«Тема Норильского восстания — часть школьного курса в Литве»
Рассказал «Дню» исполняющий директор Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве Рональдас РАЧИНСКАС
— Норильское восстание — составляющая часть истории, связанной с оккупацией и политическими репрессиями. В Норильске литовцы и украинцы, даже будучи репрессированными, боролись за свои права как заключенных.
— Какой статус у бывших политических узников и, в частности, у тех, кто пережил норильские лагеря?
— Литовские политические заключенные имеют статус бывших репрессированных. Это — символическая дань исторической справедливости. Для некоторых это связано и с небольшими социальными гарантиями.
— Какие процессы в литовском обществе предшествовали формированию такого понимания трагедии политических узников?
— Во время процесса восстановления независимости — это конец 1980—1990 гг., еще когда мы были оккупированной Советским Союзом страной, уже начались эти процессы. В этом направлении проходили исторические исследования после восстановления независимости. Граждане интересовались, работали ученые, было много конференций. Такое принципиальное отношение к прошлому уже тогда получило ясную позицию — общественную и морально-политическую. У нас существует несколько институций, которые этим занимаются: Центр исследования геноцида и резистенции жителей Литвы, Институт истории и наша комиссия.
Недавние парламентские слушания о восстании в Норильске показывают, что вопрос исследуется глубже. Создаются списки репрессированных. Главное — выводы были сделаны гораздо раньше, и уже нет дискуссий о количестве политических заключенных.
— А как эта тема популяризируется среди молодежи?
— Такая практика существует, это часть школьного курса. Кроме того, в Литве ведется работа с учителями, чтобы они более понятно объясняли ученикам данную тему. При литовских школах также работает 90 «центров обучения толерантности», которые помогают им в этом. Памятные даты, встречи с выжившими — это давно используется в системе просвещения.
Однако в Литве, как и в Украине и других странах, молодежь больше смотрит в будущее. Те, кто изучает историю, довольно глубоко и конкретно изучают эти вопросы в университетах. Что касается проведения мероприятий, то мы усиленно с ними работаем и стараемся, чтобы это стало не только достоянием историков, но и общественного понимания. Важно не только знание фактов, но и формирование системы ценностей к тем процессам, которые происходили тогда. Это нужно для понимания того, что сама коммунистическая идеология, как и нацистская, является тупиком прогресса человечества. Хотя эти идеи для некоторой части населения кажутся до сих пор привлекательными. Но мы знаем, что они ведут к жертвам, преступлениям и к тоталитаризму.
— Насколько важно выносить эту информацию на широкую общественность и публично осуждать коммунизм и нацизм?
— Преступников назвать «преступниками», а жертв — «жертвами» важно не только для исторической справедливости. Но это не является самоцелью. Очень важно понять, что основой преступлений — как нацистских, так и советских репрессий — была идеология и попытка смоделировать общество по некоей структуре. Кто не вписывался в нее, его уничтожали, чтобы создать атмосферу страха. Если мы будем говорить об этих преступлениях и о том, к чему приводит такая идеология, — мы свяжем прошлое с будущим через настоящее, чтобы похожие преступления ни в Европе и нигде в мире не повторились. Как говорил Геродот: «Люди, не осознавшие свою историю, остаются детьми».
Выпуск газеты №:
№101, (2013)Section
Подробности