Сезонная работа
Новое — хорошо забытое старое. Актуальность этих слов по отношению к нашему поведению каждый раз возрастает. Нам все меньше хочется притворяться европейцами, мы уже не пытаемся организовывать фуршеты, а сразу расставляем столы с закусками, чтобы нормально посидеть. Так и в политике — все меньше желающих вдруг организовывать массовые проявления народного гнева тем более, что это стоит все дороже. Если во времена социализма нам особенно не терпелось выйти на улицу и организованными колоннами поблагодарить родную партию за счастливую жизнь именно в дни 7 ноября и 1 мая, то и во времена демократии свое недовольство «правящим режимом» мы будем регулярно и организованно выражать осенью и весной. Осенняя дата еще «плавает» где-то между сентябрем и октябрем, рискуя пересечься с традиционными «днями городов», которые организовываются в регионах с разной степенью щедрости и размаха. А относительно весенней, кажется, уже определились. Уже во второй раз в нашей новейшей истории 9 марта выбирается объединенными коммуно-национал-демократами для проведения «акций протеста».
Выбор даты вполне логичный, потому что именно имя Тараса Шевченко, день рождения которого приходится на 9 марта, волей идеологов десятки лет «работало» как на коммунистов, так и на «демократов». Именно коммунистическая власть еще в сталинские времена канонизировала образ Шевченко, именно верными сталинцами были в свое время поставлены монументы напротив университета в Киеве и на Чернечей горе в Каневе, к которым принято ходить 9 марта. И сама дата очень удобная, учитывая современную практику проведения местных и парламентских выборов в марте, когда народ еще не разбежался по приусадебным участкам. В год выборов масштабные акции 9 марта не проводятся, так же, как в год Олимпийских игр не проводятся чемпионаты мира.
И сами организаторы акций, и участники, и те, против кого они будут направлены, отдают себе отчет в том, что революции в результате не состоится. Никто не уйдет в отставку, никто не перепишет бюджет, никто не объявит досрочные выборы. Поэтому главной проблемой для тех, кто будет выводить профессиональных демонстрантов на еще холодные мартовские улицы, является определение цели. Не удивительно, что, согласовав в основном дату «массовых выступлений», ни КПУ, ни социалисты с тимошенковцами, ни «Наша Украина» не объявляют конкретных лозунгов, под которыми вместе или отдельно будут водить людей 9 марта. Не все ясно и с финансированием протестов.
Уже никто не скрывает, что «массовое возмущение народа» оплачивается. Причем «кидают» организаторы как друг друга, так и конкретных демонстрантов. Сложилось так, что люди, у которых есть возможность оперативно привезти и вывести на улицу группу людей, которые будут кричать нужные лозунги, не всегда имеют на это средства, а те, кто имеет средства, не могут найти людей. Появляются вездесущие посредники, и каждая новая акция сопровождается внутренним скандалом из-за того, что кто-то кому-то чего-то не доплатил. Помнится, после неудачных акций в сентябре прошлого года близкие к Юлии Тимошенко медиа открыто обвинили Виктора Ющенко в том, что тот не дал денег на акцию «Восстань, Украина!». Коммунисты, по информации из регионов, взяли курс на привлечение в свои ряды, или проще — переманивание — активистов «Батькивщины», с которыми до сих пор не рассчитались за осеннюю «работу» их работодатели. Вроде средневековых баронов, которые, выступая в поход, считали наемных ландскнехтов, оппозиционные партии и блоки подсчитывают сегодня свои возможности по выводу демонстрантов 9 марта. Ближе к дате эти оперативные данные станут весомым козырем на заседаниях «координационных советов», или как там будут зваться руководящие органы протестных акций.
Повлияет на будущий протест и то, чем окончательно закончится, если закончится, эпопея перераспределения власти, которую новый парламент никак не преодолеет с апреля прошлого года. Пара- тройка руководящих кресел или строка-другая в бюджете вполне могут 9 марта превратить «стотысячный народный поток» в «группу почитателей поэзии» и наоборот. Вряд ли на этот раз будут провокации, которые приведут к дракам или каким-то другим недоразумениям. У власти теперь достаточно опыта. Разве что одной из сторон это будет очень нужно, или в противоположный лагерь проникнет чужой. С последней проблемой бороться невозможно, потому что где среди наших политиков свои, а где чужие, не скажет сегодня никто. Несомненно, что десяток-другой тех, кто был два года назад возле памятника Шевченко в президентской свите, окажутся теперь среди протестующих, и наоборот, за спиной главы государства мы увидим не одного из тех, кто два года назад напропалую проклинал «режим». Будут и такие, кто, по примеру лидера «Нашей Украины», успеют побывать и там, и там. Это же так по-нашему, по-украински!..
Поэтому оргкомитеты по проведению акций протеста 9 марта следует уже сейчас организовывать на постоянной профессиональной основе. Не исключено, что такими оргкомитетами станут стачкомы и оперативные межпартийные штабы, которые пытаются создавать «под 9 марта» местные организации коммунистов, социалистов, тимошенковцев и нашеукраинцев. Чтобы за год можно было без лишних забот подновить сценарий, поменять некоторые портреты и лозунги и еще раз успешно освоить выделенные на проведение акций средства.
Выпуск газеты №:
№9, (2003)Section
Подробности