Триумф Виктора Ющенко или коммунистический реванш?
Вероятные политические последствия эскалации акций «Украина без Кучмы!»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010403/460-4-1_0.jpg)
Анализ публикаций в зарубежных средствах массовой информации относительно социально-политической ситуации в Украине, высказываний по этому поводу западных политиков и членов правительства, а также решений некоторых международных структур свидетельствует: на Западе по разным причинам, в том числе из-за неадекватного информирования общественности о событиях в Украине, сформировался стойкий стереотип, согласно которому усиление антипрезидентских акций протеста откроет дорогу к власти известному своими прозападными взглядами нынешнему премьер-министру Украины В. Ющенко. Тем не менее, аналитики Украинской академии политических наук на основе изучения современной расстановки политических сил, прогноза динамики главных факторов, формирующих внутриполитическую ситуацию в государстве, пришли к противоположному выводу: акции «Украина без Кучмы!» в случае их дальнейшей эскалации приведут к коммунистическому реваншу.
В нынешний политической ситуации в Украине фигура премьер-министра В.Ющенко оказалась на перекрестке разновекторных интересов партий, бизнес-группировок, региональных элит. Это связано не только с желанием последних влиять на кадровые процессы в правительстве, но и с тем, что его нынешний глава рассматривается поддерживающими его политическими силами в качестве одного из самых перспективных политиков Украины, потенциального кандидата на высшую руководящую должность в государстве.
Вследствие такого усиленного внимания к В. Ющенко в зарубежных политических кругах сложилось представление о том, что правительство Украины, и в особенности его глава, являются самодостаточными политическими субъектами, владеющими необходимыми ресурсами для того, чтобы самостоятельно влиять на ход политического процесса. Имеется в виду, прежде всего, сценарий событий, обусловленный так называемым кассетным делом. По его логике, эскалация акций «Украина без Кучмы!» послужит причиной отставки Президента Украины, обязанности которого в соответствии с Конституцией перейдут к нынешнему премьер-министру В. Ющенко. Это даст последнему возможность консолидировать вокруг себя правоцентристские и правые политические силы и, использовав админресурс, победить на президентских выборах. Тем самым будут оправданы надежды Запада на продолжение в Украине курса реформ с одновременным ее очищением от «олигархов» и коррупционеров.
Впрочем, есть основания утверждать, что такой расчет в значительной мере строится на поверхностном представлении о политических реалиях Украины, восприятии их через «мифы», созданные украинскими же политиками в своих целях.
Первым из таких «мифов» является представление о том, что нынешнее правительство и премьер-министр нуждаются в защите от Президента Л. Кучмы. В самом деле, Президент нередко высказывал недовольство деятельностью членов правительства, в частности и под влиянием их откровенных недругов. Однако следует напомнить, что на утверждение В. Ющенко на должности премьер-министра и одобрение программы действий правительства Верховной Радой определяющее влияние имел именно Президент Украины. В то время парламентские фракции, которые представляли основные финансово-политические группировки (СДПУ(о), «Возрождение регионов», «Трудовая Украина»), а также партии, которые поддержали главу государства на президентских выборах, не были заинтересованы в кандидатуре В. Ющенко на должность премьер-министра и поддержали ее, лишь ощущая политическое давление Президента Л. Кучмы. Фракции же, голосовавшие за кандидатуру В. Ющенко из «идейных соображений» (Народный Рух Украины, Украинский Народный Рух, «Батьківщина», «Реформы-Конгресс»), составляли незначительное меньшинство по сравнению с общей численностью депутатов и, бесспорно, не могли самостоятельно влиять на процесс утверждения премьера и программы его правительства.
Сегодня ситуация не только не изменилась в пользу Кабинета Министров, но и ухудшилась. Вследствие развертывания «кассетного дела» произошел раскол парламентского большинства: фракции, поддерживающие премьера (Народный Рух Украины, Украинский Народный Рух, «Батьківщина», «Реформы-Конгресс»), перешли в оппозицию к Президенту, поставив своего «идейного лидера» в двузначное положение, а само большинство — на грань исчезновения. Основная же часть фракций «большинства»» пока что ориентируется на позицию главы государства. Однако если акции «Украина без Кучмы!» в ближайшее время будут разворачиваться, то независимо от того, начнет Л. Кучма переговоры с оппозицией или нет (а последнее также вполне вероятно, учитывая особенности характера Президента, не предрасположенного подчиняться внешнему давлению), представленные в парламенте основные финансово-политические группировки воспримут это как знак ослабления Президента и затем почувствуют себя свободными от обязательства поддерживать В. Ющенко в качестве премьера.
Симптомы этого наблюдаются уже теперь. Так, процесс переговоров по поводу подписания политического соглашения между Кабинетом Министров и депутатским большинством в Верховной Раде Украины показал, что эту идею практически не поддерживают такие две влиятельные и крупные фракции, как СДПУ(о) и «Возрождение регионов». В сочетании с довольно противоречивым отношением к главе правительства руководства Народно-демократической партии и «Трудовой Украины», фракции которых входят в ядро «большинства», это вызывает серьезные сомнения в том, что В. Ющенко останется на своей должности после отчета правительства 17 апреля. По предварительным подсчетам расклад политических сил в парламенте по вопросу поддержки правительства В.Ющенко таков:
Итак, на сегодня количество потенциальных противников В. Ющенко значительно превышает количество его сторонников, при этом последние не имеют шансов самостоятельно изменить баланс сил в свою пользу. При таких условиях сохранение правительства и его руководителя В. Ющенко полностью зависит от стабильности влияния и позиции Президента Украины. Именно на эти факторы будут ориентироваться при голосовании на Дне правительства в апреле наибольшие центристские фракции, являющиеся оппонентами премьера. Таким образом, В. Ющенко может просто не дождаться момента, чтобы стать при соответствующем сценарии событий «исполняющим обязанности» Президента, поскольку к тому времени уже не будет главой правительства. Следует также учесть, что в Верховную Раду представителями оппозиции внесен проект изменений в Конституцию, которые предусматривают переход к парламентско-президентской республике. Кроме авторов проекта, среди которых и представители Коммунистической партии Украины, в нем объективно заинтересованы также некоторые олигархические группировки, что открывает путь к внесению указанных изменений. Следствием этого процесса будет сужение президентских полномочий фактически до сугубо представительских.
Сам премьер-министр не может не понимать, в каком положении он оказался. Поэтому подписание им известного «заявления трех» является не проявлением беспринципности, как утверждают многие политики и журналисты, а трезвой оценкой ситуации. Ведь, как отмечалось, без поддержки Президента он не может самостоятельно удержаться на премьерской должности. Антипрезидентская оппозиция для этого не имеет парламентских ресурсов. Больше того, левая ее часть вообще не заинтересована в сохранении В. Ющенко на должности главы правительства, нынешнее лояльное отношение социалистов к премьеру — лишь тактический ход. Суть сценария социалистов состоит в том, чтобы использовать В. Ющенко и ориентирующиеся на него правоцентристские силы для смещения Л. Кучмы с поста главы государства. Для президентских выборов у социалистов есть собственный, хорошо «раскрученный» в ходе так называемого кассетного дела кандидат — А. Мороз, а В. Ющенко отводится роль «политического камикадзе», который после выполнения своей задачи уйдет в политическое небытие. Социалисты удачно «маскируют» от Запада свои настоящие цели, навязывая политическим кругам и общественности тенденциозное видение ситуации в Украине.
Второй распространенный политический миф — то, что В. Ющенко в случае устранения с должности премьера может стать лидером объединенной демократической оппозиции, которая победит на следующих парламентских выборах и образует в Верховной Раде реформаторское большинство. Такой вывод также безоснователен. Во-первых, как указано выше, в этом не заинтересована левая часть антипрезидентских сил. Во-вторых, реальные шансы правоцентристов и правых на будущих выборах незначительны по сравнению с шансами левых сил.
Это подтверждает прогноз результатов выборов, сделанный по данным систематических опросов граждан, проводящихся известными социологическими центрами Украины — Социологической службой «Социс-Гэллап», Центром «Социальный мониторинг», Институтом социальной и политической психологии АПН Украины, Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова.
На основе указанных выше социологических данных с помощью методов математической статистики (использовался критерий наименьших квадратов К.Гаусса для определения линий прогнозирования) специалистами Института социальной и политической психологии АПН Украины был составлен прогноз распределения голосов электората на момент проведения очередных выборов в марте 2002 г. Согласно этому прогнозу барьер в 4% голосов преодолели бы такие партии и блоки:
Таким образом, по прогнозу, политические силы, поддерживающие В. Ющенко, получили бы не больше 95 мандатов, тогда как левые партии (КПУ, СПУ) — 223. Учитывая, что такие партии, как НДП, СДПУ(о), ПЗУ, не воспринимают В. Ющенко как объединяющую для парламентского большинства фигуру, он не имел бы никаких шансов быть еще раз утвержденным премьер-министром. Больше того, в случае продолжения акций «Украина без Кучмы!» будет нарастать взаимное отчуждение про- и антипрезидентских центристских и правоцентристских партий, что окончательно похоронит надежды на создание в будущем парламенте нелевого большинства.
Кроме того, следует учитывать, что эскалация конфликта спровоцировала и будет провоцировать и в дальнейшем значительное повышение политической активности коммунистов, которые после выборов 1999 года уже было смирились с ролью наибольшей оппозиционной партии, которая борется без надежды на успех. Теперь же КПУ, обеспокоенная тем, что акции «Украина без Кучмы!» лишают ее монополии на протестный электорат, вынуждена, в свою очередь, прибегать ко все более радикальным действиям под лозунгом «Украина без Кучмы и Ющенко!». Учитывая популярность коммунистических идей среди населения большинства регионов Украины, можно предвидеть, что реальный успех КПУ на будущих выборах будет еще больше прогнозируемого. А это — прямой путь к созданию левого парламентского большинства по молдавскому образцу, «перекройке» Конституции под парламентско-президентскую республику, вступлению Украины в Союз России и Беларуси и постепенной реставрации общественного устройства, существовавшего в Украине до 1991 года.
Итак, из всего изложенного можно сделать один вывод. Поддерживая акции «Украина без Кучмы!» и стремясь сделать В. Ющенко Президентом Украины, Запад объективно содействует приходу к власти левых сил, отдельные представители которых очень удачно «замыливают глаза» заграничным сценаристам «кассетного дела». Этим не должны пренебрегать те, кто искренне заинтересован в демократической, с рыночной экономикой, Восточной Европе и не хотел бы видеть ее в очередной раз интегрированной вокруг Москвы на основах общей славянской или евразийской судьбы.
Выпуск газеты №:
№60, (2001)Section
Подробности