Соборная Украина: реалии настоящего или отработанная метафора?
(Рефлексии на научные дискуссии)Молю вас, благаю!»
Т. Шевченко. «І мертвим, і живим...»)
Вскоре, в 2006 году, граждане Украины будут отмечать 15-ю годовщину независимости нашего государства. В связи с этим Институт истории Украины Национальной академии наук совместно с Донецким национальным университетом, Переяслав-Хмельницким государственным университетом им. Г. Сковороды, Черкасским национальным университетом им. Б. Хмельницкого и Прикарпатским государственным университетом им. В. Стефаника начали научно-методологический проект «Украина соборная», получивший поддержку правительства государства.
Целью проекта является объединение усилий ученых — философов и психологов, филологов и литературоведов, социологов и правоведов и, в первую очередь, историков (ведь это их замысел!) — для проведения совместных исследований по этой необъятной научной проблеме — «Украина соборная». Соборность, как совершенно историческое явление и фактор сегодняшней Украины, имеет четко украинское происхождение, а корни ее уходят в историческую почву вплоть до средневековья, к тому же имеет еще и разные содержательные измерения: этнонациональные, общественно-политические (в том числе и геополитические), духовно- культурные (ментальные), регионально-исторические и др.
В советское время само понятие «соборность» практически не употреблялось. А если и употреблялось, то лишь в негативном контексте и в тесной связи с деятельностью «буржуазно-националистических» и «антинародных сил», «предателей» всех уровней... Поэтому когда речь шла о западноукраинских землях, Северной Буковине, Придунайском крае и Закарпатье, употребляли только термин «воссоединение исторических украинских земель в границах единого государства».
Уже после образования суверенной Украины возник — и вполне закономерно! — вопрос о построении в пределах собранных («соборизованных») воедино украинских земель всеобъемлющей и полноценной соборной Украины. При этом говорилось и еще до сих пор говорится уже не об объединении земель и украинской людности в пределах единого государственного образования, а о создании соборности в сознании народа, о доминировании ее в духовно- культурном, языковом, психологическом, политическом, социально-общественном и вплоть до ментальных уровней бытия. Речь идет о ликвидации деструктивных и разрушительных для Украины последствий пребывания ее или ее регионов то под Россией, пытавшейся сделать Малороссию частью себя; то под Польшей, которая прибегала вплоть до политики этнической ассимиляции, скажем, на Волыни; то под Румынией, то под Австро-Венгрией и тому подобное. Все это, или точнее, уже только это оставило заметные раны-следы в исторической памяти и сознании народа, которые еще и по сей день проявляются в действиях и поведении наших сограждан. Вот почему стоит задача государственного значения: ликвидировать эти деструкции и вернуть народу Украины — украинцам и всем другим народам в ней сущим! — полноценное «чувство единой семьи» на уровне самоосознания. Консолидация украинского сообщества вместе с другими факторами может стать (а может и не стать, если не используем предоставленный нам историей шанс и не возьмемся все вместе за дело) заметным вкладом в строительство демократического, правового, гармоничного и процветающего общества в государстве Украина.
Реализация этого проекта началась с первой Международной научной конференции «Духовная ось Украины: Галичина — Надднепрянщина — Донетчина», который прошел в конце июня в Ивано-Франковске на базе Прикарпатского университета им. В. Стефаника. В ее работе участвовали 228 ученых, съехавшиеся в Ивано- Франковск со всех уголков Украины. Уже сам этот факт — свидетельство того, что проект «Украина соборная» имеет все основания быть успешным, а его тематическая направленность «подняла» большое количество ученых, зацепив их за «живое».
С приветствием к участникам конференции и пожеланиями успехов на этой ниве научных поисков обратились Президент Украины Л. Кучма, премьер-министр В. Янукович и председатель Верховной Рады В. Литвин, что свидетельствует о неординарности события.
На пленарных заседаниях и в секциях прошли плодотворные дискуссии об истории «собирания» украинских земель, этапах и вехах соборности, о проблемах державо- и нациотворения в Украине, исторической регионалистике, о национально-культурном и религиозном возрождении и проблемах национального, социально-общественного и конфессионального единства и соборности в современной Украине. Особое место занимала новелла о создании соборной украинской нации и роли в этом контексте коллективной (исторической) памяти и истории, писаной с позиций собственно титульной нации (так сказать, украиноцентричной истории, но вмонтированной в общецивилизационное пространство и время), о патриотизме и самоидентификации. Что касается последнего, заметим не совсем приятное: есть в Украине еще много тех, кто еще и по сей день считает, что его адресом является Советский Союз, то есть не определяет себя гражданином государства Украина...
По данным, приведенным заместителем министра образования и науки профессором В. Ткаченко, идентифицирующих себя гражданами уже несуществующего СССР в Украине более 10%, в том числе в Западной Украине — немногим больше 1%, в Центре — почти 8%, в Восточных районах — более 19%. Напомню, кстати, тем, кто забыл, — в ХIХ ст. у итальянцев также актуальным был лозунг: «Мы обрели Италию, теперь — мы творим итальянцев».
Впрочем, все это еще ждет тщательного научного анализа. Участники же конференции через научные исследования и дискуссии пытались найти пути к консолидации украинского сообщества, даже примирить исторических противников и, что особенно важно, ликвидировать противостояние по реке Збруч и выстроить духовный мост единения через него от Чопа до Тузлы, от Полесского края до Ялты, и громко сказать: «Соборность — это не затертая метафора, не надуманная проблема, это неотложное дело и задача современности, а сама проблема имеет не только научные признаки, но и сугубо гуманитарные, политические, социоэкономические, культурологические и так далее». Итак, заботиться о Соборной Украине во всех ее проявлениях — это дело не только ученых.
Логическим завершением работы конференции стал «круглый стол» на тему «Галичина и украинская идея». Подавляющее большинство ученых признали, что Галичина исторически выросла до роли украинского Пьемонта, но в современных условиях построить соборное — полноценное, консолидированное и всеобъемлющее соборное украинское государство — это дело всей Украины, всех ее граждан. Правда, ученые констатировали: путь этот тяжел и сложен, так как он осложнен социально-экономическими неурядицами, влияниями глобализации и ассимиляционными процессами, господством в нашем информационном пространстве чужих изданий, радио- и телеголосов, засильем псевдокультурного с признаками цинизма продукта, шатаниями Украины в разных внешнеполитических направлениях, наличием при власти «псевдоэлиты» да еще и отчетливо не проукраинской. Прибавим к этому заметное разочарование, а то и неверие, охватившие немалое количество наших сограждан... А о какой соборности думает украинец-заробитчанин?
И все же понимаем, что дорогу осилит только идущий.
«Є боротьба за долю України
Все інше — то велике мискоборство»
Л. Костенко. «Берестечко»
...К началу работы конференции прикарпатцы — выразительно деловые, но от этого не менее милые, гостеприимные, искренние и приветливые — издали не только первый выпуск сборника научных статей «Украина cоборная», но и подготовили эмблему «Украина cоборная». Ее автор — художник Петр Прокопив выполнил ее в национальных цветах; в центре эмблемы — берегиня Украины Оранта, слева — cимвол Галичины — Черная Галка, справа — герб войска Запорожского — казак с мушкетом. А еще они подали всей Украине сигнал: «Мы, галичане, за единую и соборно- консолидированную Украину. Мы — не сепаратисты. Мы с вами, украинцы, за нашу украинскую Украину». И все этот сигнал услышали. Следующая конференция «Украина соборная, духовная ось — Галичина — Надднепрянщина — Донетчина» планируется в Переяславе-Хмельницком.
И последнее. Ученые постоянно отмечали: этот проект носит сугубо научный характер. И отмечали так потому, чтобы не заполитизировать саму научную сущность проблемы. И это — верно. Однако, по мнению автора, это отнюдь не означает, что ученые не должны влиять или, по крайней мере, пытаться влиять на политиков, доносить до них научно взвешенные оценки событий и явлений, а то и, при необходимости, «поправлять» их. Беда (да еще и какая!), что большинство из них не хотят прислушиваться к голосу и мнению ученых. Однако это уже тема отдельного и серьезного разговора.
P.S. Еду домой, слышу голос Вакарчука и мелодию песни «Я їду додому...», которая так соответствует настроению и состоянию души, пишу эти заметки и мечтаю: я приехал домой, а там, в моем родном городе, в его центре, центральная площадь носит уже название не «Советская», а площадь Соборной Украины, что так отвечало бы историческому стремлению украинцев, которые сколько за нее боролись и сколько крови пролили. Так какие же аргументы еще нужны, чтобы наши местные (и не только наши) поняли: в наших городах лучшего названия (как вариант: Независимой Украины, Суверенной Украины) центральным площадям (или улицам, скверам, бульварам, но обязательно центральным) не стоит и искать.
Выпуск газеты №:
№120, (2004)Section
Подробности