Синдром потерянного иммунитета
В последний пленарный день своей работы, 4 апреля, действующие депутаты Верховной Рады преподнесли сюрприз «братьям меньшим» — отменили неприкосновенность депутатов местных советов. Правда, точнее будет сказать — несколько изменили процедуру привлечения местных депутатов к ответственности. Так, согласно принятому закону, дело против депутатов местного совета может быть возбуждено Генеральным прокурором Украины, его заместителем, прокурорами Крыма, областей, Киева и Севастополя. Мера пресечения в виде взятия под стражу или домашний арест может быть применена против депутата исключительно в судебном порядке.
Министр внутренних дел Юрий Луценко, неоднократно пенявший на «связанные» депутатской неприкосновенностью руки правоохранителей, сразу же поспешил поздравить с принятием закона и коллег, и органы прокуратуры, и всех 296 народных депутатов, голосовавших за это решение. Последних он поздравил телеграммой. Впрочем, в интервью, раздаваемых по случаю «знаменательного события, которого долго ожидала правоохранительная система Украины», министр не забывал оговариваться, что неприкосновенность отменена лишь наполовину и что в большей степени ответственность за наказание преступивших закон лежит на прокуратуре и судах. «Все они (местные депутаты) будут почти равными перед законом, и если не подведет прокурорская и судебная система, то могут произойти быстрые оперативные действия», — подчеркнул глава МВД.
На местах же, хоть и приветствуют (по крайней мере, на словах) решение парламента, о чем свидетельствуют и нижеприведенные комментарии, в то же время отмечают, что оно запоздало. Поскольку в местные советы по спискам партий и блоков уже прошло немало соблазненных неприкосновенностью личностей с нечистыми руками и совестью.
Как расценивают «подарок» старших коллег новоизбранные депутаты местных советов? И поможет ли отмена неприкосновенности органам милиции и прокуратуры эффективнее бороться с преступностью? Об этом и тех и других спрашивали корреспонденты «Дня» в регионах.
Сергей КУНИЦЫН , депутат Верховной Рады Крыма:
— К сожалению, мы упорно сопротивляемся тому, чтобы учиться на собственных ошибках. В средине 90-х годов депутаты крымской Верховной Рады уже были один раз защищены депутатской неприкосновенностью, это привело тогда к криминализации всего общества. Казалось бы, что этого случая достаточно, чтобы никогда больше не предоставлять право неприкосновенности депутатам местных советов, однако депутаты Верховной Рады решили снова «поиграть» в неприкосновенность, хотя с самого начала было понятно, что это решение неправильное и должно быть отменено.
Оно уже привело к печальным последствиям. В депутаты разных уровней ринулись люди, стремящиеся прикрыться в своих делах правом неприкосновенности и использовать ее для лоббирования своего бизнеса. Дело довершила пропорциональная система выборов, о которой мы с самого начала говорили, что она не должна применяться на местном уровне. Ведь криминалитет получил идеальную возможность «спрятаться» в списках, и, голосуя за партию, люди иногда понятия не имели, кто в списке. А если бы известные всем «авторитеты» шли на выборы по мажоритарной системе, кто бы за них голосовал? Я думаю, что в таком случае многие даже бы не рискнули выставлять свои кандидатуры. Эти две ошибки народных депутатов дорого обошлись обществу — значительно снижен уровень и качество избранных местных советов, что еще несколько лет будет давать о себе знать.
В период выборов некоторые недобросовестные политические силы, понимая, что избиратели осуждают наличие депутатской неприкосновенности, картинно объявляли, что они, мол, отказываются от права на неприкосновенность, некоторые даже писали соответствующие заявления. Хотя это был откровенный обман избирателя, ведь такой «добровольный отказ» не влек за собой никаких правовых последствий, а норма закона о неприкосновенности все равно распространялась даже на «отказавшихся» от нее депутатов.
Надеясь на депутатскую неприкосновенность, криминальные круги развернули в Крыму настоящую войну за власть, поэтому в республике возобновились политические убийства. Кроме Анатолия Симоненко, фактически избранного главой Мирновского поссовета Сакского района, был зверски убит кандидат в депутаты Феодосийского горсовета и Верховной Рады Крыма Николай Барышев. При невыясненных обстоятельствах погибла ректор Симферопольского института экономики и права Наталья Панова. У нас есть основания считать, что криминал сегодня в Крыму пытается подмять под себя официальные органы власти, и то утверждение, которое бытует, что в Крыму победила криминальная революция, не лишено оснований. Нам хотят опять навязать Крым середины 90-х, когда полуостровом правили бандиты, а власть ездила на бандитские «сходняки».
Я думаю, что даже не нужно задаваться вопросом, стоило ли отменять депутатскую неприкосновенность, потому что каждому понятно, что ее введение было большой политической ошибкой. Теперь следует действовать в правовом поле так же твердо и последовательно, как и тогда, когда крымские ОПГ были разгромлены. В результате ошибки парламентариев с законом о депутатской неприкосновенности банды сейчас пытаются возродиться, и дело чести правоохранительных органов автономии, Президента страны, руководства Крыма обратить особое внимание на ситуацию на полуострове и исправить тот провал, к которому привело это необдуманное решение парламентариев.
ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
Игорь БОГАТЫРЕВ , новоизбранный депутат Дергачевского городского совета (Харьковская область):
— В принципе, я против неприкосновенности, ведь чего депутату бояться, если он честный человек? Неприкосновенность порождает возможности для хищения, для лазеек, в которых депутаты-преступники скрываются от закона. И таких сейчас немало. За свою судьбу с принятием этого закона я не беспокоюсь. Конечно, против незащищенного депутата могут устроить провокацию, но рано или поздно правда откроется. Возможно, надо было сделать так, чтобы депутат имел какие-то защищающие его полномочия во время непосредственного исполнения депутатских обязанностей, например, во время каких-то своих расследований. Все остальное время депутат должен быть, как и все остальные члены общества, равен перед законом. В то же время я скептически отношусь к развязанным рукам правоохранительных органов в отношении депутатов. Ведь именно им выгоднее всего, чтобы преступность была, чтобы им приносили деньги на откуп. Принятие закона только добавляет им больше возможностей «заработать» деньги, так как в реальности все отлично знают, кто и чем на местах занимается, кто и как ворует, у кого честный капитал, а у кого не очень. Если бы человека хотели привлечь к ответственности, то нашли бы быстро и доказательства, и способы.
Думаю, что особенно процент раскрываемости преступлений не увеличится. Те, кто лишается депутатской неприкосновенности и может попасть под карающий меч правосудия, уже позаботились о «дружбе» с правоохранительными органами. На уголовную ответственность депутатов в случае совершения ими преступления можно будет надеяться лишь тогда, когда наши суды и прокуратуры станут неподкупными. Были же ведь такие случаи, когда на местах районная прокуратура «раскручивала» дело, а Генеральная — закрывала. Намного проще посадить мужика, укравшего мешок картошки, чем того, кто, украв завод, заранее позаботился о своей безопасности.
Николай ВОРОНА , депутат Хмельницкого областного совета:
— Так совпало по времени, что в один день получил две новости. Первая — о том, что мои полномочия депутата областного совета продлятся. Вторая — об отмене неприкосновенности депутатов местных советов. Я искреннее морально удовлетворен как первой, так и второй новостями. Потому что наконец будет положен конец разным предположениям, что в местные советы идут только чтобы закрыться мандатом от возможной уголовной ответственности. Что и говорить, такое мнение о некоторых лицах будет бытовать в народе. Об этом много говорилось и писалось в период, когда партии и блоки составляли списки кандидатов в депутаты.
Жаль только, что парламентарии проголосовали за этот закон только тогда, когда наши избиратели сказали свое слово. Однако, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Может, когда-то и о себе не забудут.
Лично я избрался впервые депутатом областного совета на мажоритарном округе еще тогда, когда о неприкосновенности речи не было. Этот закон был принят позже. Значит, избирался, чтобы делать полезные для общества дела. Хотя, наверное, не все идут в депутаты с такими намерениями. Ведь депутатам Хмельницкого областного совета приходилось рассматривать вопросы о согласии на привлечение к уголовной ответственности некоторых наших коллег. Аргументы и факты прокурора производили на них незабываемое впечатление, однако всегда большинством голосов «своих» в руки Фемиды не отдавали. «Срабатывали» обычные и в определенной мере понятные чувства корпоративной солидарности...
Александр ЖУПАНОВ , депутат Винницкого городского совета от «Нашей Украины»:
— Я это решение воспринял положительно. Я также депутат двух предыдущих созывов и никогда не пользовался правом неприкосновенности. Как работал раньше, так буду и теперь. Так и должно быть, чтобы и депутат, и избиратель были в одинаковых условиях.
Тамара КРИВОВЯЗ , депутат Винницкого городского совета от Партии регионов:
— Избиратели выбирают депутата, видя в нем законотворца, защитника человеческих прав, поэтому отмена неприкосновенности — решение справедливое. Более того, свято верю, что депутаты нового созыва шли на выборы не для того, чтобы получить иммунитет неприкосновенности. Но это решение все- таки необходимо было применить для депутатов всех уровней.
Андрей РЕВА , депутат Винницкого городского совета от СПУ:
— Я очень доволен этим решением. Мне нравится, что теперь возбудить дело против депутата местного совета может только генеральный прокурор или прокуроры областей, и на самих депутатов местных советов не будут перекладывать эту ответственность, что я наблюдал в предыдущих созывах. Вообще в этом решении нуждалось время и общество. Если говорить о равенстве всех перед законом, то это абсолютно правильное решение, но если учитывать, что депутат — это не просто гражданин, а человек, который представляет избирателей, то он должен иметь определенные гарантии, что с ним, в случае чего, просто так не расправятся.
Андрей СТЕЦЬКИВ , депутат Львовского горсовета:
— Если бы решение Верховной Рады о снятии неприкосновенности с депутатов местных советов было принято раньше, то однозначно мы бы получили более качественный депутатский состав. Не будем лукавить, многие бросились в борьбу за депутатский мандат не в стремлении честно и открыто работать, а в желании защитить себя или свой бизнес, или скрывая свои неблаговидные поступки. А в органы местного самоуправления должны прийти люди высоких моральных качеств, потому что увеличенные полномочия местных советов предоставляют право распределения бюджетных денег и еще многого «интересного» для людей корыстных. И именно возможность быть привлеченным к уголовной ответственности может воспрепятствовать нечестности и взяточничеству, недостойным поступкам. Уже сейчас возобновлены в области дела сразу относительно 20—25 депутатов местного самоуправления. Так и должно быть: нарушил закон — отвечай.
На мой взгляд, это цивилизованное решение должно стать толчком к дальнейшим шагам — снятию неприкосновенности с депутатов Верховной Рады и реформы судопроизводства. Мы часто принимаем за образец европейское сообщество, а там депутат является неприкосновенным в стенах парламента и непосредственно при исполнении своих депутатских обязанностей. Вне этого — все его обязанности и права, отмеченные конституцией, не должны содержать ничего, что нужно скрывать. Или ты депутат — лицо публичное и открытое, или выбирай для себя другой путь.
Еще в прошлом году народные избранники Львовщины одними из первых в Украине прилагали усилия к тому, чтобы причастные к фальсификациям во время президентской кампании ответили перед законом. Тогда они создали прецедент, дав разрешение на привлечение к уголовной ответственности бывшего начальника областного управления внутренних дел Олега Сала. Местные депутаты, пикеты общественных активистов также неоднократно призывали парламент к снятию неприкосновенности. И вот наконец после выборов это произошло, хотя несколько поздно.
Игорь МАРШАЛОК , депутат Дублянского городского совета Жолковского района на Львовщине:
— Такого безумного ажиотажа, какой был в этом году на выборах в местный совет, еще не было. На место главы поселкового совета претендовало до 10 лиц. До некоторой степени это понятно — в селе это едва ли не единственная оплачиваемая должность, а тут еще и депутатская неприкосновенность! Люди знали, что они могут получить рычаги и серьезное влияние на распределение, распродажу земельных участков, а земля вокруг Львова дорого стоит. И поэтому, когда пришло известие о снятии депутатской неприкосновенности с депутатов местных советов, чего греха таить — кое-кто задумался, а кое-кто облегчено вздохнул, потому что, возможно, это снимет в какой-то степени часть напряжения при разрешении жизненно важных для крестьян вопросов. Конечно, для людей нечестных это не станет панацеей, однако заставит многих действовать в рамках закона.
Для меня было странно, что на последнем заседании областного совета депутаты отклонили представление областной прокуратуры сразу на пятерых районных депутатов, сельских чиновников, которые занимались взяточничеством и злоупотребляли служебным положением, мол, суммы мизерные… Поэтому, конечно, положительно отношусь к снятию депутатской неприкосновенности не только для депутатов «звеном ниже», а для всех. Хотя понимаю, что для этого нужно время, необходимо сделать соответствующие изменения в Конституции. Но сделать это нужно. Ради Украины, ее народа, нашего международного статуса.
Наталья МАКСИМЕЦ , депутат Луганского городского совета нового созыва:
— В депутаты я попала по спискам КПУ — политической силы, которая не один год выступала за отмену депутатской неприкосновенности. Человеку, занимающему активную гражданскую позицию, неприкосновенность не нужна — он ведь всегда на виду, любая власть побоится что-либо незаконное предпринять против него. На протяжении многих лет по поводу целесообразности такого рода преференции велись активные дискуссии. Одни политики громогласно поддерживали этот институт, а втихую попросту делали «темные» дела: скупали землю, недоплачивая в бюджет налоги, аккумулировали за копейки активы наиболее перспективных государственных предприятий. Все это не мешало им де-юре быть в оппозиции против «режима Кучмы». Когда они сами захотели стать представителями новой, «демократической» власти, то сразу на своих политических знаменах изобразили требование отменить статус неприкосновенности для всех «слуг народа». Мы видим, что от деклараций народные депутаты ныне перешли к делу, но почему-то решили начать не с себя, «любимых», а с депутатов местных уровней. Такая избирательность чревата, ведь иммунитет необходим как раз там, где выразители интересов территориальной общины пришли не за дальнейшими благами, а действительно решать проблемы конкретных населенных пунктов. Лично мне бояться нечего из-за такого «подарка» Верховной Рады. Я пошла во власть за тем, чтобы иметь больше инструментов влияния на жизнь родного города, стремясь сделать ее лучше именно для простых обывателей. Безнаказанности избранных больше не будет, и это — свершившийся факт! По моему мнению, коллеги по депутатству станут бояться не милиции, а постепенно начнут считаться с действующим законодательством или же оригинальничать в ухищрениях — третьего попросту не дано...
Борис КОЛЕСНИКОВ , председатель Донецкого областного совета:
— Во-первых, депутатской неприкосновенности как таковой, нет и не было, а был особый порядок привлечения депутатов местных советов к уголовной ответственности. С его помощью депутаты могли хоть как-то защититься от милицейско- прокурорской банды, которая правит страной почти 90 лет. Проблема не в депутатской неприкосновенности, а в коррумпированности и мафиозности людей в погонах. Вот кто действительно имеет неприкосновенность, так это генеральская верхушка силовых ведомств.
Игорь ЖИТИНСКИЙ , секретарь Донецкого обкома КПУ, избран депутатом Донецкого областного совета:
— Если бы у нас было цивилизованное общество, я был бы двумя руками за отмену депутатской неприкосновенности. Однако в наших условиях еще не известно, хорошо это или плохо. Просто мы не знаем, кто дорвется до власти и кто будет назначать своих преемников на руководящие посты в области. Может получиться палка о двух концах. Ведь ни для кого не секрет, что наши правоохранители, как флюгер: куда ветер дует, туда и поворачиваются, кто находится у власти, под того и работают. И если к власти придет криминалитет, то не факт, что милиция в угоду ему не начнет «мочить» оппонентов.
Хотя, конечно, с моей точки зрения, в этом решении ВР больше положительных моментов, чем отрицательных. Это все же повысит ответственность депутатов за все, что они будут делать, и за все решения, которые они будут принимать.
МИЛИЦИИ РАЗВЯЗАЛИ РУКИ ТОЛЬКО НА 40%
Николай КАРЯКА , начальник Луганского городского управления УМВД Украины в Луганской области:
— Как действующий полковник украинской милиции могу сказать: с отменой неприкосновенности для местных депутатов 250 тысяч наших соотечественников еще больше станут уважать законы. Для меня очевидно одно — все без исключения граждане Украины равны в вопросе их соблюдения, будь-то слесарь или парламентарий. В их жизненном статусе есть различия, и они довольно существенные, но оба несут одинаковую ответственность в юридическом плане. Важно другое: сумеют ли правоохранители квалифицированно доказать вину человека, обнаружив состав преступления в его деяниях или нет. Налогоплательщики требуют от нас стоять на страже закона, не более того. Поэтому никакого политического подтекста в последнем решении народных депутатов, дескать, органам развязали руки, искать не стоит. Разговоры о том, что сейчас в областных управлениях МВД и облпрокуратурах будут создаваться совместные группы, которые займутся ревизией уголовных дел, возбужденных в отношении депутатов, — ни что иное, как обычная поствыборная риторика. Со всей ответственностью заявляю — ничего такого не будет! Милиция призвана охранять человека от посягательств на его права и свободу, ничем другим она заниматься не будет, как бы и кто этого не хотел. В правовом государстве никто из представителей правоохранительных органов не в праве заниматься своеволием. Об этом сказано в Конституции, так считает и нынешний ее гарант Виктор Ющенко. На эту должность меня назначил именно он, поэтому я буду неукоснительно выполнять волю Президента.
Виктор ШЕМЧУК , прокурор Автономной Республики Крым:
— Если бы депутатская неприкосновенность не была введена даже на такое короткое время, то и качество избранных советов было бы выше и, возможно, не погибли бы крымские кандидаты в депутаты Анатолий Симоненко и Николай Барышев. Уверен, что правоохранительные органы приветствуют то, что Верховная Рада Украины отменила неприкосновенность депутатов местных советов, потому что теперь законность будет крепче, а нам и нашим коллегам будет легче привлекать к ответу виновных в различных правонарушениях, в том числе и в совершении преступлений.
Это решение парламента Украины позволяет нам работать в правовом поле, не делая ни для кого исключения. Так, сегодня уже в поле зрения прокуратуры находится 31 депутат советов. Они будут привлечены согласно закону к ответственности за коррупцию, взяточничество, превышение служебных полномочий, а также за злоупотребления в земельной сфере. Раньше, до отмены неприкосновенности, по всем этим делам мы ходили с представлениями в поселковые советы, горсоветы и Верховный Совет Крыма, просили разрешения на привлечение их к ответственности, но, хотя нарушения были очевидными, депутаты далеко не всегда давали согласие. И многие депутаты, совершившие правонарушения, оставались безнаказанными. Это развращало общество. Так, из 31 случая мы получили согласие на привлечение к ответственности только семерых депутатов.
В производстве прокуратуры есть дела, которые хранятся в архивах на протяжении последних лет. Мы будем подходить осторожно, ведь отмена неприкосновенности не значит, что завтра мы будем задерживать этих людей. Будем поступать только по закону, но уйти от ответственности не удастся никому. Так уголовное дело, которое в свое время было возбуждено в отношении мэра Ялты Сергея Брайко по нарушениям в земельной сфере, будет повторно изучено. Оно было прекращено, поскольку депутаты Ялтинского горсовета не согласились с привлечением мэра к уголовной ответственности. Какое это будет решение, я не готов еще сегодня сказать, но то, что на это решение не давит никто, кроме закона, мы воспринимаем как возобновление правовой справедливости.
Задержаны также подозреваемые в совершении убийства победителя выборов головы в поселке Мирный Сакского района. Им инкриминируется преступление, предусмотренное статьей 115 Уголовного кодекса Украины. В настоящее время дело находится в производстве прокуратуры Крыма. Сегодня понятно, что смерть Симоненко связана с его деятельностью как кандидата на должность поселкового главы. Следствие показывает, что его заказали конкуренты.
Я полагаю, что этот урок, а также урок Крыма средины 90-х годов, когда именно депутатская неприкосновенность стала одной из причин разгула местных ОПГ, должен быть хорошо усвоен нашими законодателями. И в нашей стране больше не будет попыток введения депутатской неприкосновенности.
Василий ДРЕМЛЮГА , начальник областного управления УМВД Украины в Винницкой области:
— Принятие закона об отмене неприкосновенности депутатов местных советов я воспринимаю двояко. С одной стороны, есть определенные уступки, а с другой — ничего не изменилось. Если говорить о предварительных мерах или мерах пресечения, как, например, задержание, то, конечно, милиция здесь получила определенную свободу по отношению к депутатам, которые вдруг переступят границу закона. Но где-то на 60% они все-таки остались защищенными. В том плане, что вопрос возбуждения, например, уголовного дела — это компетенция прокуратуры, а в некоторых случаях и суда. По большому счету, эти люди (депутаты местных советов) остаются в том же статусе, в котором были и раньше.
Иван МЕЛЬНИЧУК , прокурор Хмельницкой области:
— Только на протяжении последних шести месяцев органами прокуратуры Хмельницкой области возбуждено 26 уголовных дел относительно депутатов районных, поселковых, сельских советов. За мошенничество с финансовыми ресурсами, злоупотребление служебным положением, грубые нарушения законодательства о труде, преднамеренное уклонение от уплаты налогов и тому подобное. В соответствии с изменениями к Закону Украины «О статусе депутатов местных советов», на привлечение «слуги народа» к уголовной ответственности, его арест или применение к нему мер административного взыскания нужно получить согласие местного совета по представлению прокурора. Только в одном из этих 26 дел относительно депутата сельского совета получено такое согласие.
Решение об отказе совета преимущественно принимают без надлежащей мотивации. Пример: депутат Волочисского райсовета, находясь на должности председателя правления агропредприятия, путем подделки документов незаконно получил 181 тысячу гривен кредита и не вернул эти деньги. К сожалению, депутаты «пожалели» своего коллегу. Поддерживаю позицию парламентариев, которые, отменив неприкосновенность, в то же время предусмотрели взвешенный подход к депутатам местных советов. А именно: дела относительно них должен возбуждать только прокурор области.
Однозначно: после того как изменения к закону о неприкосновенности вступят в силу, дадим, как говорят, ход ранее возбужденным делам. При условии, что перед законом все равны, борьба с преступностью, правонарушениями будет более эффективной. Теперь депутаты сами будут показывать пример законопослушности всем гражданам.
Выпуск газеты №:
№59, (2006)Section
Подробности