Перейти к основному содержанию

Смерть по собственному желанию

Эвтаназию можно обсуждать после создания нормальной медицины
04 апреля, 00:00

Не обошла волна обсуждения проблемы легализации эвтаназии и Украину, вызвав при этом также весьма противоречивые мнения. «День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать возможное внедрение практики эвтаназии в нашей стране с точки зрения рациональных, этических и социальных аспектов проблемы.

Михаил САЛЮТА, заведующий кафедрой социальной медицины Медицинского института Ассоциации народной медицины:

— На мой взгляд, общественность не готова к легализации эвтаназии. Мы скорее всего не сможем справиться с проблемой использования эвтаназии в корыстных, даже можно сказать злых целях. Под ней, возможно, легко будет скрыть нехорошие вещи. Поэтому сначала необходимо навести порядок в здравоохранении в целом. Врач должен соблюдать клятву Гиппократа до конца. Но если подойти к этой проблеме философски, то можно расценивать эвтаназию как форму помощи человеку, когда он испытывает физические муки. В медицине есть такое понятие, как «указание на разрушение», которое якобы получает от нервной системы умирающий организм. И предотвратить это разрушение врачи уже не в силах: в то время, пока они спасают одну систему, другая разрушается и т.д. Вообще, человеческое общество, по сути, — закрытая система, и в условиях стремительного увеличения количества людей на Земле, человечество рано или поздно будет вынуждено принять меры для регулирования процесса. Но это вопрос для обсуждения в научных кругах, а не в широкой общественности.

Юрий ПАВЛЕНКО, доктор философских наук:

— Существует религиозный и сиккулярный подходы к эвтаназии. С точки зрения большинства религий, хотя есть и исключения, самоубийство человека при любых раскладах — грех, поскольку ему дал жизнь Бог, и только Бог может решать, когда человеку умереть. Из сиккулярной же традиции следует, что человек сам вершитель своей судьбы и имеет право самостоятельно определять, когда ему уйти из жизни. В Древнем Риме, к примеру, считалось, что если человек болен и пользы больше никому приносить не может, он по представлению образованных римлян, не только имеет право, но даже должен покончить с собой. Обычно это происходило очень красиво: человек приглашал своих друзей, устраивал пир, откровенно высказывал, все, что о них думает, выслушивал мнения о себе, прощался со всеми, после чего погружался в теплую ванну и вскрывал себе вены. В современном западном мире основная масса людей, конечно, сиккулярны по своему сознанию. Хотя большинство политиков, дабы не портить отношения с церковью, придерживаются религиозной традиции. В православной, как во всякой христианской традиции, самоубийство всегда осуждалось. В массовом сознании к самоубийцам относились с сочувствием, хотя это никогда не одобрялось. Сейчас у нас царит полный мировоззренческий хаос. Люди искренне верующие и те, кто изображает из себя верующих, вероятно выступят против легализации эвтаназии. Но поскольку большинство людей с сиккулярным сознанием, они скорее всего согласятся с правом неизлечимо больного уйти из жизни, не подвергаться мучениям и не доставлять неприятностей окружающим.

Александр БЕЛЫЙ, ведущий научный сотрудник Института геронтологии Академии медицинских наук Украины:

— Конечно бывают случаи, когда такая мера действительно необходима. Но я все-таки считаю, что еще не время говорить о легализации эвтаназии в нашей стране. В Голландии медицинское обслуживание и качество жизни вообще находится на таком высоком уровне, что по настоящему безнадежных случаев не так уж и много. В Украине же, по моему мнению, будет очень много желающих свести счеты с жизнью. Так как ввиду несовершенства социальной и, в том числе, медицинской системы надежда на лучшее умирает еще задолго до наступления реально безнадежных обстоятельств. Я считаю, что прежде всего мы должны стремиться создать надлежащие условия жизни, а также максимально расширить возможности медицины. Лишь после этого разговор о легализации эвтаназии будет уместен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать