Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шесть лет украинского «Аквариума»

Было отмечено без излишнего шума
08 сентября, 00:00
О НЕОБХОДИМОСТИ

7 сентября 1992 года тогдашний Президент страны Леонид Кравчук издал указ о создании управления военной стратегической разведки Министерства обороны. Уже через год спецслужба была реорганизована — разведчиков-стратегов МО и специалистов из разведуправления Генштаба объединили под крышей Главного управления военной разведки.

Таким образом на сегодня единая структура должна удовлетворять потребности как Генерального штаба, так и Минобороны. Когда начальником Генштаба был Анатолий Лопата, а министром обороны — гражданский Валерий Шмаров, поговаривают, что именно Генштаб стремился усилить свой контроль и влияние на деятельность разведки. Следствием этого, в конце концов, могла стать ориентация спецслужбы только на сугубо военные вещи. Примитивно говоря, речь шла бы о пушечках и танкочках — где и сколько. Но оружие или расположение войск — это уже конкретное оформление тех или иных военно-политических или военно-экономических подходов тех или иных государств. Так что разведка в погонах, работающая на Министерство обороны и руководство государства в целом, должна смотреть далее и в корень, анализируя и прогнозируя последствия шагов, которые только с течением времени попадают в зону интересов Генштаба.

На фоне такой логики раздавались мнения, что лучше было бы раздать каждой сестре по серьгам и вернуться к старому, когда у Министерства обороны и Генштаба — свои разведструктуры. Эта схема, однако, имеет свои недостатки. Поэтому нынче сферы влияния на военную разведку размежеваны на основании положения о полномочиях Минобороны и ГШ. Генштаб беспокоится о задаче и порядке разведывательного обеспечения своих подчиненных штабов, проводит оценку возможностей вооруженных сил других государств. Минобороны, в свою очередь, определяет приоритеты и главные задачи военной разведки и обеспечивает ее деятельность.

Правда, по большому счету, эти вещи за Минобороны и за министра конкретно уже сделаны. Ведь в государстве существует принятая на уровне Президента разведывательная программа. А с прошлого года расходы на потребности разведки оборонного ведомства, пограничных войск и уголовной разведки МВД вместе с координирующим их деятельность органом выделены отдельной строкой. (На сегодня разве что разведка СБУ на это не соглашается.) В Главном управлении разведки утверждают, что у них не существует задолженности по зарплате. Учитывая общее состояние финансирования армии, это свидетельствует об элитности службы в разведке. И о том, что на фоне сокращения Вооруженных сил именно эффективная работа разведки вопреки всем неладам должна компенсировать прогалины в боеспособности армии.

О РЕАЛЬНОСТИ

Когда в прошлом году руководителем военной разведки был назначен генерал Игорь Смешко вместо Александра Скипальского, у разведчиков Минобороны зародилась уверенность, что в дальнейшем руководство государства будет делать особую ставку именно на их спецслужбу. Ведь генерал в то же время возглавлял и комитет по вопросам разведки при Президенте. Эту структуру образовали еще в 1993 году, и руководитель комитета должен отвечать за гармонию в деятельности разведывательных служб страны, чтобы они не переходили друг другу дороги. Однако недавняя глубокая кадровая «пропашка» в СБУ несколько подкорректировала мечты военных. В данное время председателем комитета является экс-председатель СБУ Владимир Радченко. Игорь Смешко — на должности заместителя. Однако эти перемещения скорее являются лишь отголоском принципиальных изменений в верхушке СБУ, чем признаком каких-то подходов к ориентации разведслужб. Хотя стоит внимания деталь — Радченко является заместителем секретаря СНБО Владимира Горбулина. Так что можно утверждать, что нынешний руководитель комитета уже не имеет тех полномочий, которые до недавнего времени имел Игорь Смешко при прямом доступе к Президенту.

Но эти изменения повлияли на планы разве что генералов, принципиально не сказавшись на ситуации в ГУВРе. В пределах своих возможностей разведка МО стремится совершенствоваться. Нынче в ее составе — подразделения, выполняющие стратегические задания за границей, информационно-аналитическое управление, радио- и радиотехническая разведка, собственное управление кадров. При Академии ВСУ действует Институт военно-дипломатической службы, основным заданием которого является подготовка кадров для военной разведки. Наши штирлицы говорят, что их ни разу не привлекали к выполнению силовых операций. В политику не вмешиваются. Провалов за границей не было. Но, было бы странно, чтобы разведка — не только наша, а любая — вдруг отважилась назвать какие-то свои промахи. На вопрос о том, как ГУВР обезопасивает себя от того, чтобы ее люди работали только на интересы собственной страны, руководящие лица ответили так: «во-первых, это тщательный подбор кадров, во-вторых, — социальная защита сотрудников, забота о них и об их семьях и в-третьих, — эффективная работа собственной службы безопасности».

О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Раньше случалось, что офицеры из армейских частей военной разведки проявляли желание перевестись на службу в СБУ. Однако в «верхах» не признавали и не признают конкуренции между разведками СБУ и МО. Неизменно негативным остается и отношение двух спецслужб к идеям их слияния — ведь размежевание заданий внешних разведок связано со специфическими потребностями потребителей. Какими бы на самом деле ни были взгляды «бойцов невидимого фронта» на свое будущее, рядового гражданина страны-налогоплательщика в дальнейшем должно интересовать упрочение демократического контроля над их деятельностью. Пока система противовесов в жизни спецслужб «висит» только на исполнительной ветви власти. Закон о внешней разведке Украины, разговоры о необходимости которого ведутся уже не первый год, и до сих пор не принят. Проект закона, однако, уже существует. Хотя нынче никто не в силах с уверенностью сказать, не захочет ли обновленный парламент внести в его содержание принципиальные изменения. Например, влиять на назначение руководителей разведслужб или следить за использованием средств. Так что золотую середину между эффективным контролем за работой спецслужб и их исправной деятельностью в Украине предстоит еще найти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать