мы не можем не учитывать еще два серьезнейших фактора в Крыму. Во-первых, наличие депортированных народов, особенно крымских татар, которые составляют сегодня 12% населения полуострова, их недовольство Конституцией, в которой не представлены их интересы. Этот фактор даст о себе знать в ближайшее время. Во-вторых, силы пророссийского настроения, к которым относится партия «Союз» и ряд других движений, которые тоже недовольны отдельными положениями крымской Конституции. Поэтому я думаю, что политическая ситуация вряд ли будет улучшаться.

— Удалось ли справиться новому крымскому руководству с угрозой «криминальной революции»?

— К заявлениям о «криминальной революции» я отношусь с иронией потому, что как руководитель правительства и председатель Координационного совета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью не совсем понимаю, что это такое.

Борьба с преступностью в Крыму началась задолго до нашего прихода. Особенно она усилилась после назначения руководителями СБУ и МВД в Крыму генералов Косьяненко и Москаля.

В деле борьбы с преступностью идет планомерная целенаправленная работа, в результате которой за последнее время разгромлено несколько криминальных группировок в Алуште, Феодосии, Саках, Симферополе, Кировском, Нижнегорском и других районах. Серьезнейшая работа ведется в Керчи.

— Кстати, на пленарных заседаниях Верховного Совета Крыма, которые состоялись 20—23 января, рассматривался вопрос о финансировании осенне-полевых работ 1998 года. Речь о закупке топлива у ЗАО «Лукойл-Крым» под гарантии Совета министров АРК. Спикер крымского парламента Леонид Грач заявлял о том, что усматривает в этой сделке серьезные нарушения со стороны руководства СМ.

— У меня такого рода заявления не вызывают ничего, кроме смеха и иронии. Что касается сделки с «Лукойлом», то я считаю, что никто, в том числе и Леонид Грач, не может предъявить никаких претензий ни к правительству, ни лично ко мне. Поставки 5 тысяч тонн топлива «Лукойлом» фактически спасли осенне-полевые работы. Кстати, мы с Грачом направили президенту «Лукойла» письма: он — с просьбой поставить топливо, я — с предложением сделать это под гарантии правительства. Около 5 тысяч тонн топлива мы получили фактически под честное слово, и уже три месяца мы бьемся в парламенте Крыма, чтобы внести в бюджет строчку о расчетах за это топливо. Сейчас правительству пытаются инкриминировать то, что в какие-то там хозяйства не дошло по тонне-полторы горючего. Но моя задача как председателя правительства была обеспечить поставки топлива и найти механизм оплаты. А если кто-то где-то в колхозе или при поставках украл полтонны или тонну солярки, так есть правоохранительные органы, которые должны этим заниматься. Искать криминал в действиях Куницына или правительства — полнейшая глупость. Правительство выполнило самую главную функцию — обеспечило проведение осенне-полевых работ. Все остальное — не мои проблемы.

— Готовы ли вы в случае обострения противоречий оставить свой пост, и как вы относитесь к перспективе перехода на работу в Киев?

— Во-первых, я еще слишком молод, чтобы думать о работе в Киеве. У меня в мои 38 лет — очень высокий государственный пост, и я считаю, что мне еще очень многое нужно сделать в Крыму. Во-вторых, отец меня всегда учил: чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Поэтому я каждый день помню о том, что сегодня я председатель Совета министров, а завтра могу быть просто безработным. К этому надо быть морально готовым каждый день. В-третьих, я знаю, что есть силы, в том числе и в парламенте Крыма, которые, убедившись, что Куницын по своей сути самостоятельный человек и не стал марионеткой ни в руках криминальных группировок, ни в руках финансовой олигархии, а занимает государственную позицию, при определенных обстоятельствах попытаются снять меня с этой должности. Мы работаем над тем, чтобы противостоять этим попыткам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать