Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Три вывода...

Эксперт: «Ситуация с доверием к правоохранительным органам будет зависеть от того, найдут Петра Мельника или нет»
13 августа, 10:03
В СУДЕ ПЕТР МЕЛЬНИК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ НЕ МОГ, А ДОМА, ПОХОЖЕ, СТАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ / ФОТО УНИАН

Загадочный побег подозреваемого во взяточничестве экс-ректора Национальной налоговой академии Петра Мельника из-под домашнего ареста прямо из-под носа милиционеров уже пятый день резонирует отечественное информпространство. Впрочем, вместо серьезного расследования позорного инцидента, дело Мельника все больше приобретает признаки фарса. Чудо- браслету одиозного высокопоставленного должностного лица уже успели приписать целебные свойства (чудо техники сумело мгновенно превратить больного немолодого человека в прединфарктном состоянии, в котором Мельник появился накануне в суде, в бодрого беглеца), а к его поискам, кроме силовиков, подключили даже экстрасенсов. Из-за нехватки данных, все желающие занимаются конспирологией, выдвигая самые невероятные версии: от элементарной небрежности со стороны милиционеров, которые с опозданием отреагировали на сигнал тревоги (по этому факту прокуратура уже начала уголовное производство) до фантастических историй с похищением бывшего ректора Налоговой академии, которую назвал адвокат подозреваемого.

Еще большую трагикомическую ситуацию создает заявление защитника Мельника Алексея Назаренко, который в эфире телеканала ТВі заявил, что его подопечный уже успел связаться со следователем и сказал тому: «Когда все успокоится, я появлюсь». Зато побег своего подзащитного адвокат Петра Мельника связал в первую очередь с плохим состоянием здоровья VIP-подозреваемого и давлением надоедливых журналистов (?!), которые проявляли слишком активный интерес к его делу.

На побег Мельника на своем профиле в Фейсбук достаточно флегматично отреагировал премьер-министр Украины Николай Азаров. Он сообщил, что уже поручил главе МВД Виталию Захарченко «принять все необходимые меры, которые принимают органы внутренних дел в подобных ситуациях», а также назвал поведение господина Мельника «недопустимым».

Интернет-сообщество на подобные заявления отреагировало достаточно скептически. Мол, бывший ректор Мельник уже давно пересек украинскую границу и вскоре всплывет информация, что он удачно устроился в соседней России или Беларуси. В то же время, в торжество справедливости и эффективность работы отечественных правоохранительных органов немногие верят. В сети даже появилась серия тематических фотожаб в стиле «Добби свободный!!!», «Побег из Шоушенко-2», «Беги, Петя, беги!», «Побег параолимпийца», «Чмок-чмок, я ушел. Мне пора!» и «Виталий Захарченко «Министр года» по версии Петра Мельника». А СМИ оперативно составили рейтинг стран, куда украинские чиновники чаще всего убегают от правосудия. Однако эксперты убеждают, история с Мельником вывела на поверхность, по меньшей мере, три проблемы, на которые необходимо обратить внимание.

Во-первых, реакция людей на побег Мельника демонстрирует весь масштаб уровня недоверия населения к власти. Казалось бы, поймав «на горячем» известного взяточника, власть собственными действиями объявила крестовый поход против коррупции в кругу «своих», проявила «неизбирательность» украинского правосудия, но в то же время продемонстрировала весь масштаб недейственности таких шагов. Отсюда и скептицизм общества, и разочарование в том, что Петра Мельника таки найдут. «Пикантная ситуация заключается в том, что все понимают или, по крайней мере, догадываются — побег Мельника не похож на случайность, — заявил в комментарии «Дню» бывший работник службы соблюдения прав человека в МВД, член правления Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов Владимир БАТЧАЕВ. — Вполне очевидно, что Мельник является фигурантом не того масштаба, чтобы просто взять и убежать из-под домашнего ареста. А, следовательно, политическая составляющая этого инцидента видна невооруженным глазом».

«Чтобы как-то «обелить» себя в глазах общества власть должна довести до конца расследование данного дела. Причем это должно происходить с привлечением независимых экспертов и с широким освещением в печати хода и промежуточных результатов расследования», — заметил эксперт.

Второе — невероятное исчезновение экс-ректора наиболее коррумпированного учебного заведения страны является очередной, после событий во Врадиевке, желтой карточкой общества правоохранительным органам в целом, и главе МВД Виталию Захарченко в частности. «Милиция своей бездеятельностью, во всяком случае, в который раз села в лужу. Ведь соблюдение прав человека в милиции заключается не только в том, чтобы невинные не оказались под действием милицейского пресса, но и в том, чтобы преступники, взяточники, коррупционеры тоже несли соответствующее наказание. Это также проблема, и в ее разрешении заинтересовано как общество, так и каждый из нас», — говорит Владимир Батчаев.

«Очевидно, что, прежде всего, побег Мельника отразится на отношении к правоохранительным органам, — рассказала «Дню» глава Фонда «Демократические инициативы» Ирина БЕКЕШКИНА. — Я еще после Врадиевки прогнозировала, что эти события повлияют на уровень доверия общества к милиции. Сейчас же, опираясь на свежие результаты опросов Института социологии, которые проходили после врадиевских событий, могу сказать, что на уровень недоверия людей к правоохранительным органам это не повлияло никак. Однако уровень доверия резко упал более чем наполовину: если до событий во Врадиевке он был равен 16—18%, то ныне он составляет 7%. Другое дело, что здесь уже не чему падать. То есть вполне очевидно, что доверие уже не вырастет, а уровень недоверия уже и так находится на грани».

Однако эксперт убеждена, что «частично ситуация с доверием к правоохранительным органам будет зависеть от того, найдут Петра Мельника, или нет. Если реализуется второй вариант, то общество только удостоверится в том, что показательное задержание и невероятный побег Мельника были предварительно спланированными». «Если же Мельника таки найдут, то не думаю, что потери относительно доверия людей к милиции будут настолько значительными», — уверена Бекешкина.

В-третьих, инцидент с Мельником способен подорвать авторитет нового Уголовно- процессуального кодекса, принятием которого так гордятся в Администрации Президента. «Я всегда приветствовал такую меру пресечения, как домашний арест. Ведь чем меньше людей «гниют» в следственных изоляторах, тем лучше как для общества, так и для этих лиц», — рассказал «Дню» Владимир Батчаев. — Однако ныне я очень обеспокоен тем, что из-за этой бестолковости и халатности милиции суды будут принимать меньше решений о взятии граждан под домашний арест. Потому что судебные органы, ссылаясь на этот феномен исчезновения Мельника, в последующем могут признать неэффективной такую меру пресечения, как домашний арест, и откажутся от ее массового применения. Как следствие, опять начнут «трамбовать» СИЗО людьми, которые не представляют опасности для общества. Впрочем, об этом мы сможем судить исключительно в динамике. Это нам покажет только время».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать