Станислав СТАШЕВСКИЙ: Соседи нам помогут...

— Какие последствия будет, с вашей точки зрения, иметь примыкание границ ЕС к нашим?
— Приближение границ Евросоюза не должно нас пугать, ведь мы не раз декларировали свое стремление к членству в этой организации. В плане масштабного расширения Евросоюза к обустройству кордонов следует отнестись с повышенным вниманием. Со стороны ЕС граница обустроена надежнее, чем с противоположной. Сегодня самый простой путь в Европу — через Украину, проблема нелегальной миграции как никогда актуальна. Упорядочивать границы имеет смысл только с обеих сторон, для чего надо немало потрудиться. Государства-члены Евросоюза заинтересованы в этом едва ли не больше самой Украины.
— Возможно ли извлечение выгод из положения «буферной зоны»?
— Украина — связующее звено между Западом и Востоком, посредник во многих значительных международных процессах. Глупо было бы игнорировать преимущества этой роли. Одновременно одним из наших основных стратегических партнеров остается Россия. Взаимоинтеграция наших экономик была заложена еще в советские времена, при рассредоточении производственных мощностей, производственных сил, и сегодня надо по максимуму использовать этот потенциал. Здесь актуальны дискуссии вокруг НДС. Разговоры о том, что Россия в торговле с Украиной должна сбавить НДС-обороты, не всегда обоснованны. Ведь НДС — это поступления в бюджет государств, за счет чего они и наполняется. Подсчитать, какие убытки понесут бюджеты наших стран при отмене НДС, несложно. Наша цель — рыночные отношения на взаимовыгодных условиях.
— Насколько нам может быть полезен опыт евроинтеграции других постсоветских республик?
— Перенимая этот опыт, следует помнить, что прибалтийские республики, Польша, Чехия, — все они имеют свою специфику, прежде всего экономическую. Необходимо учитывать их не только позитивный, но и негативный опыт евроинтеграции, причем не только «стран-новобранцев», но и давнишних членов Союза. У меня нет сомнений в том, что бывшие советские республики и соседние государства, влившиеся в ЕС, будут всячески помогать нам сделать то же самое. Соседи иногда ближе, чем родственники, они плохого не подскажут, хотя бы потому, что вступление Украины в ЕС — также в их интересах.
— Проевропейскую направленность мы задекларировали приблизительно одновременно. Почему же они нас опередили?
— Условия вступления для всех одинаковые. Государство- кандидат должно соответствовать стандартам Евросоюза. К сожалению, к Украине еще есть некоторые претензии. Время от времени их озвучивают высокопоставленные чиновники ЕС, ВТО, НАТО. Но с годами этот перечень меняется и сокращается, что не может не радовать. На сегодня список основных претензий таков: свобода слова и личности, несовершенство судебной системы, борьба с коррупцией, развитие демократии. Вопрос экономического развития страны уже не стоит столь остро, как еще несколько лет назад. Экономика достаточно стабильна, более того, темпы роста нашего ВВП — одни из самых высоких в Европе. По всем экономическим показателям стандартов Евросоюза мы уже достигли. Законы, которые были призваны обеспечить такой уровень прогресса, приняты и прекрасно работают. Примечательно, что экономическое развитие некоторых государств — давнишних членов ЕС значительно уступает нашему.
Аналогичная ситуация с предоставлением Украине статуса государства с рыночной экономикой. Необходимого уровня мы давно достигли, но объективные политические процессы мешают официальному утверждению этих достижений. Такие тенденции, конечно, настораживают, но не стоит драматизировать ситуацию. Главная наша задача — не столько формальное членство в ЕС, сколько полное соответствие всем стандартам этой структуры. У государства тоже есть достоинство, и оно не должно о нем забывать.
— То есть предоставление нам статуса страны с рыночной экономикой — вопрос политический?
— Безусловно. Многие политсилы как внешние, так и внутренние, на этом спекулируют.
— Опыт прибалтийских республик показывает, что накануне их официального вступления в ЕС цены на основные продукты потребления там резко подскочили. Чем же чревата евроинтеграция для «маленького украинца»?
— Ценовой скачок напрямую с вступлением в ЕС не связан. Нет такого правила, которое бы обязывало новые государства-члены Евросоюза поднимать цены. Но вокруг этого тоже играют политики. Кстати, у нас сейчас происходит приблизительно то же самое. Подорожание бензина увязывают с вступлением в ЕЭП, которое еще не состоялось. Ведь пространство как таковое окончательно не сформировано, мы только ратифицировали соответствующий договор. Все! Еще предстоит разработать более сотни документов и подзаконных актов, которые бы соответствовали законодательству четырех стран-участниц; создать исполнительный орган и т.д. Конкретные шаги по экономическому сотрудничеству будут предприняты только в будущем году. Но многие, тем не менее, считают, что виною всем подорожаниям ЕЭП.
— Подвергаются ли, по вашему мнению, наши взаимоотношения с ЕС влиянию извне, давлению третьих сторон?
— Конечно, наш диалог с ЕС может время от времени превращаться в беседу с большим количеством участников. Но тут важно вовремя задаться вопросом: с какой целью они вмешиваются в наше сотрудничество, какие выгоды им это принесет?
— Прокомментируйте, пожалуйста, недавнее заявление Леонида Кучмы, в котором содержалась резкая критика в адрес Евросоюза.
— Президент в очередной раз подтвердил, что мы стремимся в Европейский Союз, но очень справедливо отметил, что ответные сигналы «с другого берега» также должны поступать. Если Европа хочет видеть в нас стратегического партнера и единомышленника, то должна делать шаги навстречу. Пока ответные сигналы очень слабы. Естественно, мы задаемся логичным вопросом: допустим, все требования будут выполнены в ближайшие годы, — что потом? Если ЕС не может назвать конкретные сроки, то пусть хотя бы озвучит позицию, согласно которой вопрос о нашем членстве будет рассмотрен по факту выполнения всех требований. Аналогично развиваются наши взаимоотношения и с НАТО и другими международными сообществами.
— Почему же нам не посылают таких сигналов?
— Не обошлось без политической мотивации. Я часто повторяю, что тут, в Украине, мы постоянно боремся не за что-то, а против кого-то. Так, например, выборы в Мукачево чрезвычайно негативно отразились на нашем международном авторитете. Зачем же давать повод для сомнений в собственной демократичности? Создаем проблемы, а потом мужественно их преодолеваем. Хочу спросить: кому это выгодно?
— Некоторые высокопоставленные европейские чиновники заявляют, что в ближайшие 10 лет членство нам не светит…
— Уверен, что подобные заявления делаются в частном порядке. Поймите, официальное членство — формальность, главное — достичь стандартов ЕС во всех сферах жизнедеятельности. Мы являемся независимым государством, развиваемся, сотрудничаем со своими соседями, мыслим европейскими категориями. Украина — Европа, а не Азия, географически и исторически так сложилось, и этого у нас никто не отберет.
— Значит, сценарий Швейцарии и Норвегии с их глубокой интеграцией, но без членства в ЕС приемлем и для нас?
— Это слишком радикально. У меня нет сомнений в том, что рано или поздно мы вступим в ЕС. И из того, что это до сих пор не произошло, трагедии делать не стоит.
Выпуск газеты №:
№98, (2004)Section
Подробности