Перейти к основному содержанию

Сергей КУНИЦЫН: «Нам нет резона кормить дешевым хлебом отдыхающих со всего СНГ»

12 августа, 00:00
Глава Совета министров Крыма считает, что сам по себе низкий урожай зерна в этом году не является причиной «хлебного» кризиса. По его мнению, ажиотажный скачок цен на хлебопродукты — спланированная акция, корпоративный сговор зернотрейдеров. Сергей КУНИЦЫН вполне допускает мысль, что эта история имеет политическую подоплеку, корни которой надо искать в приближающейся избирательной кампании.

— Сергей Владимирович, 30 июля вы заявили, что можете уволить всех глав райгосадминистраций автономии. Вы действительно считаете их виновными в продовольственном кризисе?

— Речь не идет о том, виновны главы районных администраций в кризисе или нет. Просто на протяжении сельскохозяйственного года Кабинет Министров Украины, правительство Крыма кредитовали аграрные предприятия на льготных условиях. В общей сложности хозяйства республики получили товароматериальные ценности на сумму порядка 32 миллионов гривен. Теперь мы хотим получить у этих хозяйств продовольственное зерно по фиксированной цене. По-моему, вполне логичное желание. Но, как выясняется, получать горючее, семена, удобрения, воду на полив аграрии хотели, а вот возвращать долги зерном не торопятся.

Чтобы вы до конца понимали ситуацию, объясню, что мы договорились с основными производителями хлеба в Крыму — это объединение «Крымхлеб», Потребительская кооперация и Симферопольская макаронная фабрика — поставить им порядка 76 тысяч тонн продовольственной пшеницы по цене не выше 850 гривен за тонну. В этом случае они берут на себя обязательство не повышать на протяжении года отпускную цену на два самых популярных сорта хлеба. Это зерно, подчеркиваю — по вполне приемлемой для производителей цене, мы и хотим сейчас получить у хозяйств. Каждому району установлена квота, исходя из объема кредитования. Ответственные за выполнение госзаказа — главы райгосадминистраций, что тоже вполне естественно. Мы какое-то время пытались убедить продать зерно государству, но безрезультатно. Теперь я действительно поставил руководителям районов жесткое условие: либо до 15 августа зерно будет у нас, либо на стол Президента лягут представления об освобождении их от занимаемых должностей.

— На ваш взгляд, проблема хлебного кризиса вообще существует или это была целенаправленная кампания против правительства Виктора Януковича? Если да, то с чьей стороны?

— Безусловно, урожай нынешнего года в Украине значительно меньше прошлого года. Отрицать это было бы глупо. Но само по себе это не является причиной кризиса. У власти есть инструменты для того, чтобы обеспечить страну продовольствием. В том, что хлеб будет в продаже, нет сомнений. Вспомните хотя бы недалекое наше прошлое, когда Советский Союз ежегодно закупал за рубежом пшеницу. Ничего сверхъестественного или чрезвычайного в этом нет. Что же касается ажиотажного скачка цен в июле, то, на мой взгляд, это была спланированная акция, корпоративный сговор зернотрейдеров. Я вполне допускаю мысль, что эта история имеет политическую подоплеку и корни ее надо искать в приближающейся выборной кампании.

— Насколько остро в Крыму чувствуется продовольственный кризис?

— Я могу сказать, что у нас не было такого ажиотажа, когда люди скупали сумками хлеб, пытаясь запастись впрок. Хотя, конечно, крымчане тоже поддались паническим настроениям. Мы же не какая-то обособленная часть Украины, и все, что происходит в стране, затрагивает и нас. Как только в Крыму поднялись цены на хлеб, мы провели серию консультаций с основными его производителями и приняли ряд регулирующих постановлений Совета Министров. Сначала ограничили рентабельность и торговую надбавку при производстве и продаже хлеба, а позже установили фиксированную цену на два самых популярных сорта хлеба. Жестко контролируем розничную торговлю. И сейчас цена на хлеб держится на том уровне, который мы зафиксировали. С другой стороны, у Крыма есть своя специфика. В курортный сезон население удваивается. Вся эта нагрузка ложится на наши предприятия, и мы понимаем, что пекарной промышленности нет никакого резона кормить дешевым хлебом сотни тысяч отдыхающих из всех стран СНГ. Поэтому ограничение действует только на два самых популярных у населения сорта хлеба. Действие постановления Совета Министров продлили до сентября. А дальше, чтобы удержать цену, мы будет действовать по схеме, о которой я уже упоминал.

— Как вы оцениваете политическую ситуацию в Крыму? Существуют ли серьезные конфликты между разными политическими группами?

— Полтора года, прошедшие со времени последних выборов, убеждают меня, что мы избрали правильную линию поведения. Большинство политических сил, представленных в парламенте Крыма, объединились в депутатскую группу «Стабильность». Название не случайное. Стабильность — это именно то, чего нам не хватало все предшествующие годы. Крым просто устал от бесконечных политических дрязг. Мы умышленно ушли от фракций по партийному принципу, дабы избежать противостояния. В группу вошли все партии, шедшие на выборы в блоке «За единую Украину», социал-демократы объединенные и даже депутаты, чьи политические симпатии на стороне «Нашей Украины». Это не мешает нам активно сотрудничать.

— Каковы ваши отношения со спикером крымского парламента? Ведь вся предыдущая история сотрудничества Совмина и Верховного Совета Крыма сопровождалась конфликтами и борьбой за власть?

— Отношения со спикером у нас абсолютно ровные и деловые. Я без всякого лукавства могу сказать, что мне приятно работать с таким человеком, как Борис Давыдович Дейч. Мы сообща обсуждаем проблемы, вместе ищем пути их решения. У нас нет дефицита общения или какого-то недопонимания. Это не значит, что мы вне критики, но критика эта не уничижительная, а такая же деловая, как наши отношения. Конфликты и борьба за власть ушли вместе с уходом с политической арены известной личности. А в чем была их причина и кто был источником конфликта — вывод делайте сами.

— Насколько активно автономия участвует в обсуждении политической реформы? Как вы сами оцениваете ее необходимость и перспективы?

— Знаете, в Крыму предложения по политической реформе нашли самый заинтересованный отклик еще и потому, что мы все же автономная республика, единственная в Украине. Крымчанам вообще свойственно рассуждать на темы политических преобразований. Лично для меня нет сомнений в том, что реформа назрела. Украина начала отсчет нового этапа своего развития, когда свойственную переходному периоду неопределенность сменила стабильность экономическая, социальная, отчасти и политическая. Эти новые условия требуют и адекватного реагирования со стороны политико-правовой системы государства. Я, например, убежден, что Украине не помешал бы двухпалатный парламент. Это укрепило бы позиции регионов, а с другой стороны, создало бы систему противовесов в парламенте. К сожалению, эти предложения отпали еще на стадии обсуждения. Что же касается перспектив реформы, то они будет зависеть от того, насколько сплоченно будет выступать парламентское большинство. Пока депутаты демонстрируют последовательность в своих действиях.

— Уже сейчас ряд политических сил готовится к следующим парламентским выборам в 2006 году. Готовитесь ли вы принять в них участие?

— Я уже сказал, что наше общество вышло на новый этап развития. Думаю, что от выборов к выборам украинцы демонстрируют все большую политическую зрелость. Это касается и методов борьбы, и того, кому или чему они отдают свои политические предпочтения. Уверен, что выборы-2006 будут более жесткими, более принципиальными, чем все предыдущие. Несомненно, возрастет роль партий, да и сами партии структурируются. Конечно, крымская организация НДП, к которой я отношу себя, будет участвовать в выборах. В этом нет никаких сомнений. Я крымский политик, и мне не безразлично, какой будет судьба крымской автономии.

www.glavred.info
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать