Севастополь: обоюдное недоверие
Референдум в городе не состоялся. Но и опроса хватило для того, чтобы заострить конфликт между городским советом и городской администрациейВо вторник Севастопольский горсовет провел вторую подряд внеочередную сессию, на которой рассмотрел вопрос «О социально-политической и экономической ситуации в Севастополе». В результате 58 из 65-ти депутатов горсовета проголосовали за решение, в котором депутатский корпус выражает недоверие главе городской государственной администрации Сергею Куницыну и направляет это решение в Секретариат Президента для принятия мер. Как сообщает пресс-служба горсовета, Валерий Саратов обвинил горгосадминистрацию в том, что город мог бы получить 3,5 миллиарда гривен от продажи тех 363 гектаров земли, которые администрация якобы передала коммерческим структурам, хотя эта земля принадлежит общине города. Позже, в самом решении сессии, уже стала фигурировать другая цифра — более 400 гектаров.
Опорой горсовету для принятия такого решения в этот раз стали также результаты «опроса» жителей города о доверии городской администрации, несмотря на то, что уже после его проведения Хозяйственный суд Севастополя вновь признал его неправомерным и еще раз запретил использовать его результаты в любой форме. Назначенный горсоветом на 25 мая 2008 года референдум (его часто также называли «плебисцитом» или в скобках указывали «консультативный») о недоверии городской администрации и ее главе Сергею Куницыну в минувшее воскресенье не состоялся из-за того, что его проведение было запрещено Хозяйственным судом. Но горсовет на экстренном заседании вечером в пятницу перенес голосование на 24—26 мая и изменил его формат, назвав «опросом граждан». Это решение имело сразу несколько последствий: горсовет тем самым согласился с тем, что результаты голосования не имеют никакой юридической силы, с другой стороны, поскольку опрос случайных граждан не представляет собой представительной выборки, результаты «опроса», какими бы они ни были, нельзя будет назвать и социологическим исследованием. По сути, они представляют собой мнение «случайной группы людей». Таким образом, мероприятие вообще потеряло смысл. Но не для городского совета.
Под грифом «Для немедленного распространения» его пресс-служба на официальном бланке разослала итоги опроса именно как итоги референдума. «В Севастополе в ходе проведения с 16 по 23 мая местного (консультативного) референдума и 24 мая опроса общественного мнения территориальной общины по вопросу недоверия Севастопольской городской государственной администрации, — говорится в официальном пресс-релизе, — из 289678 граждан Украины, включенных в список, бюллетени получили 191318 человек, что составило 64,05%. В результате 188175 (98,36%) севастопольцев высказали недоверие Севастопольской городской государственной администрации. Против такого решения выступили 1595 (0,83%) человек. При этом 1548 (0,81%) бюллетеней было признано недействительными. На второй вопрос о том, должен ли Севастопольский городской совет принять решение о недоверии председателю Севастопольской городской государственной администрации Сергею Куницыну, положительный ответ дали 186871 (97,68%) севастопольцев, 1626 (0,85%) опрошенных оказались противниками принятия такого решения депутатами. Недействительными признано 2821 (1,47%) бюллетень...»
КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
По свидетельству местных наблюдателей, опрос (или же референдум?) проводился так, что было непонятно, кто именно проводит акцию: горсовет, принявший соответствующее решение, коммерческие структуры, оплатившие все организационные расходы, или Партия регионов, установившая на улицах более 70-ти палаток с партийной символикой, в которых активисты предлагали случайным прохожим заполнить бюллетени, напечатанные для отмененного референдума. Неразберихи добавляло и то обстоятельство, что для проведения опроса были задействованы официальные участковые комиссии, созданные для проведения референдума, работа которых также почему-то оплачена предпринимателями, близкими к горсовету. Сами участки никак не были обозначены, поэтому группе крымских журналистов, например, пришлось изрядно прошагать по улицам, чтобы найти один из пунктов для голосования.
На брифинге в Севастополе во вторник первый заместитель председателя городской государственной администрации Владимир Казарин заявил: «У нас тоже лопнуло терпение. От имени председателя горгосадминистрации и от имени товарищей по работе хочу сказать, что мы готовы в судебном порядке ставить вопрос о признании действий горсовета противозаконными, коррупционными». По словам Владимира Казарина, «основаниями ставить вопрос о роспуске городского совета являются, в том числе, не одно, два и не десять, а уже несколько десятков решений городского совета, которые опротестованы прокуратурой, другими силовыми органами или самой администрацией в судах. И по всем нашим искам к городскому совету все решения судов до одного — в нашу пользу. По всем обращениям в суд против нас городского совета ни по одному вопросу не было принято решения, удовлетворяющего иск городского совета».
Владимир Казарин говорит, что во время проведения опроса были допущены многочисленные нарушения. Так, по данным МВД, в опросе приняли участие не более 16% горожан. Что также подтверждают и крымские журналисты, работавшие в этот день в Севастополе. Более того, они были свидетелями того, что за работой пустующих «пунктов опроса» в палатках на улицах города не было никакого контроля за количеством бюллетеней, за состоянием и транспортировкой урн, за регистрацией избирателей в списках, за процессом подсчета голосов. Более того, на многих фотографиях видно, что на столиках с урнами лежат бюллетени с уже заполненными ответами, которые и предлагались прохожим для вбрасывания в урны.
Действительно, многие севастопольцы оказались равнодушны к опросу. Так, молодые мамы, гуляющие с детьми на площадке у Московского рынка, сказали журналистам: «На опрос не пойдем, потому что в этом нет смысла. Наши голоса все равно выбросят. Нам нравится Куницын. Он поставил урны в городе, привел в порядок набережную. Пусть работает». А компания молодых людей, занимающаяся благоустройством детской площадки на проспекте Октябрьской революции, ответила журналистам так: «Нам не до бестолковых опросов и референдумов, если в наших силах сделать что-то полезное для детей, то это гораздо важнее».
Председатель Севастопольской горгосадминистрации Сергей Куницын, комментируя то обстоятельство, что опрос проводился на деньги коммерсантов, напомнил, что городские депутаты- регионалы до сих пор не нашли деньги для выполнения своих предвыборных обещаний. «Партия регионов и Валерий Саратов шли в горсовет с обещанием установить памятник солдатам и матросам, защищавшим 35-ю батарею, где погибли или попали в плен более 100 тысяч участников обороны Севастополя. Вот если бы они на это взяли деньги у коммерсантов, это было бы морально», — говорит Сергей Куницын. Он добавил: «Мой референдум — это то, что я сделал и делаю для города. Администрация выполнила все обязательства, которые на себя взяла. Это и монумент на мысе Хрустальный, и реконструкция Приморского бульвара, и строительство дорог, и, конечно, подготовка к юбилею города».
«Со стороны горсовета это попытка высказать недоверие украинской власти в Севастополе, который является разменной монетой в определенных политических играх и кругах не только в Украине, но и за ее пределами, — заявляет Сергей Куницын. — Борьба идет не по линии Куницын—Саратов, она намного выше. Саратов — пешка в этой борьбе. При всем моем уважении к нему, он еще очень юн в политике, и не сам по себе он это все делает... Игра идет по-крупному... Думали, что выразим недоверие Куницыну, потом проведем закон о Севастополе, изберем своего мэра «с определенными политическими взглядами», оставим здесь флот навсегда и будем хозяевами... Но не вышло...»
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Вполне очевидно, что ситуация в городе продолжает обостряться. Остались далеко позади времена, когда Куницын и Саратов «дружили домами», то есть офисами горсовета и администрации и совместно подписывали так называемую Малую Конституцию города, заключали договора о совместной работе. Поляризация уже состоялась во всех сферах — разделились «по принадлежности» средства массовой информации в городе, общественные организации, городские ведомства и местные органы власти. Причем горсовет и администрация обвиняют друг друга в одном и том же — махинации с землей, нарушения законов, злоупотребления служебным положением.
На самой сессии во вторник только пятеро депутатов голосовали против предложенного решения. Среди них — депутат Лидия Столярова.
— Вопрос о недоверии городской государственной администрации, вообще-то, поставлен некорректно, — сказала она журналистам. — За последние полгода никакого диалога между городским советом и городской администрацией не было, хотя до этого целый год обе ветви власти жили, что называется, душа в душу. Причем на сегодняшний день не приходится говорить о том, что депутаты городского совета у нас совершенно безгрешны. Вы возьмите, пожалуйста, любой список ЖСК, садоводческого товарищества, жилищно-строительного кооператива — везде фигурируют депутаты и их родственники. Взять документы в отношении земли под многоэтажную застройку: опять же, если поднять учредителей, стоящих за этими фирмами, большинство — коммерческие структуры, относящиеся к депутатам и их родственникам. Так кого обвиняют депутаты? Ну, наверное, только себя.
У Валерия Саратова за два дня до окончания «опроса» журналисты спросили: «Если городской совет будет руководствоваться результатами этого опроса, то как себя поведет администрация?» Он ответил, что не представляет себе, «как сможет работать администрация с таким прогнозируемым низким уровнем доверия со стороны населения и с абсолютным отсутствием доверия со стороны совета». То есть за два дня до окончания «опроса» председатель горсовета, а, по сути, заказчик уже знал его результаты?
В то же время почти каждый житель нашей страны знает, какой непростой город Севастополь. Проблем здесь, как говорят, выше крыши: обеспечение города водой, теплом, газом находится на грани критического минимума, реформирование хозяйственного комплекса и предприятий экономики не завершено, то и дело вызывают громкие конфликты проблемы базирования двух флотов, то и дело вспыхивают межнациональные и межконфессиональные конфликты. Не урегулированы и правовые вопросы деятельности местного самоуправления в городе. Одна за другой выдвигаются всевозможные концепции стратегического развития города — его предлагают развивать то как курорт, то как промышленную зону, то как военную базу. Но депутатам горсовета и теперь уже чиновникам администрации не до этих стратегий и не до решения этих проблем. А страдают более 350 тысяч горожан...
Выпуск газеты №:
№93, (2008)Section
Подробности