Тупиковый путь
Что показали митинги? Оппозиция не делает выводов из собственных ошибок, а власть — обкатывает опасную технологиюПохоже, единственный победитель в субботних митингах власти и оппозиции — это политтехнология. Партии настолько увлеклись конструированием политических событий с прицелом на предстоящие президентские выборы, что теряют реальность и ощущение предела.
Какие можно сделать выводы из самих акций? Первый — оппозиция продолжает действовать в привычном для себя фарватере, часто создавая звуковые эффекты, но не имея конкретных результатов. Вряд ли кто-то ожидал от оппозиционеров, что они назовут единого кандидата на президентские выборы, но объявление фамилии кандидата на должность городского головы Киева продемонстрировало бы серьезность намерений «Батьківщини», «УДАРа» и «Свободи». Этого тоже не произошло, а следовательно, оппозиция, как и раньше, продолжает игнорировать работу над ошибками. Конечно, не кандидатами едиными, оппозиционеры могли хотя бы обратить внимание на то, что так называемый антифашистский митинг — очень опасная технология для страны, а не переходить на риторику своих оппонентов и обвинять их в «фашизме».
А теперь, собственно, о так называемом антифашистском митинге. И это второй вывод. На День Победы Президент выступил со взвешенной и правильной речь, отметив два ключевых момента — вклад Украины в победу во Второй мировой войне и необходимость примирения. Но, похоже, позже на стол Виктору Федоровичу попал другой план совсем других авторов, которые предложили развернуть «антифашистские» протесты. Это тупиковый путь. Когда-то в 2004 году Украину уже делили на сорта. «Антифашистская» кампания Партии регионов, соответствующие лозунги и заявления, это путь к маргинализации своих избирателей. Наталия Витренко в свое время его прошла. Где сегодня ПСПУ?
Диссонанс, когда Президент в своей речи вспоминает две тоталитарных системы — нацистскую и сталинскую, а на митинге «антифашистов» появляется портрет Сталина, должен стать поводом для анализа внутри Партии регионов.
«Я бы не связывал однозначно все события, происходящие в Украине, с именем Президента, — говорит представитель Партии регионов Владимир Зубанов. — Во-первых, у нас достаточно развита партийная система, и партии тоже думают, как себя позиционировать, как удерживать свой электорат и соответствующим образом планируют такие мероприятия. Поэтому такие действия я бы скорее назвал партийными инициативами оппозиции и Партии регионов».
В таком случае можно допустить, что Виктор Янукович будет пытаться позиционировать себя как бы отдельно от Партии регионов, то есть он — Президент всей страны, а не только руководитель ПР. Следствием может быть то, что Виктор Федорович будет отмежевываться от акций родной партии.
Конечно, есть вопрос и к «Свободе», они дают поводы. Даже взять последнее выступление пани Фарион на оппозиционном митинге — ее призыв к войне. Это еще один повод для регионалов «бороться». Вообще все это противостояние больше похоже на технологию, в которой «Свободе» отводится роль спарринг-партнера для власти. «Многие выступления работали на политтехнологическую модель президентских выборов, выгодную власти, — комментирует политолог Вадим Карасев (полное интервью читайте ниже). — Тягнибок против нынешнего Президента во втором туре выборов: национал-социалист, радикал против действующего Президента, прагматика, центриста, который подписал Соглашение об ассоциации с ЕС и является олицетворением прогрессивных сил в Украине. Люди будут напуганы тем, что скажут отдельные представители оппозиции и окажутся перед выбором меньшего зла. Обещание поддержать любого кандидата, который выйдет во второй тур, учитывая медийный и политтехнологический ресурс власти, достаточно опасно».
Показательным также было выступление на митинге регионала Сергея Тигипко, который пожаловался на то, что в украинском парламенте народным депутатам не дают возможности выступать на русском языке. Тогда как «в европейских парламентах каждый может выступать на своем родном языке». Он отметил, что «угроза фашизма в Украине в настоящий момент всем понятна и побороть это может только ПР». Оказывается, в Украине есть проблемы с языками. И это после принятого с боями «языкового» закона Кивалова-Колесниченко.
В целом же, воинственная риторика Партии регионов, как и оппозиции, не может не повлиять на репутацию страны. Не прибавит ее и инцидент, который произошел в день митингов. Это драка, которую многие предрекали, между «свободовцами» и наемными «спортсменами». Провокации, с какой бы стороны они ни были, сработали. Возможно, ситуация и не получила бы такой огласки, если бы не избиение журналистки «5 канала» Ольги Сницарчук и фотографа «Коммерсанта» Влада Соделя.
«Когда мы с Олей обратились к представителям правоохранительных органов о помощи, они нам заявили, что угроза физической расправы не является препятствием для журналистской деятельности, — комментирует «Дню» Содель. — Милиция, в принципе, не понимает, что является препятствием для деятельности журналиста. А позже эти угрозы перешли в конкретные действия: в нас плевали, а затем облили водой с головы до ног. После этого они начали вырывать у меня из рук камеру, бить по объективу. Рядом со мной стоял лейтенант и подполковник милиции, и еще куча людей в погонах. Мы к ним также обращались, почему они ничего не делают, а стражи порядка просто отвернулись. Эти люди есть на фото и, как минимум, их нужно лишить погонов, а как, максимум — они должны нести ответственность за свою бездеятельность».
Несмотря на то, что нападающих быстро идентифицировали — журналисты и блогеры даже приводят их личные данные, милиция и до сих пор ищет нарушителей. «По фактам избиения журналиста 18 мая текущего года было возбуждено уголовное дело, — сообщил на вчерашнем протесте журналистов около Министерства внутренних дел заместитель начальника главного управления МВД Олег Татаров. — Создана следственно-оперативная группа, в которую вошли опытные представители следствия. За выходные проведены допросы около 70 свидетелей... Установлена личность, которая могла быть причастной к преступлению, осуществлен выезд на место его проживания. Опрошены его родственники, соседи. Физически личность еще не установлена. Фамилию личности я не имею права называть. У нас действует презумпция невиновности».
Журналисты собрались у дома МВД с призывом расследовать дела и наказать виновных. Министр к митингующим так и не вышел. «Эта ситуация является свидетельством того, что правоохранительные органы чрезвычайно втянуты в политическую борьбу, что политическая борьба приобретает признаки грубости и признаки злоупотребления, — комментирует Виктория Сюмар, директор Института массовой информации. — Потому что те люди, которых мы видели на видео, били журналиста не ради самого факта избиения, а потому что он снимал, как они эти провокации организовывали. Как видим, журналисты в таких ситуациях всегда первыми попадают под огонь. В этом как раз и состоит опасность журналистского труда и то, что не вмешивались стражи порядка, свидетельствует о связи этих провокаторов и милиции. Выводы, к сожалению, очень досадные: если сегодня мы не увидим расследования в наказании виновных, это будет значить, что правоохранительной системы в Украине нет, потому что она защищает не человека, а политические интересы конкретной группы лиц. Последняя очень часто злоупотребляет своими возможностями с целью организации очень опасных провокаций. А журналистам нужно научиться быть последовательными и дожимать ситуацию до конца — до наказания виновных».
Продолжение темы:
Такой «антифашизм» — пропаганда фашизма
Михаил ЧЕЧЕТОВ: «Ничего страшного не произошло»
Выпуск газеты №:
№84, (2013)Section
Подробности