Состав «корректоров» Конституции определен
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021008/4182-4-2_0.jpg)
— На мой взгляд, в этой комиссии слишком много представителей исполнительной власти. А я надеюсь, что в ней все-таки будут участвовать и оппозиционеры. Я веду переговоры с коммунистами и социалистами, чтобы их представители тоже вошли в эту комиссию. Потому что для того, чтобы деятельность ее была успешной, важно, чтобы все политические силы в ней участвовали.
Важно подчеркнуть, что эта комиссия не имеет никаких прав конституционной комиссии, и не надо ее рассматривать в этом контексте. Она имеет право только на рекомендации. Если вдруг в парламенте возникнет подобная парламентская конституционная комиссия из депутатов, которые имеют право голосовать по тому или иному закону, то я думаю, что наша комиссия будет тесно с ней сотрудничать. Одной из основных целей нашей комиссии является координация действий всех основных политических сил по проведению политической реформы, которая инициирована Президентом в выступлении 24 августа: нужно сделать так, чтобы все политики согласовали свои позиции с позициями экспертов, с представителями судебной власти, а также между собой. В том случае, когда не удастся достигнуть какого- то единого решения (а такое будет случаться, наверное, очень часто), я буду настаивать на том, чтобы каждая позиция, которая будет представлена на заседаниях в комиссии, была бы представлена и в СМИ. И чтобы представлял ее автор того или иного проекта. Это согласовывается с одной из основных задач комиссии, а именно: работа в условиях прозрачности, открытости и гласности и освещение ее в масс-медиа, в том числе и электронных. Это, безусловно, будет связано с очень актуальной сегодня проблемой свободы СМИ. Думаю, выход из сегодняшнего конфликта может быть только один — в СМИ, прежде всего, электронных, необходимо создать такие программы, как программа Познера на ОРТ или «Свобода слова» на НТВ в России, где каждая политическая структура может представить свою точку зрения, в частности, по вопросам политической реформы в условиях диалога, когда зритель сможет ознакомиться с плюсами и минусами той или иной позиции. Это и будет, на мой взгляд, адекватное освещение работы комиссии и всего хода подготовки политической реформы. Я думаю, что это вполне реально, единственное, что важно в наше время, — это чтобы работа по проведению политреформы не превращалась в своего рода агитпроп той или иной политической силы. И поэтому среди принципов, которые будут предлагаться на заседании комиссии, будет принцип — на заседаниях обсуждается только то, что непосредственно касается политической реформы и ничего другого, как бы актуальна ни была та или иная проблема. Я считаю это важным, потому что все проблемы, в том числе и политические, которые существуют в украинском обществе и приводят к достаточно острым политическим конфликтам, связаны с тем, что в нынешних условиях структура системы власти должна быть изменена, причем изменена радикально, превратившись из ориентированной на авторитарную систему в демократическую. Признание Президентом необходимости перехода к парламентской республике и пропорциональных выборов свидетельствуют о том, что требуются очень серьезные конституциональные изменения. И провести их необходимо не позже, чем за полтора года. Потому что через полтора года у нас начнется предвыборная президентская кампания, и к этому времени необходимо знать, какие будут полномочия у президента, парламента, правительства. Сроки очень сжатые.
Первый шаг, на мой взгляд, самый важный, и его следует обсуждать на первом же заседании комиссии (вероятно, в следующий понедельник) — это проблема пропорционального избирательного закона. Это, прежде всего, необходимо для того, чтобы потом проводить остальные реформы. Мы знаем, что последние выборы показали прямо противоположные результаты по «мажоритарке» и партийным спискам. Кроме того, это станет лакмусовой бумажкой, которая будет свидетельствовать о готовности всех сторон, в том числе и власти, к проведению на деле, а не на словах политической реформы. Что касается самого законодательства, то здесь выбор ограничен — это будет либо чистая «пропорционалка», либо нечто, напоминающее немецкую избирательную систему — два бюллетеня, предполагающие пропорциональные выборы и выборы по «мажоритарке», но по партийному признаку. Если все это согласовать с юристами, выяснить, какие тут могут быть трудности и как их преодолеть, то я думаю, что в ближайшее время этот законопроект может быть вынесен и успешно проголосован.
Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Выпуск газеты №:
№182, (2002)Section
Подробности