Шансы Пакистана и ответственность Запада
В то время как Соединенные Штаты наносят воздушные удары по военным объектам и войскам талибов в Афганистане, религиозные экстремисты по всему Пакистану жгут американские флаги, осуждая военный режим генерала Первеза Мушаррафа за сотрудничество с Западом. Готовность американцев начать наземные операции говорит о том, что военное правительство Пакистана не просто покинуло своих бывших союзников — талибов: в течение последующих дней и недель оно будет играть ключевую роль в содействии операциям альянса, возглавляемого США, целью которых является окончательное поражение талибов.
Подобно генералу Мушаррафу, наиболее умеренные нерелигиозные политические партии Пакистана считают, что оказание поддержки антитеррористической кампании отвечает национальным интересам страны, поскольку единственной альтернативой в сложившейся ситуации является международная изоляция. Более того, самые крупные партии страны, такие как Пакистанская Народная партия и Народная Национальная партия, выступают против насаждаемого талибами искаженного понимания ислама, а также против поддержки, оказываемой ими местным суннитским радикалам, ответственным за террористические акты на территории Пакистана.
Однако генерал Мушарраф, объявивший себя президентом страны в октябре 1999 года, не оставляет места для случайностей. Война против террористической организации Осамы Бен Ладена аль-Каида и покровительствующего ей движения Талибан дала ему возможность укрепить свою власть, предоставив удобный повод для продления срока пребывания его на посту командующего армией и проведения перестановок среди высшего военного командования (позволивших устранить или ослабить потенциальных соперников). Он поставил своего ближайшего соратника генерала Есанула Хака во главе могущественного Управления межведомственной разведки Пакистана (ISI) и назначил доверенных лиц на другие ключевые позиции: должности начальников жизненно важных департаментов и командные посты в вооруженных силах, а также на должность заместителя командующего армией.
Пока что непосредственной целью генерала Мушаррафа является поддержание стабильности. Однако, сохраняя и в дальнейшем уверенность в уступчивости со стороны Запада, он может впасть в соблазн отречься от обещания восстановить демократию в стране к октябрю 2002 года — сроку, установленному Верховным Судом Пакистана. Действительно, ему удалось вновь обрести респектабельность в глазах Запада после террористических актов 11-го сентября в Соединенных Штатах Америки, за одну ночь превративших Пакистан в «прифронтовое» государство в кампании против террора. До этого страна была международной парией из-за захвата власти военным режимом, приверженности генерала Мушаррафа ядерным испытаниям и поддержки военными властями Пакистана движения Талибан.
Конечно же, тот факт, что Пакистан знает талибов и их деятельность «изнутри», имеет первостепенное значение для планирования военных операций Соединенных Штатов. Помощь пакистанской разведки необходима при определении целей бомбовых ударов, в то время как пакистанский военный персонал должен сыграть поистине неоценимую роль «проводников» для наземных войск США при поиске и уничтожении ими поставленных целей в условиях опасного ландшафта, коим является вся территория Афганистана. Серьезное влияние, которое пакистанские военные имеют на приграничные племена пуштунов (представители этнической группы, к которой принадлежит большая часть талибов), также может оказаться полезным, так как для обеспечения эффективности наземных ударов может, скорее всего, понадобиться ввод западных войск специального назначения на контролируемую талибами территорию со стороны северо-западных пограничных провинций Пакистана.
Режим генерала Мушаррафа уже получил существенную компенсацию за сотрудничество с Западом. США, Япония и Европейский Союз ослабили дипломатические и экономические санкции против Пакистана; возобновилась многосторонняя финансовая помощь. Однако существует опасность того, что, благодаря таким послаблениям, военный режим может приобрести политическое и экономическое влияние, необходимое ему для сопротивления требованиям вернуть страну к демократии.
Генералу Мушаррафу, кажется, удалось убедить администрацию президента Буша и значительную часть западной общественности в том, что военное правление — это «необходимое зло». Согласно приводимым аргументам, в условиях, когда Пакистан оказывает поддержку военным действиям Соединенных Штатов против Афганистана, тем самым подливая масло в огонь религиозного экстремизма внутри страны, только военный режим в состоянии предотвратить «талибанизацию» ядерной державы региона.
Однако заявление это достаточно лицемерно. В конце концов, именно военные власти вскормили религиозный экстремизм как в Афганистане, так и в самом Пакистане. В 1994 году были завербованы афганские студенты (талибы) из исламских духовных семинарий (медресе), управляемых религиозными партиями Пакистана. При военной и политической поддержке Пакистана в 1996 году талибы свергли правительство Бурханутдина Раббани и постепенно установили контроль над 90% территории Афганистана. В качестве благодарности талибы занимались физической и моральной подготовкой исламских экстремистов, некоторые их которых были задействованы пакистанской стороной во время беспорядков в Кашмире.
Сегодня религиозные партии, которые помогали созданию и дальнейшей поддержке движения Талибан, в особенности же «Джамиат-и-ислами» (Общество Ислама), отдалены от военного руководства Пакистана и являются самыми «громкими» оппонентами проамериканского политического курса правящего режима. Их последователи хорошо организованы, хорошо вооружены и имеют хорошую подготовку. Но они сейчас в меньшинстве (несмотря на производимый шум), которое, учитывая, что многие из его лидеров находятся под арестом, не представляет серьезной угрозы военному правительству Пакистана.
Поэтому и должны Соединенные Штаты и их союзники обратить внимание на предупреждения со стороны умеренных политических сил Пакистана, постоянно говорящих о том, что для обеспечения долгосрочной политической стабильности необходимо возвращение к демократической форме правления. Поддержка, оказываемая США трем сменившим друг друга у власти военным режимам в Пакистане, позволила религиозным экстремистам найти опору в обществе, играя, как иронично это ни звучит, на антиамериканских настроениях.
Такая же двойная игра, по- видимому, ведется до сих пор. В то время как военные силы и органы безопасности Пакистана помогают Соединенным Штатам вести войну против аль-Каиды и талибов в Афганистане, генерал Мушарраф продолжает поддерживать религиозный экстремизм того же рода в Кашмире. В случае если он добьется безоговорочной поддержки со стороны США, единственными, кто пострадает от этого, будет умеренная нерелигиозная политическая оппозиция в Пакистане.
Генерал Мушарраф заслуживает похвалы за избранный им проамериканский политический курс. Однако это не должно освободить его режим от международного давления, требующего соблюдения сроков, установленных Верховным Судом для восстановления демократического правления. Альтернативой такому развитию событий может быть только возложение ответственности за стабильность в конфликтном регионе на пакистанские военные власти, т.е. на одного из главных виновников распространения исламского экстремизма. Соединенные Штаты, преследуя свои внешнеполитические цели в регионе, должны отдавать себе отчет в том, что восстановление умеренного демократического правительства в Пакистане послужит лучшей основой для дальнейшего сотрудничества, чем заключенный по необходимости союз с военным режимом.
Самина Ахмед — эксперт по вооруженным силам Пакистана, научный сотрудник Белферского Центра науки и международных отношений при Гарвардском университете, работала в Институте региональных исследований в Исламабаде и в Пакистанском институте международных отношений в Карачи.
Выпуск газеты №:
№193, (2001)Section
Подробности