Судьбой крымских татар займется ООН
Надеются на полуостровеСогласно решению последнего курултая, крымские татары начали работу по подготовке к созыву Всемирного конгресса своего народа. Речь идет о выработке правовой базы и механизма для защиты прав народов на основе недавно принятой Декларации ООН о правах коренных народов. Для более эффективной самореализации народа, считают они, следует перейти от системы курултая, который вынужден существовать в правовом поле Украины и дальше непризнанным, к Всемирному конгрессу крымских татар, который будет действовать в разных странах на основе международного права. Логическим следствием деятельности Всемирного конгресса является, с их точки зрения, правовое объединение крымских татар независимо от места их проживания по признаку личной самоидентификации, выдвижение Декларации о суверенитете крымскотатарского народа в качестве документа международного права, создание национальной правозащитной системы, опирающейся на базовые международные нормы и национальные институты самоуправления.
В связи с созывом Всемирного конгресса крымских татар большое значение имеет состоявшееся в середине января 2008 г. в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН заседание группы международных экспертов по языкам коренных народов, в которой принял участие крымский татарин из Соединенных Штатов Америки, ветеран крымскотатарского национального движения Мубейин Бату Алтай, выступивший на встрече с речью от имени Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма и Американской ассоциации крымских татар. Для участников встречи и международных СМИ им было распространено заявление, которое передал журналистам в Симферополе президент Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Надир Бекиров.
Мубейин Алтан говорил, что «до депортации (в Крыму) существовали 371 крымскотатарская школа, 55 двуязычных (крымскотатарско-русских) школ. У нас в Акмесджите (Симферополь) были педагогический институт, а в Ялте татарский педагогический техникум, были Тотайкойский татарский педагогический техникум и Бахчисарайская татарская учительская школа для обучения и подготовки учителей для работы в этих школах... Через 16 лет после массового возвращения в Крыму не действует ни один крымскотатарский детский сад. В Крыму 640 детских садов, которые посещают 37 000 детей. В 1990 г. было три крымскотатарские группы; в 1991 г. — 12; в 1993 г. — 40, а в 2005 г. — всего 22 группы. Существует лишь 15 крымскотатарских национальных школ, где языком обучения является крымскотатарский. Только в пяти русских школах есть базовый курс крымскотатарского языка, и эти школы классифицируются сейчас как двуязычные. В 70 русских школах имеется возможность открыть крымскотатарские классы обучения, но им не позволяют быть отнесенными к двуязычным. Таврический национальный и Крымский инженерно-педагогический университеты обучают и готовят (на крымскотатарском языке) специалистов по крымскотатарскому языку, но им не позволено обучать и готовить учителей, которые могли бы преподавать естественные науки и другие курсы на крымскотатарском языке...
Профессор Айдер Меметов, заведующий кафедрой крымскотатарской и восточной филологии в Таврическом национальном университете также резко критикует крымскотатарские национальные школы за ненадлежащее преподавание в них крымскотатарского языка. Айдер Меметов отмечает: «Мы обучили 60—70 специалистов на нашем факультете крымскотатарской филологии, но только некоторые из них смогли найти работу по специальности. Говорят, что мы имеем 15 крымскотатарских национальных школ. Как мы можем назвать их крымскотатарскими национальными школами, если предметы — естественные науки, математика и т.д. — преподаются на русском языке. Мы не имеем национальных школ в подлинном смысле слова...»
Обращаясь к мировой общественности, Мубейин Алтан говорит: «Яшар Фазылов в своем отчете «Коренной народ Крыма — крымские татары в современных городских условиях», представленном на конференцию ООН в Сантьяго де Чили в марте 2007 года, констатирует: «Несмотря на то, что крымские татары являются коренным народом Крыма и в настоящее время занимают третье место в населении республики Крым, власти, управляющие системой среднего образования и общеобразовательными школами, не поддерживают изучение крымскотатарского языка даже в качестве факультатива. Коренной народ не может согласиться с таким положением вещей и ожидает разрешения этой проблемы на государственном уровне»...
«В этот Международный год языков ООН, — продолжил он, — мы со всем уважением обращаемся к Организации Объединенных Наций с просьбой помочь крымским татарам сохранить их коренной язык, крымскотатарский. Мы также призываем украинское и крымское правительства немедленно признать крымских татар одним из коренных народов Крыма, а крымскотатарский язык одним из официальных языков Крыма, помочь крымским татарам в обучении их детей на родном языке путем предоставления большего числа крымскотатарских школ. Крымские татары желают мирного и процветающего Крыма, где с каждым человеком и каждым языком обращались бы с уважением и достоинством, где каждую культуру лелеяли бы и приумножали».
Выпуск газеты №:
№22, (2008)Section
Подробности