Тактика конфронтации против межнационального мира в Крыму
Надо сказать, что еще в мае первым на акцию протеста крымских татар среагировал глава крымского парламента Леонид Грач. Он осудил действия меджлиса, высказал твердую позицию, выработанную годами коммунистического отношения к проблеме — не идти ни на какие компромиссы. Кроме того, глава крымских коммунистов высказал мнение, что проблемы крымских татар, в частности участие в органах власти, и так решены в достаточной степени. В дальнейшем под давлением обстоятельств Леонид Грач пошел на уступки и даже инициировал решение Президиума Верховной Рады, автором которого выступил сам лично. Это решение отмечалось неприятием меджлиса крымскотатарского народа как организации, однако допускало изменение избирательного закона, согласно которому Верховная Рада Крыма могла бы формироваться на пропорциональной основе при участии в выборах партий и общественных, в том числе, национально-культурных организаций депортированных. Смысл предложения Леонида Грача состоял в том, чтобы обсудить со всеми политическими (и национально-культурными) силами некое «Соглашение ради возрождения Крыма». Меджлису при этом предлагалось зарегистрироваться как общественной организации и, говорилось в решении, «если меджлис пользуется единодушной поддержкой крымских татар и выражает их интересы, то он может на выборах получить 12 процентов голосов». Меджлис крымских татар оценил этот шаг парламента, отметив, что его конструктивизм состоит только в одном — в том, что «впервые на третьем году работы нынешнего состава Верховной Рады АРК в решении его Президиума признается необходимость урегулирования межнациональных отношений и обеспечения представительства крымских татар». Вместе с тем в целом меджлис не принял позицию Леонида Грача. В ответном заявлении меджлис подчеркнул, что согласно социологическим опросам можно сделать вывод, что парламенту автономии сегодня доверяют не более 3 процентов избирателей, но это не служит поводом для того, чтобы подвергнуть сомнению его легитимность. В то же время меджлис на предыдущих парламентских выборах, в которых по пропорциональной системе приняли участие списки трех крымскотатарских организаций, получил более 90 процентов голосов избирателей и все 14 депутатских мест, выделенных по квоте. Меджлис снова повторил свое предложение — создать рабочую группу из полномочных и квалифицированных представителей для выработки предложений по изменению законодательства. Но Верховная Рада Крыма ответила молчанием…
Ситуация зашла в тупик. И тогда в ответ на обращение народного депутата Украины Рефата Чубарова, инициативу проявила администрация Президента Украины. Ее глава Владимир Литвин, как сообщила пресс-секретарь Представительства в Крыму Мария Лашкина, обратился с письмом-поручением к Представительству в Крыму и Совету министров автономии найти варианты решения проблемы.
Несколько дней в Симферополе продолжались переговоры с участием представителя Президента Анатолия Корнейчука и вице-премьера правительства автономии Сергея Велижанского. Правительством Крыма было принято специальное постановление «Об обеспечении социально-экономического и этнокультурного развития ранее депортированного крымскотатарского народа», решено также создать рабочую группу по подготовке изменений в избирательное и земельное законодательство. В ответ на посланное приглашение Леонид Грач согласился направить в нее представителей Верховной Рады.
На итоговой пресс-конференции Сергей Велижанский сообщил, что в 1999 году 9 миллионов гривен использовано на социально-экономическое обустройство крымскотатарского народа, на 2000 год предусмотрено выделить 11 миллионов только из крымского бюджета. Председатель Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Мустафа Джемилев отметил, что сегодня крымские татары представлены в органах власти в 20 раз меньше их доли в структуре населения. Согласно выводам правительственной комиссии из Киева, изучавшей ситуацию с паеванием земли в Крыму, крымские татары, составляющие 25 процентов сельского населения, получили только 7 процентов земельных паев. Мустафа Джемилев отметил, что меджлис крымских татар не заинтересован в существовании напряженности в крымском обществе и будет делать все возможное для ее разрядки, «однако мир и согласие на этом полуострове не могут быть основаны на дискриминации его коренного народа».
В принятом постановлении правительство Крыма для исполнения поручений Президента Украины решило образовать при Совете министров Совет представителей крымских татар как консультативно-совещательный орган, выделить в Симферополе помещение для Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте. Министерство архитектуры и другие ведомства обязаны до 1 августа 2000 года разработать меры по поддержке индивидуальных застройщиков из числа депортированных. Министерство труда и службы трудоустройства обязано разработать меры по повышению занятости среди репатриантов, организации подготовки и переподготовки кадров из числа депортированных. Предусматриваются меры по развитию малого и среднего бизнеса, выполнение программы развития сети общеобразовательных учреждений, классов с украинским и крымскотатарским языком обучения, изданию литературы. В Министерстве образования Крыма будет создано управление по образованию на крымскотатарском языке, в городских и районных отделах — методические отделы. В Целевой программе подготовки и переподготовки кадров для социально-культурной сферы предусмотрено реализовать квоты для крымских татар, будет восстановлен Научно-исследовательский институт крымскотатарского языка, литературы и истории.
Министерство культуры Крыма обязано продолжить работу по возвращению музеям Крыма памятников истории и культуры крымскотатарского народа, находящихся в хранилищах СНГ и других государств, предусмотреть выделение на 2001 год средств на реконструкцию зданий Республиканского крымскотатарского музея искусств, крымскотатарского театра, в структуре министерства будет создано управление по воссозданию и сохранению крымскотатарской культуры.
Министерство здравоохранения Крыма до 15 июля обязано предоставить план открытия медицинских учреждений в местах компактного проживания крымских татар, провести сопоставительные исследования здоровья населения с целью улучшения медицинского обслуживания репатриантов, провести анализ занятости медработников из числа крымских татар.
Правительство так же обязало Комитет по информации Крыма обеспечить трансляции программ на крымскотатарском языке. Предусмотрены меры по укреплению материальной базы крымскотатарских фольклорных ансамблей «Крым» и «Хайтарма», создания издательства крымскотатарской художественной литературы, возвращения культовых и религиозных объектов общинам крымских татар. Будет создана программа туристического обслуживания гостей Крыма с использованием этнографических деревень.
И хотя решение задекларированных правительством проблем еще впереди, и Мустафа Джемилев сказал, что «такие меры на 90 процентов удовлетворяют потребности крымских татар», уже сегодня можно сделать выводы из майско—июньского противостояния в Крыму. Главное из них говорит о том, что коммунисты во главе с Леонидом Грачом, как и Верховная Рада Крыма, оказались не в состоянии решить не только сложные проблемы реабилитации депортированного народа, но даже простейшую задачку по снятию напряженности и ликвидации противостояния, все их шаги приводили только к усилению конфронтации.
Во-вторых, путь игнорирования меджлиса (а значит и игнорирования Совета представителей народа при Президенте, поскольку меджлис входит туда в полном составе), и тем более враждебного отношения к меджлису крымских татар, непризнания его в качестве представителя народа, как это делает Леонид Грач, не ведет к продуктивному решению проблемы.
В-третьих, пройденный крымским правительством путь говорит о том, что ни приуменьшать, ни игнорировать нерешенные проблемы репатриантов нельзя. Причем, чем лояльнее будут к проблемам депортированных представители органов власти всех уровней, тем эффективнее могут быть найдены пути их решения.
В-четвертых, поскольку сегодня, уже на одиннадцатом—двенадцатом (!) году репатриации приходится констатировать, что до сих пор не решены элементарные, не требующие больших затрат проблемы, можно сделать вывод о том, что инертность государства по отношению к вопросам общественного согласия позволяет иметь политическую перспективу силам, сознательно противодействующим решению серьезных и опасных проблем, культивирующим состояние разобщенности и конфликтогенности в украинском обществе. Никита КАСЬЯНЕНКО Симфер о поль
Выпуск газеты №:
№115, (2000)Section
Подробности