Перейти к основному содержанию

Советник Президента Владимир ЗУБАНОВ: «Россияне ошибаются, если думают, что могут что-то навязывать Януковичу и Украине»

24 января, 11:45
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Пан Владимир, как человек, приближенный к Виктору Януковичу, расскажите о своем виденье выхода из ситуации, и предлагали ли вы его президенту?

— В последнее время у меня были разные встречи по всей Украине. В конце декабря — во Львове, Хмельницком, Ривном. Все, что я видел, я написал и передал президенту. Посмотрю, каковой будет реакция.

Острейший вопрос, который необходимо решить уже сейчас, — возвращение к рассмотрению законов, принятых 16 января. Для этого необходимо собрать очередное или внеочередное заседание Верховной Рады и попробовать найти консенсус между представителями разных политических сил.

Вы говорите, что сначала следует отменить проголосованные ВРУ 16 января законы, но после того, как на Майдане пролилась кровь, есть погибшие, людей арестовывают, запугивают и так далее, то, понятно, что Майдан вряд ли согласится лишь на эту уступку со стороны власти. Возможно ли, по-вашему мнению, выполнение других требований Майдана — например, отставка правительства, отдельных министров, ведь это компетенция президента?

 — Это решение так же само входит в компетенцию как президента, так и ВР. Я не думаю, что сейчас президент под давлением  людей на Майдане и на улице Грушевского примет решение уйти в отставку или снять с должности министра Захарченко и других членов правительства. Да, людей на Майдане немало, но они — лишь часть Украины. Президент сегодня должен стоять над конфликтом,  да и в конечном итоге, депутаты должны научиться брать на себя ответственность, а не просто ходить на работу. Я убежден, что после последнего голосования за отставку правительства мнение у многих из них изменилось. Верю, что Верховная Рада Украины все-таки может принимать взвешенные решения самостоятельно.

 — Но после «ручного» принятия законов 16 января оппозиционеры заявили, что «парламентаризм в Украине умер». Это же отметил и ряд экспертов. Какая уверенность в том, что сейчас ситуация не повторится, а кризис — в очередной раз не обострится?

— В обществе по этому поводу существуют разные мнения. Для половины людей парламентаризм умер, когда оппозиция начала блокировать трибуну и не давала представителям людей высказать свое мнение. Поэтому здесь вопрос спорный. Сейчас парламентский вариант выхода из кризиса является самым оптимальным.

Но за решением насущных вопросов не нужно забывать, что работать следует по-государственному. Решать «горячие» вопросы в пожарном порядке необходимо, но за этим всем нужно также готовить профессиональные предложения, которые будут компромиссными и приемлемыми. Оппозиция, например, говорит об отставке правительства, но взамен не предлагает своих кандидатов на замещение вакантных должностей.

Этот процесс может и должен идти параллельно с решением острых вопросов. В то же время, язык ультиматумов, который мы слышим от лидеров оппозиции, является на сегодняшний день неуместным. Украина слишком разрознена. Одни недовольны тем, что президент не принимает решительных действий, другие — возмущены, почему президент принимает эти действия. Если мы и в самом деле хотим сохранить целостность Украины, то нужно искать компромисс.

Эксперты предполагают, что нынешний сценарий развития событий в Украине разворачивается при активной поддержке так называемого пророссийского лобби в окружении президента и Янукович вроде бы решил идти путем Путина. Видите ли вы сейчас основания для подобных выводов?

— Все хотят оказать влияние. На Майдане выступали европейские политики, представители Соединенных Штатов. Украина вообще сегодня стала государством, от которого зависит будущее Европы и России. Именно от позиции Украины, того варианта движения, который мы изберем, на 100% зависит будущая расстановка сил на геополитической карте мира.

Но нет никаких оснований обвинять президента, что он склонился на ту или иную сторону. Сегодня мы можем смотреть лишь на реальные результаты — снижение цены на газ, полученные кредиты, активная работа заводов в Украине. Но никто — ни Россия, ни Беларусь, ни Казахстан — не предлагают, чтобы Украина с нынешними настроениями пошла к ним в Таможенный союз. Там прекрасно понимают: если Украина туда пойдет, то Таможенному союзу наступит конец. Украинцам уже никто не сможет навязать свое виденье, как нужно жить. Мы сами должны решить этот вопрос.

Так у нас президент Янукович все-таки самодержец или заложник сложившейся ситуации?

— Думаю, президент является заложником этой ситуации. И не только он. Виталий Кличко, Олег Тягнибок, Арсений Яценюк — тоже заложники последних событий. Все хотят диалога, но как только он начинается, происходит какая-то провокация, и никто, кстати, не знает, с какой стороны. Разгон студентов, события 11 декабря, нынешняя ситуация на Грушевского, первые жертвы. Получается, что кто-то устраивает эти провокации сознательно. Кто? С этим нужно разбираться, но я бы на месте президента для полного контроля над ситуацией попытался вести переговоры с разными сторонами — Россией, Европой, США. Пусть они тоже изложат свое виденье событий в Украине и скажут, кто вообще, по их мнению, является инициатором таких провокаций.

Лидеры оппозиции, как они себя называют, тоже не могут контролировать людей, стоящих на Майдане. Хотя, в итоге, они никогда в этом не признаются.

Дальше, если мы решим эти вопросы, то актуальным будет решение проблем гуманитарных — украинского языка, культуры, истории... Если мы не сможем их решить в ближайшее время, не исключаю, что возможным станет появление еще одной Майдана. Возможно, даже более мощного.

Вчера российская газета «Ведомости» написала: «Россия предупреждает, что получение Украиной кредита зависит от того, на какие уступки оппозиции пойдет президент Украины Виктор Янукович». Как прокомментируете?

— Если мы братья, как говорят россияне, то РФ ни в коем случае нельзя пользоваться ситуацией, сложившейся сейчас в Украине («возможностями», как они думают, которые сегодня для них открылись). Мы помним, к чему привели постоянные ссоры Тимошенко с Ющенко и как россияне тогда воспользовались моментом и подсунули нам газ по завышенной цене. Это что, по-братски было?

Главное, сделать выводы и не допустить такой же ошибки теперь. Россияне думают, что сегодня могут что-то навязывать Януковичу и Украине. Впрочем, они ошибаются. Уверен, что мы уже завтра можем урегулировать ситуацию, а затем с удивлением, уже совсем по-новому, посмотреть на наших соседей. Россия так гордится своей культурой, но она пришла из Украины. А РФ сегодня хочет сделать больно всем украинцам (!). Так что я бы на месте России сейчас никаких заявлений относительно давления или дальнейших условий предоставления кредитов не делал. Мы, украинцы, все равно сумеем решить свои вопросы самостоятельно. Об угрозах передачи нашего суверенитета или его части кому-то, в том числе России, о которых многие говорят, речи нет. Однако вопрос выхода из кризиса нам нужно решать сегодня.


«Оппозиция не хочет, чтобы в дальнейшем события развивались в радикальном русле»

Павел РОЗЕНКО, народный депутат, «УДАР»:

— Сам факт объявления переговоров уже является позитивным явлением, хотя и запоздалым. Но это лучше, чем их отсутствие. Два месяца власть избегала переговоров и делала вид, что все уляжется само собой. В то же время, кризис лишь заострялся и продолжает заостряться в настоящий момент. Скоро к политическим факторам могут прибавиться еще и экономические. Я постоянно был на Майдане, говорил с людьми и могу сказать, что сейчас настроения значительно более радикальные. В то же время, количество участников Майдана, если не растет, то, по крайней мере, не падает. Последние же три дня, события на Грушевского, заставили власть осознать, что сама собой ситуация не разрешится, и согласиться на диалог. Их недальновидность привела к тому, что начали разворачиваться наихудшие из сценариев, которые можно было представить два месяца тому назад. Переговоры — это не единственный сценарий развития событий, но единственный мирный.

Если власти и оппозиции удастся достичь консенсуса и начать двигаться навстречу друг другу — это уже позитив. На самом деле, людям на Майдане не важен факт переговоров, их ход, для них главное — результат, который должны обеспечить политики. Проведение досрочного заседания и отмена принятых 16 января законов, например, были бы одобрительно восприняты людьми. Также Майдан удовлетворила бы отставка правительства. Собственно, политическая ответственность за срыв евроассоциации и избиения 30 ноября — это то, ради чего выходил Майдан. К этому списку можно прибавить амнистию участников событий на Банковой и других подобных точках в декабре-январе. Люди хотят результатов, и именно их отсутствие привело к разочарованию и радикализации.

Что же касается отставки Януковича — никто не снимает этот вопрос. В той или иной форме тема досрочных президентских и парламентских выборов обсуждается постоянно. Даже если она не войдет в пакет договоренностей между властью и оппозицией, мы будем продвигать ее и в дальнейшем. Будем бороться за смену власти в Украине до конца. Очевидно, что без полной перезагрузки власти решение действующего конфликта невозможно.

Что касается радикально настроенных активистов, со всеми сегментами Майдана можно и нужно вести диалог. Однако пока еще ни власти, ни оппозиции нечего им предложить. К людям нужно идти уже с определенными результатами и предложениями. Наша цель сейчас — снизить градус противостояния. Оппозиция не хочет, чтобы в дальнейшем события развивались в радикальном русле, ведь это судьбы и жизни людей. Как только необходимые результаты появятся, диалог будет налажен.

Анна ЧЕРЕВКО, «День»

Начало темы: Затишье... перед «бурей» или перемирием?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать