«Третий кит» обороны
«Мощные корабли делают честь любым ВМС, но в нашем случае нужно исходить из целесообразности построения «москитного флота», — эксперт
В воскресенье Украина отметила День Военно-морских сил ВС Украины (25-летие). За время независимости наше государство почти потеряло то, что унаследовало от советских времен. Причин этому много — от отсутствия четкой политики относительно развития украинской армии, до банальной измены национальным интересам в угоду меркантильным целям тех или иных чиновников. Например, новый корвет, который уже должен был быть спущен на воду, превратился в могилу государственных инвестиций, а сам так и не увидел море. После аннексии Крыма много кораблей осталось на оккупированной территории вместе с частью изменников.
В настоящий момент в условиях агрессии РФ против Украины, перед нашим государством очерчена нелегкая задача. Первое: по мнению экспертов, приоритетность среди сфер обороны стоит за сухопутными войсками и воздушной обороной, а уже потом за ВМС. Второе: несмотря на лозунги некоторых романтиков относительно необходимости насытить флот мощными и большими кораблями, эксперты ставят под сомнение такой акцент. По их мнению, украинские ВМС должны исходить из целесообразного использования небольших, мобильных кораблей и подводных лодок. Строительство или закупка такого вида военно-морского транспорта оправдывается и третьим фактором — финансовым.
Следовательно, после суши и воздуха, третий кит нашей обороны — ВМС — должен срочно реализовать стратегию, которую адмирал Игорь Кабаненко называет построением так называемого москитного флота, который представляет собой совокупность скоростных и маневренных малых боевых кораблей.
«НАМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ХВАТИЛО БЫ КОМПЛЕКТА ИЗ ДЕСЯТКА КОРВЕТОВ И МИНИМУМ ПЯТИ-ШЕСТИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК»
Дмитрий ТИМЧУК, народный депутат, «Народный фронт»:
— Кроме строительства и поддержки «москитного флота», у нас реально в настоящий момент нет сил и средств для того, чтобы развивать что-то более мощное и масштабное. И здесь вопрос заключается не в мощности, а в конкретных целях флота, в определении ближних и дальних театров военных действий, где потенциально может такой флот применяться. Вопрос: зачем вообще нам хотеть выхода на океаническое пространство? Для чего нам рассматривать участие наших ВМС за пределами акватории Черного моря? В свое время появился проект украинского корвета в Николаеве, который по факту был малым фрегатом. Корвет — это корабль прибрежной зоны, ближнего радиуса действия. Фрегат способен выполнять задания на соответствующем расстоянии от своих баз. Наше военное руководство приняло решение о том, что Украине действительно нужен корабль, который действовал бы за пределами прибрежной зоны прежде всего для участия в миротворческих и антитеррористических операциях. Речь идет о том, чтобы Украина фиксировала свое военное присутствие, когда проводятся совместные антитеррористические операции. Кроме того, даже в контексте российской агрессии, не видно других заданий для ВМС за пределами акватории Черного и Азовского морей. Мы же не собираемся воевать с Австралией и каким-то островами в Тихом океане. Как раз в контексте российской агрессии обострилось понимание того, кто именно у нас противник. Если раньше мы высасывали из пальца задание для украинских Вооруженных сил, то на сегодня абсолютно очевидной является цель — против кого в первую очередь мы должны строить оборону. Конечно, мощные большие корабли делают честь любым ВМС, но в нашем нынешнем случае и условиях нужно исходить из целесообразности.
Недавно мне попалось суровое обращение от определенной ветеранской организации, члены которой с пеной у рта требуют строить крейсер «Украина», без которого мы якобы не сможем противостоять России, и что он нам жизненно необходим. Честно говоря, я даже не отвечал на это послание. Потому что у меня возникает вопрос: понимают ли эти люди, сколько данный проект стоит и какие задания этот корабль будет выполнять? Раньше наше военно-морское вооружение ориентировалось на российское и советское вооружение. Те же комплексы ракетных крейсеров способны уничтожать цель в акватории Черного моря, которая является сравнительно небольшой, грубо говоря, не отходя от пристани. В таком плане нам необходимы комплексы, которые проще становить на берегу, и они смогут выполнять соответствующие задания в театре акватории Черного моря без упомянутых крейсеров. Тратить миллиарды гривен на строительство авианосца это, как минимум, звучит странно.
Таким образом, нам полностью хватило бы комплекта из десятка корветов и минимум пяти-шести подводных лодок. Этого достаточно для выполнения нынешних неотложных задач. Но, к сожалению, у нас стоит вопрос даже для реализации этих планов. Мы знаем печальную историю украинского корвета. На этот проект заложили миллионы и их при разных министрах обороны просто «раздерибанили». И на сегодняшний день этот вопрос не закрыт. Но мы понимаем, что миллионы гривен, которые еще необходимо выделить, для Министерства обороны являются достаточно большими суммами. Сейчас для нас первоочередными задачами являются модернизация, ремонт, возобновление и покупка новой военной техники Сухопутных войск, ведь так называемая Антитеррористическая операция происходит силами именно Сухопутных войск. Второе. Перед лицом полномасштабной открытой российской агрессии, хотя такой вариант маловероятен, нам срочно необходимо что-то делать с воздушными силами. Речь идет как о модернизации и закупке самолетов боевой авиации, так и ЗРК. А это, опять же, удовольствие не из дешевых. В этих условиях делать полноценную ставку на развитие ВМС (притом что техника ВМС является наиболее ценной) для нас очень сложно. Пока у нас тратятся сравнительно небольшие средства на обновление парка военной техники, притом что мы последние крохи отрываем из бюджета, от «социалки» и отдаем армии. Поэтому считаю, что относительно ВМС нужно поддержать идею адмирала Игоря Кабаненко о создании «москитного флота» и развивать прибрежную оборону. К сожалению, на большее мы сегодня не готовы. Но мировой опыт показывает, что если мы даже по этим направлениям сработаем грамотно, то сможем выполнить поставленные задачи, по крайней мере по обеспечению безопасности относительно удара с моря.
«УКРАИНСКИЙ ФЛОТ ДОЛЖЕН БЫТЬ СБАЛАНСИРОВАН ПОД КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ»
Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор проекта BlackSeaNews:
— После того как часть личного, корабельного состава, авиации и другой техники вышли из Крыма, не было разговоров о стратегии дальнейшего развития флота. В 2014 году ситуация развивалась так, что могло случиться все что угодно. Мы ожидали удара даже из Приднестровья. Не исключался также десант, как он не исключается и в настоящий момент. Тогда украинские ВМС, находившиеся в Одессе, сыграли большую стабилизирующую роль, несмотря на то, что этот регион усиленно расшатывался пророссийскими силами.
Безусловно, мы потеряли большую часть боеспособных кораблей. Нынешний потенциал украинских ВМС недостаточен для того, чтобы можно было выполнять весь традиционный спектр задач, которые стоят в условиях войны с агрессором. Оправданным шагом было то, что с самого начала определили задание по развитию береговой составляющей, морской пехоты. В частности, количество морских пехотинцев за последнее время выросло в несколько раз. Наша морская пехота выполняет задание на востоке Украины и делает это достойно. Обычно корабельный состав не увеличивается за неделю, месяц или полгода. Считаю, что очень правильным является то, что ВМС Украины возглавляет вице-адмирал Воронченко. Это человек, который хорошо знает, что такое береговой компонент и как он должен взаимодействовать с морским компонентом. Но, безусловно, например, высадку десанта нельзя отбить только береговой составляющей.
Мы видим, как последние годы Черное море превращается в российское озеро. Более того, новые российские корабли и подводные лодки получили уже крещение кровью. Это важный психологический момент — если ты стрелял по людям в Сирии, то для тебя уже не является проблемой стрелять по территории Украины. В зоне риска остается украинский черноморский шельф — от одесского месторождения к западному побережью Крыма. Те же вышки на одесском месторождении охраняются черноморским флотом РФ. Эти вышки используются, в частности, как объекты радиоразведки — воздушной, морской и подводной.
Поэтому украинские ВМС нуждаются в упрочении, и в этом вопросе я бы доверился профессионалам, которые настаивают на строительстве «москитного флота». В этом плане необходимо соотносить наши финансовые возможности с реальной возможностью получить в ближайшее время необходимые военно-морские мощности. Часть кораблей нужно получить от западных партнеров, а часть строить самим или совместимо с ними. В любом случае украинский флот должен быть сбалансирован под конкретные задания. В частности, нам необходимы тральщики, которых почти нет, нужны корветы, корабли ближайшей морской зоны и так далее. Конечно, это было бы большим национальным подъемом, если бы, кроме фрегата Гетман Сагайдачный, у нас появилось еще несколько подобных кораблей, но опять же, необходимо все измерять целесообразностью дня сегодняшнего.
Могу сказать лишь то, что моряк не может без моря и корабля. Моряк — это прежде всего профессия, а следовательно, знание и опыт. Если мы будем строить корабли годами, замораживать проекты или рассчитывать на масштабные проекты, которые нельзя реализовать в ближайшее время, то впоследствии начнем терять профессионалов. А это сверхважный актив.
Выпуск газеты №:
№112, (2017)Section
Подробности