Перейти к основному содержанию

Спасайся, кто еще работает

Правительство обнародовало новые пути наполнения бюджета
17 марта, 00:00

Премьер-министр Валерий Пустовойтенко, находясь в Чернигове, заявил, что госбюджет можно выполнить только при условии погашения недоимки в бюджет предприятиями-должниками, а также своевременной и в полном объеме уплаты в бюджет текущих платежей, сообщает Интерфакс-Украина. По мнению премьера, другим главным условием выполнения доходной части бюджета должно стать возвращение валютной выручки украинских субъектов хозяйствования из-за рубежа, возвращение кредитов, данных под гарантии правительства, а также своевременные расчеты за потребленные энергоносители.

Не будем останавливаться на реалистичности мер, предлагаемых премьером. Лучшую оценку для них придумало возглавляемое им правительство, выпустив постановление на ту же тему, в котором почему-то отсутствуют приоритеты, обозначенные премьером. Впрочем, меры самого Кабмина тоже достаточно показательны. Прежде всего, отметим доходы от приватизации «Укртелекома» (1 млрд. грн.), для получения которых необходимо не только продать «телеком» за эти деньги, но и принять соответствующий закон, уже однажды отклоненный парламентом (поговаривают, что до президентских выборов перспективы принятия этого закона крайне сомнительны). Не говоря уже о том, что, с точки зрения экономической целесообразности, крайне сомнительной выглядит идея использовать полученные от приватизации средства на выплату пенсий.

Второе, очень красноречивое предложение звучит так: «Подготовить предложения об установлении минимальной суммы сборов в Пенсионный фонд с субъектов предпринимательства, которые не начисляют и не выплачивают зарплату (ожидаемые поступления — 32 миллиона гривен)». Человек, далекий от предпринимательства, прочитав эти строки, может оказаться в состоянии школьного учителя из известного романа, который сошел с ума, не найдя на карте Берингов пролив — действительно, как платить деньги, если их нет? Но правительство знает, о чем оно говорит. Речь идет о пресловутых «теневиках», которые не «светят» зарплату, потому что, с позволения сказать, «налогообложение» ее производится по принципу «рубль заработал — два отдай». Нет лучшей характеристики нашим «реформам» и «реформаторам», чем очередное желание правительства еще более усугубить причины «тенизации» (ввести новый налог) вместо того, чтобы их разрешить (уменьшить налог на фонд заработной платы предприятия). И потом — почему в Кабинете Министров думают, что «теневые» предприятия будут платить новый сбор? Скорее всего, они пойдут проторенной дорожкой — не будут «светить» не только зарплату, но и доходы, сократят движение средств по счетам, начнут возить наличку в чемоданах... Результат очевиден: доходы государственного бюджета упадут. Правда, доходы чиновничества, как класса, возрастут — чем больше в «тени» предприниматель, тем больше он «виноват» перед государством. Это означает, что конкретному контролирующему чиновнику проще его «ужучить», а потом «простить» за умеренную плату.

Но особенно поражает пункт «по 200 миллионов гривен ежемесячно в течение марта—апреля от мобилизации в госбюджет доходов, не учтенных во время его составления». О происхождении этих неучтенных средств можно только догадываться, а двухмесячный срок их получения наводит на мысли о каких-то чисто коммерческих сделках. Но дело даже не в этом. Чем далее в прошлом оказывается дата принятия бюджета, тем все четче вырисовывается вопрос — а зачем он был нужен вообще? Если правительство может самостоятельно сокращать и увеличивать расходы, «изыскивать резервы» (кто знает, каковы их объемы и где они находятся?), — демократическая парламентская процедура распределения государственных расходов становится просто бутафорской. В результате — ни правительство, ни парламент за бюджет реально не отвечают и проигрывает все общество. Уж лучше честно признать, что государственными расходами полностью ведает Кабмин. Такая констатация, по крайней мере, создает четкие политические цели (в виде борьбы за подконтрольность обществу общественных денег) вместо нынешнего блуждания в виртуальном тумане.

И последнее доказательство иррациональности происходящего. Верховная Рада Украины утвердила доходную часть бюджета в размере 34,2 млрд. грн. Пустовойтенко подчеркнул, что «сегодня становится очевидным», что предлагаемый правительством объем доходов бюджета в размере 32 млрд. грн. был «наиболее реальным». Разница между этими двумя цифрами — 2,2 млрд. гривен. А вот правительственное постановление предусматривает общие поступления от своих мер в размере целых 6,367 млрд. гривен. Так может мы этот год вообще с прибылью закончим?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать