Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спасти репутацию...

16 октября, 00:00

«Руководство Министерства обороны признает, что причиной катастрофы самолета Ту-154 могла стать ракета С 200, пусккоторой произошел во время учений войск ПВО Украины 4 октября в Крыму» — подтвердил вчера «Дню» начальник группы информации министерства Игорь Халявинский. «При этом следует признать, что причиной трагедии могло стать только неумышленное поражение самолета ракетой С-200. Хотя окончательные выводы будут сделаны после окончания комплекса исследований», — подчеркивается в сообщении пресс- центра.

Вероятно, тогда же будет принято решение по поводу прошения об отставке Владимира Ткачева. В субботу на пресс-конференции Главнокомандующий войск ПВО Украины сообщил, что он и его заместитель написали соответствующие рапорта и принесли извинения «родным и близким погибших за эту страшную по своим последствиям случайность». Министр обороны Кузьмук, передает агентство «Пресс-Кит», появившись на пресс-конференции позже, заявил, что «мы и по сегодняшний день не знаем причины трагедии, хотя знаем, что причастны к ней. Мы тщательно разобрались в причинах, но не можем сказать, в чем они заключаются, но они в любом случае не будут похоронены на дне Черного моря.» Интересно, что спустя 10 дней после трагедии в пресс-службе МО сообщили, что версию причастности ПВО Украины к катастрофе ТУ-154 Кузьмук «особенно старательно приказал изучить еще во время пребывания на полигоне, сразу же после того, как стало известно о трагедии».

Между тем, отдельные российские политики решили воспользоваться проигрышной украинской ситуацией. В связи с гибелью российского лайнера Ту 154 Москва в ближайшее время может потребовать от Киева установления «немедленного контроля» за системой украинского ПВО, — сообщила газета «Известия». «В идеале у Украины и России должен быть единый командный пункт сил ПВО, — заявил заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. — Российские генералы будут принимать решение о запуске ракет в присутствии украинских. Точно так же функционируют системы ПВО Америки и Канады. Американские офицеры принимают решение в присутствии канадских, и никто не чувствует себя ущемленным. Уверен, что Госдума России и Совет Федерации такую идею поддержат», — подчеркнул он.

Однако украинские государственные структуры придерживаются на этот счет иного мнения. В пресс- службе Минобороны Украины «Дню» вчера сообщили, что идея подчинения наших ПВО российскому командованию даже не рассматривалась. Более того, ее практическая реализация несомненно столкнется с рядом непреодолимых трудностей. «Не следует забывать, что Украина — не просто независимая страна, которая вряд ли поддержит такого рода начинания, но и внеблоковое государство», — сказал «Дню» И. Халявинский. «Так, что вступление в военный союз с РФ просто невозможно», — подчеркнул он.

Весьма вероятно, что Украина может столкнуться с более реальными проблемами, нежели желание РФ подчинить себе наши войска ПВО. По сведениям агентства «Интерфакс», авиакомпания «Сибирь» собирается предъявить украинской стороне иски по возмещению причиненного ущерба. Кстати, несмотря на отсутствие официального заключения Государственной комиссии о причинах катастрофы ТУ-154, юристы авиакомпании уже готовят документы для обращения в суд и даже подсчитали примерную сумму прямых убытков — около $10 млн.

Но, как сказал «Дню» президент Авиационного страхового бюро Украины Анатолий Лопата, «российская авиакомпания «Сибирь» не имеет никаких оснований обращать свои претензии непосредственно к украинской стороне». «В сложившихся обстоятельствах всю ответственность по выплате компенсаций в связи со случившейся трагедией должны взять на себя российские учреждения, которые проводили в обязательном порядке страхование лайнера ТУ-154: членов экипажа, пассажиров, груза и самого самолета. И лишь после того, как будут совершены все выплаты и определена их точная сумма, страховые компании (а не авиакомпания!) смогут путем перекрестного иска предъявить требования украинской стороне», — подчеркнул он.

Как бы там ни было, ясно одно, если катастрофа Ту-154 все же произошла по вине наших войск ПВО , руководство Министерства обороны Украины должно набраться мужества и, не дожидаясь окончательного приговора экспертной комиссии и судебных исков разного рода страховых компаний, предложить компенсационную помощь пострадавшим в авиакатастрофе. Возможно тогда удастся спасти, пусть даже отчасти и с запозданием, существенно пострадавшую в ходе ракетных учений репутацию нашего государства .

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ЗГУРЕЦ, аналитик Центра исследования армии, конверсии и разоружения

— Заявление российской стороны о необходимости передачи контроля над ПВО Украины общему командованию имеет долгую предысторию. Еще в 1996 году был подписан договор о создании общей системы противовоздушной обороны в пределах СНГ. Согласно этому документу, предполагался обмен информацией и проведение совместных действий войск ПВО в форс-мажорных обстоятельствах. Украина подписала его с рядом оговорок. В частности, было указано, что положения договора не должны идти в разрез с национальным законодательством. Кстати, само подписание этого соглашения в значительной степени было обусловлено стремлением получить от России полигонов для стрельб, от которых наша страна по причине дороговизны впоследствии отказалась.

На мой взгляд, заявление Михаила Маргелова носит отчасти популистский характер и является логическим продолжением стремления РФ создать общую систему ПВО. На этот раз с этой целью была использована ситуация с ракетой. Более того, реакция на это заявление политической и военной элиты Украины позволит российской стороне прозондировать ситуацию и определить свои дальнейшие действия. Думаю, Украина вряд ли согласится на подобное объединение. Во всяком случае для этого потребуется пересмотреть ряд положений действующего законодательства в Верховной Раде. Да и пойти на подобное сближение с Россией многие народные депутаты не согласятся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать