Перейти к основному содержанию

«Теологический десант» на берегах Днепра

08 августа, 00:00
Предлагаем читателям «Дня» материал известного московского публициста Кирилла Фролова, посвященного недавно состоявшейся в Киеве конференции «Православие и общественная жизнь: воссоздание традиций социального служения Церкви». Газета «День» уже высказывала свое мнение о целях и организаторах этой конференции. Сегодня представляем другую — противоположную — точку зрения на многие важнейшие проблемы — сейчас в прошлом — нашей церковной жизни.

Думаю, что стандартную формулу — «Редакция разделяет не все высказанные автором мысли» — употреблять в этом случае излишне. Мы благодарим г-на Фролова за согласие выступить на страницах украинской газеты, а комментарии передаем полностью в руки наших читателей.

К сожалению, большинство публикаций в СМИ о церковной жизни Украины посвящены освещению взаимоотношений канонической Украинской Православной Церкви с неканоническими группировками — «Киевским патриархатом» и «Украинской автокефальной церковью». В силу этих обстоятельств вне внимания журналистов остаются глубокие духовные вопросы, «эксклюзивный» опыт реального богопознания, которым обладает Православная Церковь и который раскрывается в ее богословии. Поскольку реальный духовный опыт возможен только при полноценной духовной жизни, при участии в таинствах Церкви, становится понятной грубая политизированность и секулярный характер выступлений представителей перечисленных выше неканонических группировок. Отколовшись от Церкви, они сами лишили себя полноты благодати, неизбежно духовно «иссохли» и заполняют пустоту агрессивными и демагогическими выпадами против канонического Православия. За примерами далеко ходить не надо. Автор этих строк, посетив «Патриархию» Украинской автокефальной церкви, обнаружил, что несколько полок в книжной лавке завалено бюллетенями НАТО, а во Владимирском Соборе, захваченном в 1992 г. «Киевским Патриархатом», продается « богословский труд» о … Викторе Ющенко.

Благодаря тому, что «Киевский Патриархат» и «УАПЦ» являются фаворитами украинской прессы, богатейшая богословская традиция, живущая в русском и украинском Православии, органично объединенном в одной Поместной Церкви под омофором Святейшего Патриарха Алексия, оказывается недоступным украинскому читателю. Имена выдающихся иерархов и богословов двадцатого века, подвизавшихся на Украине, — митрополита Антония (Храповицкого), протоиерея Сергея Булгакова, епископа Феофана (Быстрова) и многих иных, остаются в зоне умолчания, зато фигуры откровенных кощунников во главе с Василием Липкивским, положивших в 1922 г. себе на голову мощи святых подвижников Киево-Печерской лавры и заявивших , что эта акция является их «епископским рукоположением», или «патриарха УАПЦ» Мстислава Скрыпника, лично причастного к зверским убийствам «героями» ОУН —УПА сотен православных священников канонической Православной Церкви во время Великой Отечественной войны, рекламируются «по полной программе».

Как известно, православных батюшек убивали прямо в Бабьем Яру. С подачи Мстислава Скрыпника был распят на кресте и сожжен архимандрит Александр (Вишняков). «Богослов» Мстислав заявил туда свою знаменитую фразу: «хоть с чертом, но против Москвы». С этим персонажем у последователей Скрыпника, видимо, сохраняются особенно доверительные отношения.

Однако вспомним лучше о подлинных хранителях предания Церкви. Мало кто в светских кругах знает, что одним из крупнейших православных богословов современности является блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).

Своеобразным итогом православной социальной мысли Русской Православной Церкви двадцатого столетия стали основы ее Социальной Концепции, принятой Архиерейским Собором 2000 г., в котором приняли участие все епископы Украины. Принятый документ расставляет все точки над «i», в вопросах взаимоотношений Церкви, общества и государства. Ознакомится с ее содержанием будет отнюдь не бесполезно и критикам Русской Церкви, любимым «коньком» которых является обвинение Русской Православной Церкви в «конформизме» . «Основы» достаточно определенно разбивают этот упрек, указывая, в частности, что Церковь может отказать в лояльности государству, действия которого смущают совесть верующих. Данный пункт также важен с точки зрения становления Православной Церкви как важнейшей составляющей гражданского общества, которая может иметь и свое «особое мнение». «В украинском контексте это «особое мнение» крупнейшей конфессии Украины — Украинской Православной Церкви — выразилось, в частности, по вопросу приезда Папы Римского. Члены УПЦ выражают и «особое мнение» в вопросах российско- украинских отношений. С этим можно не соглашаться, но нельзя не считаться. Таким образом, гражданское общество в Украине в значительной мере формируется благодаря канонической Украинской Православной Церкви.

Актуальность проблематики церковно-государственных отношений в Украине вызвала необходимость «презентации» «Основ социальной концепции» Русской Православной Церкви на берегах Днепра. Собственно, предварительную работу по ознакомлению украинского общества с этим документом провели оппоненты канонического Православия из «Киевского Патриархата», которые банально переписали ее и приняли на своем «соборе» в январе 2001 г. Плагиат — дело не творческое, но, как говорят, нет худа без добра. Конечно же, подобного рода неожиданная помощь не могла заменить ознакомление с документом и соответствующей проблематикой непосредственно из уст разработчиков «концепции».

С этой целью двумя общественными организациями наших государств — Российским общественно-политическим центром (президент А.М. Салмин) и украинским «Союзом границ» , объединяющим воинов-пограничников ( президент — Дмитрий Варфоломеев ) 23 — 25 июля 2001 г. в г. Киеве была проведена международная конференция «Православие и общественная жизнь: воссоздание традиций социального служения Церкви». В ней приняли участие иерархи, священники, богословы и политики России и Украины. Безусловно, «гвоздем программы» был глава Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата, «министр иностранных дел Русской Православной Церкви «митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (Гундяев).

Митрополит — блестящий проповедник и философ, его выступления служат ярким опровержением пропагандистских штампов о «ригидности» и «косности» Русской Церкви. И его киевское выступление не было исключением. Мало того, из Москвы прибыла целая когорта известных богословов, публицистов и политиков, таких, как профессор, доктор богословия протоиерей Владислав Свешников, председатель комитета по экономике Госдумы России, член Политического Совещания Союза Православных граждан Сергей Глазьев, директор национального института развития профессор Михаил Гельвановский, протоиерей Всеволод Чаплин, профессор Андрей Зубов и многие другие. Их доклады небезинтересны для всех, независимо от религиозной принадлежности и политических взглядов. Протоиерей Свешников, которого вполне можно считать продолжателем крупнейшего российского философа Ивана Ильина, зачитал блестящее эссе о православной концепции власти, ее богословского и нравственно-этического оснований, приложив к современной политической реальности провозглашенный Ильиным тезис о власти как о религиозном служении, подразумевающем адекватную ответственность.

Украинскую сторону представлял архиепископ Львовский Августин (Маркевич)— один из самых авторитетных иерархов Украинской Православной Церкви и весь «церковно-общественный бомонд» — взявшие основное бремя по организации конференции пограничники, вожди стремительно набирающего общественный вес всеукраинского общественного движения «Путь Православных им. Св. Владимира» (организованный им Всеукраинский Крестный ход, приуроченный к 950-летию Киево- Печерской лавры, уже обошел большинство областей Украины и стал акцией, действительно консолидирующей общество на основах его духовных ценностей), неизменный лидер православных братств и июньской «мирной антипапской интифады» Валентин Лукьяник, вузовская интеллигенция из Союза Православных Граждан Украины, экспрессивный лидер православных мирян Одессы Кауров, автор нашумевшего православного детектива «Истинный лик филаретовского патриархата» Василий Анисимов. Депутаты ВР разных фракций, конечно, кроме Руха сотоварищи.

Естественно, актуальная украинская церковно-общественная проблематика не могла пройти мимо участников форума. Уже на пресс- конфереции митрополит Кирилл был вновь вынужден отвечать на поднаторевшие вопросы, что неприятие Русской Православной Церковью папского визита не есть «страусиная политика», а хорошо аргументированная позиция, что католическая сторона действительно ведет себя отнюдь не по партнерски и уж совсем не по братски.

Выражая свое личное мнение, замечу, что в Ватикане прекрасно понимают, что Русская Православная Церковь является авторитетной силой, сбросить со счетов позицию которой политически недальновидно. Вероятно, там прорабатываются пути нормализации отношений с Московским Патриархатом. Очевидно, что после такого явного вызова Русской Церкви, как проведенный вопреки ее просьбе визит Папы в Украину, католическая сторона является «должником» Русской Православной Церкви и нормализация православно-католических отношений возможна только при серьезных шагах со стороны католиков. Что же можно требовать у них? Как видится — отказа от унии. Не декларируемого, а настоящего. Ничего нового в этом нет. Ведь подписала же католическая сторона в 1993 г. Баламандское соглашение с Русской Православной Церковью, в котором униатство недвусмысленно осуждается. Помните, у советских диссидентов был лозунг — «соблюдайте свою конституцию». Да и не секрет, что многие ревнители чистоты католицизма напрочь не приемлют унианство, считая его странным гибридом.

При всей интенсивной насыщенности конференции ее участники не могли пройти мимо «злобы дня», по «горячим следам» анализируя итоги визита Иоанна Павла II на Украину. Вспоминался опыт Грузии, где президент Шеварднадзе оказался не так прост в истории с приглашением Папы Римского. Отработав с помощью этого приглашения на западном «фронте» своей политики, Шеварднадзе, будучи тертым политиком, прекрасно понимал это объективное неприятие, которое вызвал папский визит в его православной стране. Через некоторое время после папского визита Шеварднадзе заключает конкордат с Грузинской Православной Церковью, т.е. дает ей самые высокие полномочия в деле воспитания и образования народа. На конференции не говорили об аналогичном конкордате в Украине, но подчеркивалась необходимость соблюдения элементарных прав и свобод граждан Украины, о том, что вопросы преодоления раскола, канонического статуса являются внутренним делом Церкви. На своей пресс-конференции митрополит Кирилл коснулся итогов переговоров в Цюрихе и дезавуировал пропаганду «Киевского Патриархата и «УАПЦ» об их скором признании Константинопольским патриархатом. Кроме того, на конференции было отмечено, что те политики, которые поддерживают идею одностороннего вмешательства Константинопольского Патриархата в Украину, поступают крайне недальновидно, как с точки зрения интересов государства, так и с точки зрения собственной репутации. Действительно, каноническая Украинская Православная Церковь является доминирующей во всех регионах Украины, кроме Галиции. И создание под эгидой Константинополя «Украинской Поместной Церкви «станет фактором не консолидации, а серьезнейшего раскола нации и государства. Кроме того, вмешательство Константинопольского Патриархата приведет к его полному разрыву с Патриархатом Московским, что сравнимо с трагедией 1054 года, когда Рим и Константинополь окончательно порвали в значительной степени из-за вмешательства Римской Церкви на каноническую территорию Церкви Константинополя. Но этот новый 1054 год, если он, не дай Бог, совершится, приведет к расколу православного мира, и можно себе представить, в каком виде предстанут в памяти современников и потомков деятели, приведшие к этому.

Что характерно, именно украинские участники конференции подчеркивали, что юрисдикционная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом является достоянием Украины, ее истории и культуры, величайшей ценностью для миллионов украинцев, количество которых многократно превышает тех, кому лучше «хоть с чертом, но против Москвы». Действительно, присоединение Киевской митрополии к Московской Патриархии в 1686 г. привело к тому, что украинцы стали занимать в Русской Церкви господствующее положение и возглавили «православный крестовый поход» в азиатскую часть России, просветили светом Евангелия Сибирь и Зауралье, стали великими святыми и богословами Русской Церкви. Таким образом, и по сей день самой «украинской» является Русская Православная Церковь.

Президент Украины является президентом всех ее граждан. Подавляющее большинство ее православных подданных принадлежат к Украинской Православной Церкви. Наиболее оголтелые сторонники неканонических группировок так или иначе связали себя с антикучмовской оппозицией. Еще 9 марта 2001 г. Филарет Денисенко умудрился в течение одного дня присутствовать и на возложении Президентом Украины венков к памятнику Шевченко, и на мероприятии УНА —УНСО, состоявшемся на том же месте, после которого боевики из этой «пацифистской» структуры отправились штурмовать здание администрации Президента.

Но все же не эта тема была на конференции главной. А главным было то, что Церковь продемонстрировала живую преемственность, богословскую традицию, то, что она дает адекватные оценки существующей действительности и что православная оценка состояния общества и государства является очень важной для них. Все участники были единодушны в том, что мероприятие состоялось и оно должно стать важным элементом миссионерского возрождения канонического Православия, весомым вкладом в дело «восточнохристианского ренессанса» братских восточно-славянских народов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать