Перейти к основному содержанию

Смертельно опасный популизм

Новая серия триллера «Режим пропусков» началась. Как сделать финал этой истории успешным?
24 июня, 10:15

На прошлой неделе Служба безопасности Украины презентовала обновленный Временный порядок въезда на неконтролированную территорию и выезда из нее. Над документом стражи порядка работали вместе с общественными активистами. В новых правилах учли почти все требования общественности: в частности, облегчили пересечение линии разграничения для детей, отменили пропуски для автомобилей. Но также ввели норму, которую не обсуждали с активистами и которая нивелировала все достижения: запретили автобусное соединение.

«НЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛОКАДА, А КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА»

В настоящее время линию разграничения можно пересечь только на личном автомобиле или на такси. Очереди на контрольно-пропускных пунктах выросли до космических масштабов: одно дело — за один раз проверить 30 человек в автобусе, другое — проверить то же количество людей в шести автомобилях. Также есть существенные ограничения ввоза продуктов питания и медикаментов.

«Мне не нравится политика двойных стандартов со стороны государства, — говорит юрист и общественный деятель родом из Донецка Богдан Чумак. — Часть правительственных чиновников зарабатывает на контрабанде благодаря такому пропускному режиму. Из-за него погибают люди. Во время бомбардировок у них сгорают документы, и они не могут выехать и спастись. Фактически, мы не можем определиться: Донбасс наш или не наш». Родные Богдана вынуждены по 13—14 часов стоять на блокпостах и платить безумные взятки за пропуски. Впрочем, юрист замечает, что режим пропусков — только верхушка айсберга. «Большой вопрос относительно так называемой экономической блокады и того, кто на ней зарабатывает. Интернет завален видео, как из оккупированных территорий двигаются вагоны с углем. Одновременно, в некоторых городах, подконтрольных боевикам, ситуация приближается к голоду. Это — не экономическая блокада, а коррупционная схема».

На днях общественные организации востока Украины организовали митинг на Майдане Независимости в Киеве по поводу обновленного порядка пересечения линии разграничения. Люди требовали отменить запрещение автобусного соединения, увеличить пропускную способность КПВВ (контрольных пунктов въезда — выезда), облегчить провоз через линию разграничения лекарств и товаров первой необходимости.

МЫ ИМЕЕМ МНОГО СПЕКУЛЯЦИЙ, КОТОРЫЕ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ РОССИЙСКИЕ СМИ

Напомним обнародованное недавно в СМИ сообщение о том, что Украина ежесуточно завозит 15—20 тыс. тонн угля из оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей. Об этом сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин. Министр напомнил, что цена угля составляет 1100 грн за тонну. Уголь закупается исключительно у предприятий, перерегистрированных на подконтрольной Украине территории. Стоит сказать, у того, кто находился на оккупированной территории и приблизительно представляет ситуацию там, возникнет закономерный вопрос: как предприятия могут вообще работать в блокаде? Действительно, по факту никакой блокады нет. Предприятия, которые имеют счета в украинских банках, технически имеют возможность и принимать деньги на свой счет, и рассчитываться с налогами. Об этом знают и боевики, которые давно положили глаз на стратегические угледобывающие предприятия, затрагивая вопрос их «национализации». Чем это может закончиться для боевиков? Тем, что Украина просто будет напрямую покупать уголь из России.

КИЕВ. МАЙДАН НЕЗАЛЕЖНОСТИ. 22 ИЮНЯ 2015 г.

 

Сейчас мы имеем много спекуляций с определением слова «блокада», которая умело используется пророссийскими СМИ для внушения ассоциации с «блокадным Ленинградом», а украинцев — с фашистами. С другой стороны, логика «блокировать» Донбасс, но при этом не блокировать Россию, странная. Люди все равно ездят в свои жилища на оккупированных территориях, но через Россию (несколько раз переплачивая). Точно так же, как и провоз товаров может осуществляться через российскую границу. Донбасс по факту не заблокирован, но об этом объявлено. Путей обхода «блокады» множество. И большинство из них пролегает через Россию и карманы тех, кто отвечает за контроль линии разграничения. Фактически мы просто имеем фон для коррупционной составляющей с очередями на границах и блокпостах. Коллаборационизм с боевиками зато продолжает процветать. Это двойной подход, который только оголяет сложность ситуации и требует всячески деполитизировать эту тему.

НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ?

Режим пропусков может быть основанием для обращений в Европейский суд по правам человека. «Есть вопрос по поводу того, насколько правомерный со стороны нашего законодательства порядок пересечения линии разграничения вообще. Согласно статье 64 Конституции Украины, любые ограничения в правах должны вводиться в условиях военного или чрезвычайного положения. У нас нет ни того, ни другого», — комментирует руководитель общественной организации «Луганская правозащитная группа» Наталья Целовальниченко.

Правозащитница рассказывает, что люди вынуждены идти до КПВВ 20 километров пешком. Кое-кто при таких условиях выезжает из оккупированной территории через Россию. Наталья Целовальниченко добавляет: «На неподконтрольные Украине территории запретили ввозить продукты и медикаменты как товары. Только на личном транспорте — и то есть ограничения относительно того, на какую сумму продукты можно ввозить. Или украинские товары могут поступать на неподконтрольные территории в виде гуманитарной помощи. Но практически никто из жителей этих территорий не получал такую «гуманитарку». Украина выталкивает неподконтрольные ей населенные пункты из своего состава».

Жители Донецкой и Луганской областей должны пересекать линию разграничения только на основании украинского паспорта, считает Наталья Целовальниченко. Правозащитница считает: «Повлиять на порядок пересечения линии разграничения могут РНБО и Президент Украины. Они напрямую влияют на принятие решений в этой сфере. СБУ, по сути, — только исполнитель, который закрепляет политическую волю, продиктованную сверху».

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ СИСТЕМУ

Требования активистов относительно изменений в правилах пересечения линии разграничения и средства их достижения сформулировал главный координатор общественной организации «Донбасс SOS» Александр ГОРБАТКО:

— Первое наше требование — отменить пункт 1.6 нового «Временного порядка пересечения линии разграничения» о запрещении автобусного соединения. Мы должны наладить как можно больше связей между контролируемой и неконтролированной Украиной территориями. Мы должны обмениваться информацией, чтобы люди видели: нет никакой «киевской хунты»,  на свободной территории Украины можно получать пенсии, покупать продукты и тому подобное.

Нужно срочно увеличить количество дорожных полос и пограничников на КПВВ, чтобы как можно быстрее пропускать транспортные средства. Также нужно бороться с коррупцией на блокпостах и с продажей пропусков.

Необходимо создать условия, чтобы каждый мог легко подать документы и узнать, готов ли пропуск. Сегодня люди на неконтролированной территории сталкиваются с серьезными проблемами с подачей документов. Электронная система не работает, а отвезти документы на КПВВ или блокпост — это куча усилий. На номера, куда нужно звонить по телефону, чтобы узнать о готовности пропуска, люди дозваниваются месяцами. Нужно увеличить количество линий или операторов, автоматизировать этот процесс.

Также нужно наладить систему публичного оповещения относительно изменений в порядке пересечения линии разграничения. Для многих эти правила непонятны. Действительно, человеку, который не подкован юридически, сложно разобраться в этих вопросах.

Почти все пункты, разработанные рабочей группой при СБУ, в состав которой я вхожу, внедрили: и упрощенную систему пересечения для несовершеннолетних, и облегчение режима для личных транспортных средств и тому подобное. Но запрещение автобусных перевозок нивелирует эти достижения. К тому же, силовые структуры, которые контролируют выполнение порядка пересечения, иногда не информированы об изменениях и не выпускают детей или требуют пропуск на авто.

В рабочей группе мы даже не обсуждали запрещение автобусных перевозок. Представители СБУ сказали, что не обязаны обсуждать это с нами, и указания относительно этих пунктов пришли сверху. Рабочая группа продолжает работать, на днях будет следующее ее заседание. Но появился холодок в общении с силовиками. Думаю, среди причин — увольнение с должности главы СБУ Валентина Наливайченко, потому что он непосредственно инициировал создание рабочей группы, подталкивал ее к действиям. Мы знаем, как решить проблемы с режимом пропусков, и обращаемся со своими предложениями к Президенту Украины, временно исполняющего обязанности главы СБУ, главе СНБО. Все реально решить, если заниматься этим делом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать